Не пропустите главную распродажу года с 22 по 24 ноября
Пятница выгодных решений
до -57% на инструменты iSpring
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Вы читаете перевод статьи известного педагогического дизайнера и писательницы Кэти Мур. Кэти принимала участие в разработке учебных материалов для более чем 70 организаций по всему миру. Она также ведет мастер-классы по составлению эффективных сценариев курсов и делится ценными исследованиями, примерами и советами по дизайну в своем блоге.

«Изучая эти данные, — говорит персонаж в вашем сценарии, — я начал ощущать растущее беспокойство относительно вашего предложения, особенно по поводу принуждения вомбатов летать».

Ну кто так говорит? В реальном мире никто. Но когда вы только начинаете работать над сценарием, ваши персонажи частенько говорят именно так. Вот как это исправить.

1. Убедитесь, что у вас получился именно диалог

Не говорите — показывайте.

Не так:
Наталья говорит, что обеспокоена задержкой при обработке отчетов.

Лучше так:
«Отчеты слишком долго обрабатываются», — говорит Наталья.

Пусть читатели делают выводы сами — как это происходит в жизни.

Не так:
Петр не хочет рассказывать, что случилось на его прошлой работе.

Лучше так:
«Петр, а что случилось на твоей прошлой работе?» — спрашивает Игорь.
«Кто-нибудь хочет кофе?» — говорит Петр. «Я пойду налью!»

2. Пропустите начало

Бывают случаи, когда хочется оживить диалог легкой светской беседой. Лучше переходите сразу к делу — это придает диалогу вес. Представьте, как он звучал бы в кино.

Не так:
Михаил заходит в офис Татьяны.
«Доброе утро, Миша», — говорит Татьяна. «Спасибо, что зашел. Знаю, что твой кабинет в другом конце здания».
«Всегда рад помочь», — отвечает Михаил. «Так что нужно сделать?»
«Ну, вчера мне звонили аудиторы и …»

Лучше так:
Михаил заходит в офис Татьяны.
«Нужно закрыть счет», — говорит Татьяна. «Аудиторы обнаружили какие-то проблемы».

3. Не переполняйте диалог деталями истории

Не включайте в сценарий то, чего персонажи не сказали бы в реальной жизни.

Не так:
«Анна, я бы хотел узнать твое мнение по поводу того, как мы можем сгладить культурные различия в нашем новом проекте “Зеко” — ведь ты уже восемь лет работаешь в компании и участвовала во множестве проектов, подобных этому».

Лучше так:
Сергей вызывает к себе Анну, которая вот уже 8 лет участвует в проектах, подобных «Зеко».
«Как нам сгладить культурные различия в этом новом проекте?» — спрашивает Сергей.

4. Пользуйтесь простыми, разговорными словами

Скажите «он хочет» вместо «он изъявляет желание», «помогите» вместо «посодействуйте», «важный» вместо «высокоприоритетный».

5. Разбивайте предложения на фрагменты, разные по структуре

Так можно избавиться от монотонности и создать некий ритм, который раскрывает характеры персонажей и делает их речь более человечной.

Не так:
«Если вы хотите играть на банджо, вам нужно выйти на улицу».

Лучше так:
«Хотите поиграть на банджо? Идите на улицу».

6. Используйте слова «сказал» и «спросил»

Не нужно, чтобы персонажи «рычали», «ухмылялись», «огрызались» или «посмеивались», говоря свои реплики. Лишний драматизм отвлекает читателя.

К примеру:
«Сколько вы хотели бы вложить?» — спрашивает Николай.
«Девяносто бубильонов долларов, — Лилия открывает сумку. — Они у меня с собой».

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса
photo
Быстрый конструктор курсов и тестов
Подробнее