Проводить онлайн-обучение удобно: не нужно собирать всех сотрудников в одно время, нанимать тренера и вручную проверять тесты. В режиме онлайн работники быстрее пройдут материал и смогут применить знания для продуктивной работы. Но, чтобы учеба принесла пользу, важно учитывать требования к онлайн-обучению и преподавателю.
В статье рассмотрим, зачем онлайн-обучению нужна структура и как правильно выстроить курс, чтобы он был эффективным.
Зачем курсу нужна структура
Представьте, что вы учите иностранный язык. На первом уроке вам дают текст и просят прочитать. Но вы еще не изучали буквы и звуки — естественно, что задание вы не выполните. Это и есть неструктурированное обучение: темы преподаются в хаотичном порядке, и логики между ними нет. Учиться так сложно, а чаще — невозможно.
В структурированном курсе темы логично вытекают одна из другой, а обучение строится от простого к сложному. В случае с иностранными языками сначала вы учите фонетику, потом слова, потом построение предложений и т. д.
Заранее продуманная структура:
- образует «скелет» обучения, по которому можно писать сами уроки;
- помогает оценить количество времени, нужное для разработки курса;
- позволяет сразу наметить, где будут проверочные задания;
- экономит время — вы сможете использовать ее для похожих курсов.
Читайте также:
Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля
Как правильно выстроить курс?
Пошагово выполняйте эти этапы, чтобы разработать структурированный курс.
1. Определение целей
Поставьте цель с конкретными показателями, которые будут отражать пользу для компании. Например, цель обучения для продавцов может звучать так: «Увеличить средний чек на 50%». На основе этого вы сможете прикинуть содержание курса — например, что в нем точно должны быть техники допродажи и работы с возражениями.
Важно сформулировать и пользу обучения для сотрудников, иначе они не будут заинтересованы. Например, вы можете анонсировать повышение зарплаты для лучших продавцов, а курс как раз поможет работать эффективнее.
Точнее сформулировать требования к онлайн-курсам поможет методология эксперта по управлению персоналом Джека Филлипса. Ответьте на вопросы, отметив пользу для компании и для сотрудника. Покажем на примере обучения для продавцов.
Вопрос | Для компании | Для сотрудника |
---|---|---|
Зачем запускать обучение? | Повысить прибыль | Выйти на более высокий доход |
Что нужно поменять в работе сотрудников? | Добиться увеличения ежедневной выручки | Научить работать с возражениями и допродавать |
Как должно измениться поведение сотрудников? | Они должны делать так, чтобы клиент больше покупал | Я должен стать более профессиональным и внимательным к клиенту |
Что должны знать и уметь сотрудники после обучения? | Уметь презентовать товары и делать допродажи | Знать, что нужно клиенту и что ему предложить, если нужного товара нет |
Какое впечатление должен вызывать курс у сотрудника? | Продавец должен видеть, что курс составлен структурированно и профессионально | Мне должно быть легко и удобно проходить обучение |
2.Разработка структуры курса
Структура зависит от нескольких параметров:
- Профессиональный уровень учащихся. В обучении для новичков будет больше теории, а для профессионалов — практики.
- Желаемая длительность курса. Возможно, вам нужно короткое обучение, чтобы сотрудники быстро внедрили знания в работу. Или, наоборот, вы готовы подождать, чтобы работники освоили больше умений.
- Формат обучения. Узнайте, сколько времени сотрудники готовы выделять на обучение. Например, если не больше 5–10 минут в день, то уроков будет больше.
Курс должен начинаться с вводного урока — на нем нужно обозначить цели и объяснить, как будет проходить обучение и тестирование. Основные модули можно построить по одной из структур:
- Целое — Часть — Целое. Сначала студенты видят результат, потом этапы его создания, а потом снова результат, но уже с пониманием того, как он получился. Этот способ подойдет для прикладных навыков — например, управления оборудованием на производстве.
- Часть — Часть — Целое. В каждом модуле изучается независимая от других тема, и вместе они приводят к результату. Например, менеджеры по продажам изучают различные техники работы с клиентами, чтобы затем применить их при заключении сделки.
- От простого к сложному. Например, при освоении нового кода программисты сначала изучают его синтаксис, потом пробуют его в простых задачах, а к концу курса задачи усложняются.
После каждого урока или модуля нужно тестировать сотрудников, а в конце устроить финальную проверку. Если необходимо, можно привязать результаты финального теста к рабочему процессу. Например, не допускать к работе сотрудников производства, которые неудовлетворительно сдали тест на технику безопасности.
3. Создание качественного контента
Представьте, что вы создаете онлайн-курс для онбординга и просто загружаете туда сканы нормативных актов, скрины из рабочего кабинета и некачественные видео, записанные при плохом освещении. Курс будет неудобным, у сотрудников не возникнет желания его проходить.
Одно из требований к онлайн-урокам — курс должен быть наглядным и интересным. Для этого уделите время созданию качественного контента. Например, если вы планируете проводить видеолекции, приобретите хорошую камеру, микрофон и освещение. Оборудуйте помещение для съемок — желательно, чтобы оно было светлым с однотонными стенами. Преподавателям нужно порепетировать перед записью курса, чтобы понять, как выставить освещение и с какого ракурса их снимать.
Если вы хотите создать обучающие статьи, после подготовки фактуры пригласите редактора. Дополните статью качественными фото, схемами и таблицами. А аудиоуроки пусть озвучит профессиональный диктор.
4. Использование интерактивных элементов
При офлайн-обучении преподаватель вовлекает студентов — задает им вопросы или дает задания. Так он сохраняет их внимание и интерес к предмету. В онлайн-обучении живое общение не всегда возможно. Поэтому для вовлечения используются интерактивные элементы.
Например, можно разместить фото оборудования, а при наведении курсора на его элементы показывать, для чего они нужны. Или создать анимированную временную шкалу с ключевыми датами — чтобы топ-менеджеры лучше изучили историю вашего предприятия и использовали знания на переговорах с партнерами.
Интерактивность пригодится и при обучении. Например, вы можете использовать диалоговый тренажер, чтобы администраторы отработали правила встречи клиентов в офисе.
5. Применение разных методов обучения
Вот какие форматы можно использовать в обучении:
- Лонгриды. Это длинные статьи, в которых могут быть таблицы, изображения, видео, ссылки. В них удобно указывать структурированные данные: цифры, правила, факты.
- Видеолекции. Они подойдут для наглядной информации — например, лектор может рассказывать и показывать, как работать с новым оборудованием.
- Вебинары. Такой формат удобен для обсуждения ранее изученной информации и ответов на вопросы.
- Скринкасты. Это видеоинструкция по работе в компьютерной программе — например, можно показать, как работать с таблицами в Excel.
- Аудиолекция. Подойдет, если сотрудники захотят совмещать обучение с другой деятельностью. Например, можно слушать лекцию по пути на работу.
Чтобы понять, какой формат выбрать, можно провести опрос среди сотрудников. Или вы можете комбинировать методы — например, чередовать лонгриды и вебинары. А для создания контента удобно использовать LMS — так, iSpring Learn позволяет делать интерактивные статьи и проводить видеоконференции.
Читайте также:
Платформа для создания онлайн-школы: обзор 8 популярных решений
6. Удобная навигация
Сотрудники не должны тратить время, чтобы разбираться в процессе занятий. Поэтому создайте небольшую инструкцию, как устроено обучение, как проходить тесты и куда задавать вопросы, если они возникнут.
Разместите в начале курса содержание, чтобы сотрудник мог быстро перейти к нужному материалу. Организуйте базу знаний. В ней могут быть документы, регламенты, таблицы и другие материалы, которые должны находиться под рукой во время обучения.
Если в уроке упоминается информация из предыдущих модулей, разместите на нее ссылку, чтобы сотрудники смогли освежить знания.
7. Поддержка и сопровождение в учебном процессе
Сотрудники могут не разобраться в каком-то вопросе или механике прохождения курса, и это затормозит процесс обучения. Например, лектор на видео не очень подробно объяснил, как пользоваться новым оборудованием, из-за этого работники плохо сдают тест, и никого из них не допускают к дальнейшей работе.
Поэтому еще одно требование к онлайн-обучению — назначить ответственного за обучение работника. Он будет собирать вопросы и направлять их экспертам-преподавателям или авторам курса.
8. Подробная обратная связь
После обучения важно собирать обратную связь, чтобы корректировать курс под пожелания сотрудников. Спросите:
- что понравилось и не понравилось в обучении;
- с чем были сложности;
- что нужно добавить или убрать;
- какую тему хотелось бы раскрыть глубже.
iSpring Learn и iSpring Suite для проведения онлайн-обучения и тестирования сотрудников
LMS iSpring Learn позволяет быстро запустить процесс обучения, провести тестирование и собрать обратную связь. На платформу можно загружать видео, аудиозаписи, документы и презентации, а также создавать интерактивные лонгриды. iSpring Learn интегрируется с Zoom для проведения видеоконференций. А для удобства обучения здесь можно создать базу знаний. Сотрудники смогут смотреть расписание занятий в календаре, а администраторам системы будет доступна статистика обучения.
Чтобы расширить возможности LMS iSpring Learn, используется конструктор курсов iSpring Suite. Он позволяет создавать интерактивные материалы из обычных ppt-презентаций и документов, записывать видеолекции со слайдами и преобразовывать текст в озвучку. Для создания курсов с нуля здесь есть библиотека из 89 000 стильных элементов. А для вовлечения обучающихся можно использовать интерактивные элементы.
Читайте также:
Что такое SCORM и как создать SCORM-курс c iSpring Suite
Резюме
- Онлайн-обучение организовать проще, чем офлайн, но это тоже требует серьезной работы. Например, нужно продумать структуру и цели обучения, которые будут полезны и для компании, и для сотрудников.
- Чтобы создать интересный и качественный курс, нужно уделить время подготовке контента, продумать интерактивы, выбрать подходящие методы обучения. А сформировать курс поможет LMS.
- Необходимо обеспечить поддержку сотрудников во время обучения. Если у них возникнут проблемы, это застопорит процесс. Поэтому нужно выделить отдельного специалиста, который будет отвечать на вопросы обучающихся.
- Важно собирать обратную связь, чтобы делать курс лучше. Спрашивайте у сотрудников, что им понравилось в курсе, а что показалось слишком сложным.