Не пропустите главную распродажу года с 22 по 24 ноября
Пятница выгодных решений
до -57% на инструменты iSpring
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Когда человек что-то делает впервые, то иногда совершает ошибки по незнанию. Если речь о запуске дистанционного обучения (eLearning), такая ошибка иногда стоит миллионы рублей или месяцев впустую потраченного времени.

Алина Матвеева

Алина Матвеева, помогает компаниям запускать онлайн-обучение

Я занимаюсь аудитом и поддержкой клиентов: помогаю развивать eLearning в компании.

Из опыта я вынесла важную мысль: начинать дистанционное обучение порою чертовски страшно, особенно если не знаешь, как правильно.

В этой статье я разберу десять популярных ошибок новичков, которых можно легко избежать при переводе корпоративного обучения в онлайн-формат. Статья большая, потому что дело серьезное.

1. Выбрали слишком сложную систему дистанционного обучения (СДО)

Пять секунд — столько времени люди обычно проводят на отдельном сайте и уходят, если он сложный и там нет ничего полезного. Уже на главной странице пользователи должны видеть, что этот сайт — для них.

Та же история с учебным порталом или как его еще называют — система дистанционного обучения. Пройдя по ссылке, сотрудник должен сразу понять, куда ввести логин и пароль, где хранятся электронные курсы, как посмотреть оценки за пройденные тесты и место в общем рейтинге успеваемости. Иначе к порталу быстро пропадет интерес, и люди начнут саботировать обучение.

Вот условный Матвей открыл на корпоративной почте письмо с приглашением пройти электронный курс по пожарной безопасности. Он перешел по ссылке и оказался на портале с десятками папок и подпапок. Куда нажимать? В лучшем случае Матвей напишет письмо в отдел обучения и попросит его сориентировать на портале. В худшем — просто закроет вкладку.

Запомните: если пользователю нужно сделать десять кликов, чтобы открыть учебный материал, вы его потеряете. Возможно, навсегда. Авторитет дистанционного обучения рухнет.

Решение

Самый очевидный совет — не покупать СДО со сложным интерфейсом. Чтобы не ошибиться, воспользуйтесь чеклистом по выбору системы дистанционного обучения. С его помощью вы сможете оценить систему по 42 критериям и принять взвешенное решение.

Если деньги уже потрачены, а СДО раздражает сотрудников, придется вести длительные переговоры с провайдером, просить «заточить» и упростить систему под ваши задачи.

Еще один вариант — организовать техподдержку внутри компании: нанять одного-двух специалистов, которые хорошо разбираются в учебном портале и проконсультируют сотрудников по всем техническим вопросам, зарегистрируют новых пользователей, выгрузят отчеты по успеваемости. Да, это лишние траты для компании, однако внутренний саппорт сбережет нервные клетки пользователям и не отобьет желание учиться в онлайне.

2. Переплатили за ненужные модули в СДО

Часто новички действуют по принципу «на всякий случай» и выбирают систему дистанционного обучения с функциональностью «пошире»: с опциями по управлению талантами, геймификацией и подбором сотрудников. Пригодится.

Но все происходит, как с любой спонтанной покупкой, к примеру, бритвой или блендером — в комплекте много полезных насадок, из которых пользуешься двумя от силы. Остальные ржавеют в коробке. Так зачем за них переплачивать?

Решение

При выборе СДО отталкивайтесь от бизнес-задач. Например, если в ближайший год вы планируете только дистанционно обучать и тестировать менеджеров по продажам, остальные опции лишние. Докупите их позже, когда eLearning в компании выйдет на нужный уровень.

Чтобы определить все «хотелки» на старте и ничего не забыть, составьте чек-лист. Он станет основным документом, по которому вы будете отбирать кандидатов.

Как выбрать СДО. Чеклист

Чеклист по выбору СДО от «Додо Пиццы». Смотреть полный список

Так, например, сделала компания «Додо Пицца» — в их чек-лист вошел 61 критерий.

3. Не подключили ИТ-специалистов компании к выбору СДО

У новичков есть заблуждение — если покупать СДО «под ключ», своих ИТ-специалистов можно не отвлекать. Так они пытаются сократить этап согласования и внедрения. Но зачастую делают хуже. Ведь вопросы по совместимости платформы с другим корпоративным ПО и политике безопасности все равно придется решать рано или поздно.

Решение

Подключите ИТ-отдел компании еще на этапе выбора системы дистанционного обучения. Обязательно спросите у них, каким требованиям должна соответствовать образовательная платформа. Подготовьте технические требования по каждой СДО, которая попала в шорт-лист, чтобы системным администраторам было проще дать вам обратную связь.

4. Не раскрыли преимущества дистанционного обучения

Позиция «надо лишь купить СДО, все остальное она сделает сама» — ошибочна. Чтобы запуск дистанционного обучения прошел без сбоев, сперва нужно рассказать всем внутри компании о том, что такое eLearning, какие у него задачи, как он поможет сотрудникам.

В 2016 году на мясоперерабатывающем предприятии «Богородский» решили перевести обучение продавцов и торговых представителей в онлайн. Сотрудники выступили против — они не понимали, почему отказываются от очных тренингов, которые на предприятии практиковали годами. В итоге из 250 человек половина саботировала новое обучение. Все потому, что им никто не рассказал о преимуществах дистанционного формата.

Если обучение не помогает работать продуктивнее, люди не станут тратить на него время. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальные преимущества онлайн-курсов и видеть, какой от них профит.

Решение

Расскажите о плюсах обучения руководителям подразделений, сотрудников которых решили прокачивать на расстоянии. Покажите, как пользоваться электронной платформой, какой контент там выложен. Без их одобрения и поддержки проект встанет.

В фармацевтической компании «ФораФарм» главный аргумент, который вызвал волну энтузиазма у руководителей, — снижение загруженности. Раньше они лично проводили для медицинских представителей очные тренинги, а с появлением eLearning смогли бы перевести обучение в СДО.

Как видно по графику, если на старте курсы проходили всего 50 человек, то после поддержки руководства число выросло вдвое.

Когда выгода для руководителей очевидна, они дополнительно мотивируют своих сотрудников пользоваться учебной платформой.

Рекламируйте дистанционное обучение. Анонсируя новый фильм, в СМИ публикуют обзоры кинокритиков, а по улицам расклеивают афиши. В eLearning такие приемы тоже работают: можно записывать интервью с руководителями отделов о пользе дистанционного обучения, опубликовать в соцсетях отзывы сотрудников по пройденным курсам.

Так, например, консалтинговая компания Leader Team подготовила ролик, в котором рассказали о пользе курса для мерчендайзеров.

Через проморолик компания Leader Team рассказала о пользе курса для мерчендайзеров

5. Выпустили электронные курсы на 60 слайдов и больше

Интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания. Instagram и Twitter приучили человека к коротким информационным порциям. По данным аналитиков iSpring, 40% пользователей бросают онлайн-курс на половине пути, если там больше 60 слайдов. Значит, компания зря потратила деньги и время на создание учебного материала.

Решение

В электронном курсе должно быть не больше 50 слайдов. Если больше, делите на части.

Академия МЧС выпустила онлайн-курс по работе с роботами-пожарными, где почти 100 слайдов посвятили развитию робототехники. В итоге курс прошли лишь 30% от общего числа сотрудников. Материал пришлось перерабатывать. Со всеми согласованиями на это ушел ещё месяц.

Чтобы избежать ошибки, запомните формулу: один слайд — одна ключевая мысль, один курс — один навык. В материале давайте обязательный минимум информации. Все остальное в сноски. К примеру, поставьте ссылки на дополнительные материалы в конце электронного тренинга ссылки для любознательных.

6. Не учли технические требования при разработке онлайн-курса

Собирая электронный курс, продумайте заранее, на каком устройстве его будут проходить сотрудники: телефоне, планшете или компьютере. Лучше всего если материал автоматически адаптируется под любой размер экрана. Тогда вы получите максимально число просмотров.

Вот условная компания «Торфлекс» выпустила для торговых представителей первый электронный курс по навыкам продаж с анимацией, видео и озвучкой. Работа над материалом заняла два месяца. Но сотрудники так и не прошли курс — он не открылся на телефонах, получился слишком «тяжелым». Разработчики не учли, что торгпредам удобнее учиться с мобильников, и выпустили курс под компьютер.

Решение

Перед разработкой курса заполните бриф — опишите все технические требования, которым должен соответствовать контент. Это поможет избежать неприятных ситуаций.

Скачать шаблон брифа

Когда курс готов, протестируйте его на всех гаджетах, откройте во всех браузерах, чтобы потом не возникло сюрпризов.

7. Создали контент не под целевую аудиторию

При работе над контентом важно не терять фокус. Хороший курс учит конкретным вещам: планировать время, вести деловую переписку, работать в Outlook. Плохой рассказывает обо всем по чуть-чуть. Он не запоминается и не вызывает отклика у сотрудников. Можно было его и не создавать — результат был бы тем же. Чтобы не работать зря, изучите целевую аудиторию.

Целевая аудитория (ЦА) — сотрудники, для которых вы верстаете курс. От аудитории зависит контекст, содержание и подача материала.

В одной ритейлинговой компании разработали общий курс по линейке шуруповертов Bosch для всех сотрудников продающих подразделений. Цель курса — повысить объем продаж этой марки. Но продажи не взлетели. Всё потому, что сотрудникам розничных магазинов эта информация была и так известна, а для сотрудников call-центра — девушек до 22 лет — подача материала оказалась слишком сложной. Процент прохождения был близок к нулю.

Курсы, построенные на домыслах преподавателей, никто не проходит. Чтобы зарядить контент пользой и не фальшивить, отталкивайтесь от потребностей ЦА.

Решение

Изучая целевую аудиторию, обратите внимание на пол, возраст, глубину знаний по теме, уровень владения ПК. Это поможет сфокусировать контент и выбрать правильную тональность. К примеру, если сотрудникам 25 лет и чуть выше, в курс можно добавить геймификацию, броскую анимацию, популярные мемы, интерактивные упражнения. Но такие приемы не зацепят тех, кто старше 40 лет.

8. Не собираете обратную связь от сотрудников

При дистанционном обучении многие компании играют «в одни ворота»: создают курс, назначают сотрудникам и смотрят статистику прохождений. Критика и предложения от сотрудников — в игноре. С таким подходом дистанционное обучения не даст желаемых результатов.

Решение

Дистанционное обучение — это проект. А любой качественный проект отличает хороший сервис.

Следите за успеваемостью сотрудников. К примеру, вас должна насторожить ситуация, когда у большинства сотрудников низкая оценка за тест. Возможно, задания слишком сложные и нужно их упростить. Картина может быть обратной — диалоговый тренажер все проходят на 100 баллов. Возможно, вы ошиблись — сделали курс для новичков, тогда как ваши ученики уже продвинутые.

Общайтесь с сотрудниками, которых обучаете: проводите опросы, интервью, собирайте отзывы о курсах. Для удобства в конце каждого учебного материала поставьте анкету обратной связи. Ее можно собрать в «Google Формах» или в iSpring Suite.

Скачать анкету обратной связи в iSpring Suite

Это поможет вам повысить качество курсов. А сотрудники будут чувствовать, что о них заботятся и их мнение учитывают.

9. Редко выпускаете новые курсы

Если сотрудники регулярно заходят в СДО — у них формируется привычка учиться. Но в большинстве компаний, которые обращались ко мне за аудитом, пользователи даже не помнили логина и пароля от учебного портала. Все потому, что курсы они проходили раз в три-четыре месяца.

В начале 2016 года на старте дистанционного обучения компания «ФораФарм» загрузила на учебную платформу серию курсов. Посещаемость достигла отметки 60 человек в день, а потом стала падать — отдел обучения не выпускал новый контент. К декабрю цифра упала до 20 человек. О дистанционном обучении почти забыли.

В 2017 году разработчики учли ошибку и стали выкладывать контент планомерно и регулярно.

Решение

Ключ к быстрому формированию любой привычки — повторение. Выпускайте новый контент раз в неделю: это могут быть книги, статьи, видеоролики из интернета, не обязательно курсы. Отправляйте тизеры новых материалов по почте.

Так вы подогреваете интерес к обучению — пользователи должны как можно чаще заходить в СДО.

10. Нет единого стандарта для электронных курсов

Мы все встречали курсы, будто собранные из разных презентаций: на каждом слайде новый шрифт, цвет и фон. Это отвлекает внимание учащегося, мешает запомнить важное, да и просто портит впечатление — такой курс не будут воспринимать серьезно.

Решение

Создайте набор шаблонов, в которых нужно просто менять тексты, чтобы курс могли собрать бизнес-тренеры, которые на «вы» с компьютером.

Если в компании нет дизайнера, возьмите за основу шаблоны из интернета. Вот несколько бесплатных источников:

Slides Carnival — 100 шаблонов с редактируемыми таблицами, графиками, фонами и шрифтами. На сайте есть тематические рубрики для быстрого поиска по каталогу.

SlideStore — платный сайт, но после регистрации вы свободно можете скачать 200 профессиональных заготовок презентаций с иконками, диаграммами и прочей дизайнерской красотой.

ALLPPT — коллекция из 600 презентаций формата 16:9 и 4:3. Подборка очень неоднородная — потребуется время, чтобы найти подходящий вариант.

Большой выбор заготовок также на SlidehunterPPTTemplateSmile Templates и PoweredTemplates.

Повышайте квалификацию сотрудников. Обучайте педдизайну, графическому дизайну и разработке электронных курсов, чтобы быстрее создать единый корпоративный стиль электронных курсов. Сейчас на российском рынке довольно много курсов по eLearning. Среди них курсы eLearning elements и iSpring.

Источник: vc.ru

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса