В обучении самая главная мотивация — это внутреннее желание познавать новое. Оно может быть врожденным или воспитанным в компании.
Мы собрали пять кейсов, где практики бизнеса рассказывают, как привить сотрудникам любовь к учебе и что делать, если работник не хочет развиваться.
AG Experts: «Сделайте акцент на пользе обучения»
Индустрия: услуги и дистрибьюция
О компании: AG Experts — международная сеть установочных центров по замене и ремонту автостекла.
В компании мы прокачиваем 206 механиков в 74 городах России. Дистанционно учим менять стекла и работать с клиентом.
Сперва мы загружали на учебный портал многостраничные регламенты и инструкции. Естественно, никто их не читал. Как оказалось, механики не видели пользы в «макулатуре».
Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальные преимущества онлайн-обучения и видеть, какой от него профит.
Если курсы не помогают работать быстрее и качественнее, люди не будут тратить на них время. Чтобы повысить мотивацию, в начале каждого курса — первый-второй слайд — я очерчиваю пользу: о чем пойдет речь и чему можно научиться.
Озвучка и видеосопровождение — еще две опции, которые работают на вовлечение. Они делают урок более живым и естественным, помогают быстрее вникнуть в суть и не упустить ничего важного.
Также это позволяет немного «разгрузить» курс: убрать текст, который можно озвучить, сделать динамичнее подачу.
Большинство наших механиков — молодые люди. Средний возраст: 25-30 лет. Читать тонны текста им скучно, а курс с озвучкой можно послушать в машине по дороге на работу.
Видео же делает обучение максимально наглядным. Вместо того, чтобы долго описывать, как демонтировать дворники, легче показать это в деталях.
Музыка — еще один сильный способ вовлечения.
К примеру, в курс «Средства индивидуальной защиты» я вставила трек AC/DC. Улёт такой, что только из-за этого пройдешь материал до конца. Опять же, этот способ сработает, если ваша аудитория — молодые люди, у которых рок-н-ролл в крови.
Обязательно выдавайте электронные сертификаты за пройденные курсы. Сперва я не оценила такой прием. В итоге об этом меня попросили сами сотрудники — они проходят тесты, но ничего не получают. Обидно.
Теперь к каждому курсу я прикрепляю электронный сертификат. После обучения сотрудники из регионов распечатывают сертификат в цвете, вешают в мастерской и чувствуют себя частью большой компании. Когда человек соревнуется, получает результат, это сильно мотивирует.
Результат: посещаемость системы дистанционного обучения (СДО) — 100%. По отчетам я вижу, что постоянно учатся все 206 механиков: кто-то проходит новые курсы, кто-то повторяет старые. Читать подробнее кейс →
НЛМК: «Добавьте скучным презентациям интерактива»
Индустрия: тяжелая промышленность
О компании: Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) — самая крупная производственная площадка группы НЛМК, лидер металлургической отрасли России по объемам производства.
Дистанционное обучение должно вовлекать. Если очные тренинги держатся на харизме тренера и живом диалоге с группой, то eLearning лишен таких преимуществ. Сотрудник остается один на один с онлайн-курсом. И от того, насколько интересно подан материал, зависит, изучат его до конца или нет.
Мы запустили дистанционное обучение в 2016 году. Сперва наши курсы походили на типовые презентации в PowerPoint: куча текста на слайдах, минимум картинок. В итоге из 30 000 сотрудников в месяц всего 122 проходили курсы до конца.
Нужно было менять формат подачи материала. Потому мы стали делать курсы больше похожими на компьютерные квесты: с сюжетом, персонажами, различными локациями и с видео. Таким, к примеру, получился курс «Пылегазоочистные и водоочистные установки».
Суть: на предприятии работают пылегазоочистные и водоочистные установки. Они, как фильтр, очищают от вредных веществ выбросы в атмосферу и сточные воды.
Однако некоторые сотрудники комбината не знали, для чего нужны установки. Новичкам приходилось объяснять простые вещи: что это за установка, как определить, исправна она или нет.
В курсе восемь модулей по 20 минут, разветвленный сюжет, разные локации. Пользователь может выбрать наставника, который будет его тренировать. Это реальные специалисты НЛМК.
Как в хорошем компьютерном квесте, сотрудник всегда сталкивается с выбором: поступить по правилам или закрыть глаза на проблему. Каждое решение имеет последствия.
По изученным курсам мы также проводим интеллектуальные поединки среди сотрудников. Это еще один способ мотивировать к обучению.
Вот только состязаются люди не друг с другом, а с вымышленным эрудитом Анатолием Лассерманом — это признанный эксперт во всех областях и он никогда не ошибается.
Как все работает: мы берем 6-10 вопросов по актуальной для компании теме, создаем на их основе диалоговый тренажер через iSpring Suite и назначаем персоналу. Пройти игру можно в любое удобное время.
Принцип: сотрудникам нужно набрать как можно больше правильных ответов. Отвечаешь верно — переходишь на другой вопрос. Ошибаешься — читаешь правильное пояснение. Вступить в поединок можно с компьютера, планшета или телефона.
Результаты: в 2016 году на старте дистанционного обучения количество постоянных учетных записей в СДО было минимальным. Сейчас учебным порталом пользуются 16 000 человек. Среднее количество завершенных курсов в месяц увеличилось в 10 раз: с 122 до 1 563.
Более 20% очных лекций мы уже перевели в дистанционный формат. Но сотрудники до сих пор оставляют заявки на разработку новых курсов. Читать подробнее кейс →
РТРС: «Покажите связь между обучением и карьерным ростом»
Индустрия: телекоммуникации
О компании: «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) — монополист в области связи. Предприятие ведет эфирную трансляцию теле- и радиоканалов по всей стране.
Исследование международного рекрутингового агентства Kelly Services показало, что 34% сотрудников в России волнует возможность карьерного роста. Это данные 2017 года.
Потому при запуске проекта кадрового резерва мы сразу указали — это шанс в будущем занять должность главного инженера или директора филиала. Отбирали людей с высокой мотивацией, которые готовы инвестировать личное время в развитие.
В первый поток кадрового резерва попали 77 человек. Это сотрудники, которые показали высокие результаты на тестировании и получили хорошие рекомендации от руководителей.
За каждым резервистом у нас закреплен куратор по развитию из Департамента кадровой политики. Для каждого прописан индивидуальный план развития. Он включает: онлайн-курсы, видеолекции, книги, работу с наставником, развивающие задачи на рабочем месте.
Мы придерживаемся принципов микрообучения: подаем новую информацию небольшими порциями — короткий электронный курс, небольшая статья. Так материал легче усвоить, обучение не занимает много времени.
Для нас идеальный электронный курс — курс с четкой структурой и навигацией. Он должен быть привязан к практике.
Когда материалы помогают резервистам делать работу качественнее и быстрее, заставлять учиться не приходится.
В обучении мы активно используем не только книги, видеолекции и электронные курсы, но и диалоговые тренажеры. Создаем их в iSpring Suite.
Диалоги заменяют практические занятия в аудитории. В основе бизнес-кейс из реальной практики. К примеру, через тренажер резервисты учатся давать сотрудникам обратную связь.
Кураторы постоянно дают резервистам обратную связь, при необходимости вносят изменения в учебный план.
Результат: программу по подготовке кадрового резерва мы запустили в конце 2016 года. 10 резервистов уже пошли на повышение. Глядя на их взлет, «загорелись» и другие. Еще до объявления набора в новый поток кадрового резерва мы получили десятки новых запросов с просьбой записать в программу. Читать подробнее кейс →
MW-LIGHT: «Добавьте в обучение элементы соревнования»
Индустрия: производство и дистрибьюция
О компании: MW-LIGHT — международный производитель и дистрибьютор декоративных светильников для интерьерного и ландшафтного освещения.
Мы дистанционно обучаем собственную розницу и мерчендайзеров оптовых клиентов: Leroy Merlin, OBI, Castorama, Maksidom, Hoff. Даем классическую прошивку по навыкам продаж: как встречать покупателей, презентовать товар, работать с возражениями и так далее.
Проблема, с которой мы столкнулись: большинство сотрудников оптовых клиентов игнорируют электронные курсы. Учатся лишь 15%. Административный ресурс не действует. Мы не можем заставить развиваться — люди нам не подчиняются. При этом они ежедневно знакомят покупателей со светильниками MW-LIGHT, и от их работы зависит наша прибыль.
На основе геймификации в СДО iSpring Online мы разработали программу мотивации сотрудников к обучению онлайн «Монетизируй свои знания вместе с MW-LIGHT».
Суть: мерчендайзеры проходят шесть курсов и решают тесты. За каждый решенный тест сотрудники получают очки. Они копятся на их учетной записи в СДО. Сотрудники, которые набрали больше всего очков, получают сертификаты «М.Видео».
Результат: мы протестировали программу на фокус-группе из 90 мерчендайзеров. Вовлеченность в обучение составила 60%. Теперь мы планируем увеличить охват — запустить систему мотивации для сотрудников всех оптовых клиентов. Читать подробнее кейс →
Deloitte: «Следите за качеством контента и запустите мобильное обучение»
Индустрия: аудит и консалтинг
О компании: Deloitte — международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита.
Мы дистанционно готовим аудиторов к российской и международной сертификации. Многие сотрудники приходят к нам сразу после университетов, а отношение к обучению у нового поколения отличается от того, что было раньше.
Современный eLearner требовательный, мобильный, хочет всего и сразу без усилий. Он точно знает, чему и как его должны учить.
7 секунд — ровно столько сотруднику требуется, чтобы определить, интересен для него контент или нет. Потому обучение не должно занимать много времени, а в курсе не должно быть лишнего.
Изучив материал, сотрудники сразу должны использовать полученные знания в работе. Если в курсе много «воды», его вряд ли пройдут до конца.
Также важно тщательно работать над качеством. eLearner замечает любой промах и неточность. Это плохо влияет на репутацию дистанционного обучения, к нему перестают относиться серьезно.
Позвольте сотрудникам учиться тогда, когда им это удобно, и с устройств, которые они используют чаще всего.
Наши сотрудники чрезвычайно загружены. Им приходится справляться с огромным объемом информации, участвуя сразу в нескольких проектах. Потому в учебе для них важна мобильность.
Курсы, созданные в iSpring Suite, автоматически подстраиваются под любой размер экрана. За счет этого люди могут учиться в любом месте, в любое время.
Согласно нашим опросам, 27% сотрудников проходят курсы и тесты в транспорте, 52% — во время обеда, дома — там, где удобно. Меньше всего учатся на рабочем месте.
Результат: на 30% выросло число аудиторов, которые успешно прошли российскую сертификацию.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.