В дистанционном обучении мы ведём постоянную борьбу за внимание сотрудников. Конкурентов много: соцсети, мессенджеры, премьера в кино, новый эпизод любимого сериала или встреча с друзьями.
Потому менеджер по обучению — это шоумен. Он должен вовлекать и разжигать жажду знаний.
За пять лет работы в eLearning я нашла семь способов, которые помогают вовлечь людей в электронное обучение. Расскажу подробнее о каждом.
Способ №1. Подготовьте сотрудников к обучению
В кинотеатре перед сеансом крутят трейлеры будущих фильмов — подогревают интерес зрителей до премьеры. Этот прием я использую в eLearning. Только вместо трейлеров у меня другой инструментарий:
Напишите анонс для курса
Рекламируя фильм, по улицам расклеивают афиши, а в журналах печатают рецензии кинокритиков. В eLearning эти фишки тоже работают: можно публиковать отзывы сотрудников на корпоративном портале или в социальных сетях, записывать интервью с экспертами о пользе обучения, поднимать острые вопросы из курса на общей планерке.
Еще один лайфхак: за несколько дней до старта обучения я делаю рассылку о том, чему сотрудники научатся на курсе.
Польза — лучший мотиватор. Если сотрудники узнают, что после обучения смогут писать макросы в Excel, уверенно выступать на публике или вдвое быстрее делать работу, то охотно пройдут курс. Идеально, если одно обучение — продолжение другого. Например, мы делали анонс вебинара после разбора кейса на канале и в чате Telegram.
Главное создать интригу — важно, чтобы о преимуществах обучения говорили во всех кабинетах компании.
Проведите внеплановую аттестацию
Принцип «Повторение — мать учения» не мотивирует. Если сотрудники убеждены, что хорошо разбираются в предмете, бессмысленно просить еще раз пройти курс и освежить знания. Люди пожалеют время.
С этим я столкнулась, когда создала базовый курс для руководителей. Некоторые отказались его проходить. Отговорка стандартная: «Я и так все знаю».
Переубедить помог электронный тест. Условия были такими: кто ответит на все вопросы, может не проходить курс. Многие не сдали мини-экзамен.
Форма оценки может быть разной — от короткого теста до комплексного ассессмента.
Свяжите eLearning с очными тренингами
В основном я использую смешанное обучение: теорию изучаешь дома, а на тренингах практикуешься. Сотрудникам нужно вовремя читать все материалы, чтобы быть в теме и не буксовать на обучении с тренером.
Способ №2. Сфокусируйте контент
У хорошего курса есть прицел. Он учит конкретным вещам: работать с возражениями клиента, писать продающие рассылки, планировать время. Плохой курс рассказывает «обо всём понемногу» и не учит ничему. При работе над материалом, важно не терять фокус. Если вы знаете свою аудиторию, то не собьётесь с пути.
Аудитория — сотрудники, на которых вы ориентируетесь, когда создаете курс. От аудитории зависит содержание, подача материала и сложность. Так курс по устройству автомобиля для механика, водителя и продавца в автосалоне будет разным. Первому интересно как чинить, второму — как водить, третьему — как продать. Если нужно обучить всех, лучше выпустить три отдельных курса.
Помните: сотрудник всегда ждёт от обучения пользы. У него нет другой причины читать материал. Потому в начале каждого курса — первый-второй слайд — очертите пользу: о чём пойдет речь и чему можно научиться. Так, например, делает в курсах компания «YORD».
Способ №3. Расставьте «указатели»
Представьте, что вы приехали в чужой город. Карты и навигатора нет. Со всех домов сняли указатели. Придётся спрашивать дорогу у прохожих или идти наугад.
То же и с электронным курсом — если нет советов или пояснений, сотрудникам сложно разобраться на какие кнопки жать, по каким ссылкам кликать, сколько времени нужно для изучения. Посоветоваться будет не с кем, и люди просто закроют курс.
Оставляйте подсказки
Расскажите, сколько времени займёт обучение, чтобы сотрудники смогли распланировать время.
Познакомьте с интерфейсом курса: на какие кнопки жать, чтобы двигаться вперед по слайдам, как вернуться в главное меню.
Создайте понятную навигацию
Навигация — это система управления курсом: меню, разделы, кнопки плеера. Человек видит, где находится сейчас и быстро находит нужное.
Навигация помогает пользователю ориентироваться в курсе.
Навигация бывает открытой и закрытой. При открытой навигации на каждом слайде есть кнопка «Далее» — пользователь может «прокликать» весь курс или сразу перейти в нужный раздел. Такая навигация больше подойдёт, если тема курса уже знакома сотрудникам: некоторые разделы они могут просмотреть бегло, новые изучить внимательнее. Так, например, в курсе компании «БК Тренинг» по типам пациентов вы можете переключаться с раздела на раздел или сразу пройти итоговый тест.
При закрытой навигации пользователь видит в меню лишь тот раздел, на котором находится и не может открыть другие. Закрытую навигацию обычно используют в курсах, которые нужно изучить с первого до последнего слайда. Такой приём, например, использует ОТП Банк в курсе по охране труда.
Покажите прогресс
Человеку легче завершить начатое, когда понятно, сколько пройдено и сколько ещё осталось. Так в журнале или газете мы сразу видим количество страниц. В курсе это может быть счётчик слайдов или шкала прогресса:
Способ №4. Делите контент на части и уровни сложности
Интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания. Instagram и Twitter приучили человека к коротким информационным порциям. Что сделать, если материала много?
Разбейте контент на части
Каждая глава в курсе, как в учебнике, должна иметь введение, основную часть, заключение. Это кажется очевидным, но иногда в курсах не хватает завершённости, переходов, выводов — информация просто размазана по слайдам. Дробление помогает пользователю лучше понять материал и, если он случайно отвлёкся от курса, быстро к нему вернуться.
Поделите курс на уровни сложности
В курсе нужно дать обязательный минимум информации. Для тех, кто хочет узнать больше, можно поставить ссылки на дополнительные источники, вкладывать материалы для скачивания и более детального изучения темы.
Способ №5. Придумайте классный «крючок»
Тех, кто учится онлайн, постоянно что-то отвлекает, особенно если они работают с планшета или телефона. Потому курс должен цеплять с первой строчки, как хорошая книга. Вот несколько приёмов:
Расскажите историю и введите героя
С помощью историй, сказаний и мифов человечество веками передавало опыт одного поколения другому. И наш мозг привык к такому формату.
Главное, чтобы история была правдоподобной и поучительной. Например, это может быть рассказ о сотруднике, который добился самых высоких результатов в компании, и теперь станет учить новичка. Так, например, сделала компания AG Experts, которой нужно было обучить сотрудников работать с полисами ОСАГО и КАСКО.
Используйте доказательства и факты
Цитата известной личности или ссылка на исследование оживляют материал и цепляют внимание. Так, к примеру, коллеги из Tele2 выпустили для продавцов курс по эмоциональной компетентности. Он учит определять темперамент и характер человека по мимике и чертам лица. Казалось бы, зачем это сотрудникам? А вот зачем:
Этот слайд стоит третьим в курсе. При помощи примера с цифрами становится ясно, почему важно пройти курс.
Способ №6. Оживите теорию
По моему опыту, около 30% сотрудников закрывают курс, если видят много текста. Как этого избежать:
Сокращайте текст на слайдах
Убирайте лишние слова, разбивайте на части длинные предложения. Оставьте на слайдах только ключевую информацию, которая поможет сотруднику работать лучше сразу после обучения. Остальное вынесите в отдельный документ для скачивания или дайте ссылку на регламент. Кому нужны подробности — посмотрят.
Текст должен и может читаться легко. Представьте, что текст — это горка. Вы съезжаете с вершины и — вжуууух — уже внизу. Если во время чтения, взгляд спотыкается о лишние слова и деепричастные обороты, теряешь удовольствие от «поездки». Сравните два текста, какой читается легче?
Плохо | Хорошо |
Под термином «скрипт звонка» следует понимать заранее продуманную или запрограммированную последовательность действий. | Скрипт — это инструкция по общению с клиентом. Он помогает грамотно ответить на вопросы, проработать возражения и привести клиента к нужному действию. |
Используйте инфографику и видео
Знания можно передать не только через текст. Иногда больше подходит инфографика. К примеру, на этой карте сразу виден масштаб бизнеса:
Также в вашем арсенале: видеоролики Youtube, ссылки на книги, графики и диаграммы. Можно записать озвучку или скринкаст. Курс должен быть интерактивным учебным пособием, а не скучной PowerPoint-презентацией.
Способ №7. Используйте геймификацию
Не обязательно превращать курс в квест, но элементы игры сделают обучение интереснее. Добавьте в курс баллы за выполненные задания, головоломки, артефакты или медали.
Обязательно выдавайте электронные сертификаты за пройденные курсы. Сперва я не оценила такой прием. В итоге об этом попросили сотрудники — они проходят тесты, но ничего не получают. Обидно. Зато теперь многие распечатывают сертификаты и с гордостью вешают на стену.
Подведём итог
- Разжигайте интерес к обучению до запуска курса. Напишите анонс в социальных сетях или проведите тестирование.
- Перед созданием курса изучите целевую аудиторию. Чтобы вызывать отклик среди слушателей, нужно для начала их понять.
- В начале каждого курса — первый-второй слайд — расскажите о чём пойдет речь и чему можно научиться.
- Расскажите пользователям, как работать с курсом: на какие кнопки нажимать, как вернуться в главное меню.
- Интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания. Потому делите большой курс на несколько маленьких частей.
- Используйте сторителлинг, цепляющие факты, задавайте интригующие вопросы, чтобы вовлечь в обучение.
- Около 30% сотрудников закрывают курс, если в нём много текста. Используйте в работе видеоролики, графики и диаграммы.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.