Чтобы быть успешным на любой должности, нужно иметь не только развитые hard-скиллы, но и soft-скиллы. Например, для менеджера по работе с клиентами важно не только знать, как работать с CRM-системами, но и быть стрессоустойчивым, уметь решать конфликтные ситуации, быть эмпатичным к клиентам. Если сотрудник будет паниковать при малейших намеках на конфликт, клиент уйдет и компания не получит денег.
Чтобы определить, подходит ли кандидат на должность, или оценить уровень развития soft skills у текущих сотрудников, можно провести психологическое тестирование. Такие тесты не гарантируют стопроцентной правдивости, однако помогут узнать больше информации о сильных и слабых сторонах сотрудников и соискателей. В статье рассмотрим девять психологических тестов, которые чаще всего используют для тестирования сотрудников.
Тест 1. Методика Шмишека и Леонгарда
Описание теста
Методика Шмишека и Леонгарда — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности.
Опросник состоит из 88 вопросов в полной версии или из 68 в сокращенной. На вопросы требуется ответить «да» или «нет». С помощью этой методики можно определить 10 типов акцентуации личности.
1. Демонстративный
Склонен к фантазиям, лжи и притворству, стремится выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Проявляет авантюризм, артистизм и любит позировать. Ему важно быть лидером, получать признание и постоянное внимание, стремится к власти и похвале. Перспектива остаться незамеченным его тяготит. Легко приспосабливается к людям, часто меняет настроение и склонен к интригам, но при этом не испытывает глубоких чувств.
2. Педантичный
Медленно приспосабливается к изменениям и долго переживает травмирующие события. В конфликты вступает редко, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На работе часто предъявляет много формальных требований к окружающим. Пунктуален, аккуратен, уделяет большое внимание чистоте и порядку, скрупулезен и добросовестен. Склонен к частым самопроверкам и сомнениям в правильности выполненной работы, иногда брюзжит и увлекается формальностями. Охотно уступает лидерство другим людям.
3. Застревающий
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. На работе стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей.
4. Возбудимый
Отличается повышенной импульсивностью, грубостью, занудством и угрюмостью. Часто бывает гневлив, склонен к хамству и брани, любит провоцировать конфликты. Никакая работа не кажется ему привлекательной, он трудится только по необходимости и не проявляет интереса к учебе.
5. Гипертермический
Люди этого типа очень подвижны, общительны и болтливы, часто жестикулируют и выражают эмоции мимикой и движениями. Чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству и не всегда соблюдают дистанцию в отношениях. Часто спонтанно отклоняются от темы разговора. Обладают высокой самооценкой, веселы, легкомысленны, поверхностны, но в то же время деловиты и изобретательны. Они блестящие собеседники, умеют развлекать других, энергичны, активны и инициативны.
6. Дистимический
Отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, обладают обостренным чувством справедливости.
7. Тревожно-боязливый
Людям этого типа свойственны низкая общительность, минорное настроение, робость и неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты и обычно занимают пассивную позицию, предпочитая искать поддержку и опору в таких ситуациях. Эти люди дружелюбны, самокритичны и исполнительны.
8. Циклотимический тип
Часто меняется настроение в зависимости от внешних событий. Радостные события вызывают у них активность, разговорчивость и множество идей. Печальные события приводят к подавленности, замедленным реакциям и мыслям. Их манера общения с окружающими также часто меняется.
9. Аффективно-экзальтированный
Могут часто испытывать счастье и наслаждение по причинам, которые не вызывают большого подъема у других. Легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Такие люди часто спорят, но редко доводят дела до открытых конфликтов. Они могут быть паникерами, подвержены мгновенным настроениям и порывисты.
10. Эмотивный тип
Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Высокая эффективность. Определяет тип характера в 86–89% случаев. Широкий спектр оценки. Включает 88 утверждений, разделенных на 10 групп, что помогает оценить разные стороны личности. Полезность. Методику применяют не только для клиник и лабораторий, но и для миллионов людей повседневно. | Возможны ошибки. Метод может привести к ошибкам в диагностике, поэтому лучше проверять результаты с помощью других методов. Ограниченность. Тест-опросник может не учитывать все аспекты личности, что может ограничить полное представление об индивидуальных особенностях. |
Тест 2. Тест интеллекта Векслера
Описание теста
Этот IQ-тест используют чаще всего эйчары, и рассчитан он на аудиторию от 16 до 64 лет. В нём несколько субтестов для анализа уровня интеллекта при помощи четырех индексов:
- Индекс устного понимания (VCI) — помогает понять, насколько человек умеет воспринимать значения слов и абстрактно мыслить, а также устно выражать свои мысли.
- Индекс восприятия мышления (PRI) — включает в себя визуальные головоломки, череду последовательных изображений и «Кубики Коса».
- Индекс рабочей памяти (WMI) — показывает уровень внимания, концентрации, способности запоминать, умственного контроля, восприятия аудиоинформации и оперирования количественными данными.
- Индекс скорости обработки (PSI) — отражает быстродействие мозга, включая умственную деятельность и графомоторику.
Интервьюер оценивает каждый показатель по стандартной шкале и присваивает баллы. Эти баллы затем складываются, чтобы определить уровни вербального, невербального и общего интеллекта.
Вот как можно интерпретировать результаты :
- 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
- 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7% населения;
- 110–119 баллов — выше среднего — у 16,1% населения;
- 90–109 баллов — средний IQ — у 50% населения;
- 80–89 баллов — ниже среднего — у 16,1% населения;
- 70–79 баллов — низкий IQ — у 6,7% населения;
- 69 баллов и ниже — очень низкий IQ — у 2,2% населения.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Высокая эффективность. Позволяет выявить уровень интеллекта в 86–89% случаев. Оценка различных аспектов интеллекта. Включает 11 субтестов, оценивающих вербальный и невербальный интеллект, память, внимание и другие когнитивные функции. Возможность отслеживать прогресс. Тест можно проходить периодически, чтобы измерять динамику развития интеллекта. | Длительность тестирования. Прохождение всех субтестов занимает в среднем от 60 до 90 минут. Нельзя провести массовое тестирование. Тест проводится только индивидуально с сотрудником. Можно ошибиться в интерпретации. Результаты могут зависеть от многих факторов, таких как самочувствие сотрудника, профессионализм психолога. |
Тест 3. Диагностика межличностных отношений Лири
Описание теста
Тест Лири, или «Интерперсональная диагностика личности», помогает понять, как человек видит свое реальное и идеальное «Я». Он выявляет основной тип отношения к другим людям в самооценке и оценке других. Тест анализирует две пары связанных характеристик:
- Доминирование — подчинение.
- Дружелюбие — агрессивность/враждебность.
Автор теста, психолог и исследователь Тимоти Лири, считал, что наше впечатление о личности складывается из этих факторов при общении. Тест выявляет разные типы отношений к другим людям. Он помогает понять, насколько человек приспособлен и соответствуют ли его действия целям. Низкая адаптивность может указывать на неврозы, трудности в принятии решений или травмы.
Для презентации основных типов Тимоти Лири разработал круговую схему, разделив круг на 16 секторов:
Сначала в круге по горизонтальной и вертикальной осям расположены четыре типа характеристик: доминирование — подчинение и дружелюбие — враждебность. Это создает первые восемь секторов. Затем добавляются еще восемь секторов для более детального описания типов отношений к окружающим. В итоге получается схема с пояснениями для каждого сектора:
Плюсы | Минусы |
---|---|
Комплексная оценка личности. Тест Лири позволяет определить, что человек думает о себе настоящем и каким хочет себя видеть. Чем больше разница между реальным и идеальным «Я», тем менее человек трудоспособен в данный период. Широкое применение. Метод используют для изучения межличностных отношений в психологии, образовании и социальных науках. | Ограниченность в оценке. В тесте Лири 128 характеристик, по которым человек оценивает себя. При этом нет критериев, которые касались бы рабочих аспектов. Из-за этого результаты теста Лири тяжело интерпретировать. Возможность субъективности. Результаты во многом зависят от настроения сотрудника в день проведения теста. |
Тест 4. Тест Майерс — Бриггс (MBTI)
Описание теста
Тестирование Майерс — Бриггс (MBTI) состоит из 94 вопросов, в каждом из которых два-три варианта ответов. Тест строится на основе теории Юнга о психотипах. Это учение состоит в том, что каждый человек рождается с определенным устройством психики. Всего выделяют четыре шкалы предпочтений:
- «Экстраверт — Интроверт» — откуда человек черпает энергию. Экстраверты легко идут на контакт и любят быть в центре внимания, а интроверты любят проводить время наедине с собой и утомляются даже от телефонных разговоров.
- «Сенсорный — Интуитивный» — как человек предпочитает получать информацию. «Сенсорики» любят конкретные вопросы, предпочитают факты и цифры, а «интуиты» не любят четкие инструкции и дают общие ответы на вопросы.
- «Мыслящий — Чувствующий» — как человек принимает решения. Мыслящие проявляют хладнокровие и не избегают трудных решений, а чувствующие ставят себя на место других и стараются сглаживать конфликты.
- «Решающий — Воспринимающий» — как человек организовывает свою жизнь. Решающий всегда доводит дела до конца, ведет списки, придерживается распорядка, а воспринимающий часто отвлекается, переводит работу в игру, делает всё в последний момент.
По результатам теста каждый испытуемый получает набор из четырех ключей — описаний характера. На основе этих описаний можно предположить, какие должности больше всего подойдут сотруднику.
Например, по результатам теста выясняется, что сотрудник — экстраверт, сенсорик, логик и рационал. Такой тип личности склонен планировать и доводить до конца начатые дела. Проявляет заботу о близком окружении, добродушен, но в то же время может быть вспыльчивым, резким, а иногда и упертым. А наиболее подходящие для него должности — руководящие.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Индивидуальный подход. MBTI помогает людям понять, как они воспринимают информацию, принимают решения, взаимодействуют с миром и управляют своей жизнью. Популярность и распространенность. Тест широко используют в бизнесе, образовании и психологии, что делает его популярным и признанным инструментом для самопознания и развития. | Недостаточная надежность. Тест Майерс — Бриггс разработали мама с дочкой, которые не имели никакого отношения к психологии. Типология получила популярность только из-за издания, которое стало активно продавать и продвигать тест. Из-за этого современные психологи сомневаются в его надежности. Ограниченность в классификации. Критики также отмечают, что MBTI может упрощать сложные аспекты личности, не учитывая ее динамичность и изменчивость в различных ситуациях, что может привести к недостаточно точным результатам. |
Тест 5. Тест «Изучение темперамента» Стреляу
Описание теста
Тест «Изучение темперамента» Стреляу проверяет три характеристики нервной деятельности: уровень возбуждения, уровень торможения и подвижность нервных процессов. Опросник состоит из 134 вопросов, на которые нужно ответить «да», «не знаю» и «нет».
Вопросы в тесте касаются разных свойств темперамента. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что каждый темперамент имеет свои плюсы. Отвечать на вопросы нужно по порядку, не возвращаясь к предыдущим. На каждый вопрос можно выбрать один из трех ответов: «да», «нет» или «не знаю».
Плюсы | Минусы |
---|---|
Индивидуальный подход. Тест помогает людям понять, как они воспринимают информацию, принимают решения, взаимодействуют с окружающими и управляют своей жизнью. Популярность и распространенность. Тест широко используют в бизнесе, образовании и психологии. | Недостаточная надежность. Критики указывают на недостаточную научную обоснованность и надежность теста. |
Тест 6. Тест на внимательность Мюнстерберга
Описание теста
Этот тест определяет избирательность и концентрацию внимания. Его разработал немецко-американский психолог Гуго Мюнстерберг в конце 19-го века. Метод подходит для отбора специалистов, которым нужны хорошее внимание и стрессоустойчивость.
Тестируемый должен быстро находить и подчеркивать слова среди букв. Пример: «лгщьба*память*шогхеюжп». На выполнение задания дается две минуты.
бсолнцевтргщоцрайонзгу чновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргур стабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсо лджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщз хъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжю ерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшре портажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрли чностьзхжэьеюдшщглоджэпрплава ниедтлжэзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйфотчаяние йфоячвтлджэхьфтасенлабор аториягщдщнруцтрг шщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйсмтзацэъагнтэхт | бсолнцевтргщоцрайонзгу чновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргур стабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсо лджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщз хъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжю ерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшре портажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрли чностьзхжэьеюдшщглоджэпрплава ниедтлжэзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйфотчаяние йфоячвтлджэхьфтасенлабор аториягщдщнруцтрг шщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйсмтзацэъагнтэхт |
Обработка результатов и интерпретация
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
В тексте содержится 25 слов. Хорошим считается результат в 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Методика проста в проведении и обработке результатов. Тест можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой стрессоустойчивости. |
Тест 7. Тест «Большая пятерка» (Big5)
Описание теста
«Большая пятерка» помогает оценить личность человека по пяти показателям:
- открытость новому опыту — насколько человек открыт новым идеям и готов к экспериментам;
- добросовестность — насколько человек организован, ответственен и целеустремлен;
- экстраверсия — насколько человек общителен и активен;
- доброжелательность — насколько человек отзывчив и склонен к сотрудничеству;
- невротизм — насколько человек склонен к стрессу и негативным эмоциям.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Широкое применение. Тест Big5 широко используют в профориентации, самопознании, массовом подборе и оценке специалистов. | Ограниченность в оценке. Этот метод может не охватить все аспекты отношений между людьми. |
Тест 8. Тест «Перепутанные линии»
Описание теста
Тест «Перепутанные линии» проверяет, как долго человек может сохранять внимание и сосредоточенность.
Для теста дают лист с перепутанными линиями и цифрами. Тот, кто проходит тест, должен как можно быстрее «распутать» линии, следя за ними глазами, но не используя руки или карандаш.
При наблюдении за тем, как испытуемые выполняют задание, следует также наблюдать:
- за тем, что преобладает у испытуемого: скорость или точность;
- уверен ли в себе испытуемый: выполняет задание с первого раза или перепроверяет себя несколько раз;
- испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания);
- пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Измерение устойчивости и концентрации внимания. Тест «Перепутанные линии» оценивает, насколько хорошо человек может сохранять зрительное внимание и сосредоточенность во время работы. | Ограниченность. Тест «Перепутанные линии» проверяет устойчивость и концентрацию, но не дает информации о личности и характере сотрудников. |
Тест 9. Тестирование на основе ММИЛ
Описание теста
ММИЛ — методика многостороннего исследования личности. Разработана доктором медицинских наук Феликсом Борисовичем Березиным с соавторами в 1970-х годах.
ММИЛ состоит из 377 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «правда» или «ложь». Эти утверждения охватывают широкий спектр тем, связанных с личностными характеристиками, эмоциональными состояниями и типичным поведением.
Методика легла в основу личностного теста Remark от iSpring. Помимо психологических особенностей он также позволяет оценить интеллектуальный потенциал респондента по четырём направлениям.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Комплексность. ММИЛ оценивает множество аспектов личности, что позволяет получить широкую картину. | Длительность. Прохождение теста может занять значительное время, что может быть неудобным в условиях деловой среды. |
Научная обоснованность. Тест многократно валидировался и обновлялся, что обеспечивает его надёжность и точность. | Специфичность интерпретации. Требует профессиональной интерпретации результатов, так как неправильное понимание шкал и показателей может привести к неверным выводам. |
Универсальность. Используется в различных областях — от клинической психологии до HR-анализа. | Зависимость от внешних факторов. Результаты могут зависеть от настроения испытуемого или других факторов, которые могут временно изменять его эмоциональное состояние. |
Расшифровать отчёты поможет подробный курс по интерпретации результатов от Академии iSpring.
Узнать подробнее о личностном тесте Remark и оставить заявку на подключение можно на сайте.
Конструктор iSpring Suite для онлайн-тестирования персонала
Проведение тестов вручную займет много времени на сбор и анализ результатов. Поэтому удобнее воспользоваться программами, которые самостоятельно соберут статистику и сформируют отчет. Среди таких сервисов есть конструктор курсов и тестов iSpring Suite, который позволяет сконструировать любые опросы и тесты для оценки сотрудников. Достаточно придумать вопросы и варианты ответов, а система сама соберет и проанализирует результаты.
Вы можете заранее составить характеристику идеального сотрудника, а потом сравнивать своих работников с ней и отмечать слабые моменты.
Платформа iSpring также дает возможность оценить сотрудника по методу «360 градусов» — для этого используется LMS iSpring Learn. При оценке «360 градусов» компетенции работника будут оценивать коллеги и руководители. Платформа гарантирует анонимность — это значит, что полученные оценки не вызовут конфликтов. Метод «360 градусов» дает наиболее полную характеристику сотрудника — не только то, как он оценивает себя сам, но и то, как его видят коллеги.
Например, сотрудник может считать, что он не силен в коммуникациях и не способен управлять командой. Но коллеги могут отметить, что он часто занимает лидерскую позицию во время совещаний, к нему прислушиваются другие члены команды и он находит со всеми общий язык. Таким образом, после оценки «360 градусов» можно говорить о развитых навыках общения у этого сотрудника. Это дает возможность обучить его и записать в кадровый резерв, чтобы потом поставить на место руководителя команды.