Анкетирование сотрудников — это процесс, при котором работники заполняют специальные формы или анкеты. Чаще всего это вопросы о работе, условиях труда, отношениях с коллегами и руководством. Это помогает компании понять, что нужно улучшить, как повысить условия труда и эффективность работы.
Подобные опросы дают возможность высказаться и поделиться мыслями. Если компания слышит своих подчинённых и заботится о них, это повышает их мотивацию и производительность, помогает вовлечь в жизнь компании и почувствовать, что их мнение важно и к ним прислушиваются. В этой статье мы разберём, почему анкетирование сотрудников важно и для самой компании.
Типы анкетирований сотрудников
Существует несколько типов анкетирования сотрудников, которые могут использоваться в разных компаниях. Вот самые популярные из них:
Тип анкетирования | Какие задачи решает | Примеры вопросов в анкете |
Опрос удовлетворённости работой | Помогает понять, насколько сотрудники удовлетворены своей работой, коллегами и руководством |
|
Оценка эффективности сотрудников | Позволяет оценить эффективность работы сотрудника, его достижения, навыки и компетенции |
|
Оценка потребностей в обучении | Помогает узнать, нужно ли дополнительное обучение или повышение квалификации |
|
Оценка климата в компании | Помогает найти проблемы в рабочей обстановке, отношениях между сотрудниками и руководством |
|
Оценка знаний и навыков | Помогает определить уровень знаний и навыков сотрудников |
|
Оценка лояльности | Помогает определить уровень лояльности сотрудников к организации и руководству |
|
Оценка мотивации | Помогает понять, что мотивирует сотрудников лучше выполнять свою работу |
|
Оценка коммуникации | Помогает понять, насколько эффективно происходит общение между сотрудниками и руководством, а также между отделами и коллегами |
|
Все типы опросов заслуживают отдельного внимания. Остановимся подробнее на каждом из них.
Опрос удовлетворённости сотрудников
Опросы удовлетворённости сотрудников появились в середине XX века в США. Их разработали для измерения психологического состояния и уровня удовлетворённости сотрудников на предприятиях. Впоследствии опросы стали популярными инструментами для управления персоналом и обеспечения качества рабочих условий. Сейчас их используют во многих компаниях по всему миру.
Этот тип анкетирования связан с моральным состоянием сотрудников, удовлетворённостью и вовлечённостью в дела компании. Опрос позволяет оценить:
- насколько сотрудники довольны своей работой;
- устраивает ли их уровень зарплаты;
- видят ли они возможности для развития;
- удаётся ли найти баланс между работой и личной жизнью.
По результатам этих опросов можно спрогнозировать уровень текучести и что-то поменять, если много сотрудников хотят уволиться.
Оценка эффективности персонала
Оценка эффективности сотрудников зародилась ещё в конце XIX — начале XX века. Организации проверяли, сколько продукции сотрудники могли создать или выполнить задач за определённый период.
В 1950–1960-х для оценки начали использовать не только количественные, но и качественные показатели, например навыки, знания и результаты достигнутых целей. Сейчас оценка эффективности сотрудников стала более комплексной и многоуровневой.
Так, вместо одноразовых ежегодных оценок всё чаще применяют регулярные обратные связи, разные методы оценки, например самооценку, оценку руководителями, анонимные обзоры коллег, оценку «360 градусов».
Опрос позволяет оценить производительность:
- измерить, насколько успешно сотрудник достигает своих целей и планов;
- оценить его вклад в достижение бизнес-целей;
- понять, соответствует ли качество работы стандартам;
- измерить уровень его профессионального развития.
С помощью тестирования можно найти слабые кадры в команде или скрытых лидеров, которые готовы к повышению. Кроме того, оценка эффективности персонала помогает скорректировать планы по продажам или производству продукции.
Оценка потребностей в обучении
Этот тип оценки появился в начале XX века и часто сводился к точечному выявлению пробелов в знании. В 60-х начали использовать более системный подход: изучать компетенции сотрудников и оценивать их производительность. В последние десятилетия стала популярна идея индивидуального развития сотрудников — в компаниях начали внедрять персональные курсы, менторство и развитие на рабочем месте вместо привычных тренингов.
Оценка позволяет узнать, в каких областях у работников есть недостаток знаний и навыков, необходимых для выполнения задач. Этот тип анкетирования также может помочь понять, в чём сотрудники сами хотят развиваться, чтобы повысить эффективность и удовлетворённость работой.
Оценка климата в компании
Идея оценки климата в компании возникла в конце XX века, когда психология управления начала набирать популярность. Организации осознали, что мотивированные и удовлетворённые сотрудники лучше справляются с обязанностями и эффективнее работают, что приносит большую пользу бизнесу.
Опросы и обратная связь позволяют узнать:
- уровень удовлетворённости сотрудников;
- их эмоциональное состояние;
- отношения в коллективе и общую атмосферу внутри компании.
Сотрудники могут рассказать о своих тревогах и переживаниях. Например, что коллеги распускают друг про друга слухи или руководитель слишком строг к своим подчинённым.
Оценка знаний и навыков
Систематически знания и навыки начали проверять в конце XIX — начале XX века в образовательных учреждениях. Ученики сдавали тесты и экзамены с определённой периодичностью. Уже во второй половине XX века такой подход начали использовать в компаниях при найме и оценке сотрудников в работе.
Организации использовали собеседования, ассесменты, тестирование и другие методы для определения квалификации и способностей кандидатов и сотрудников. В последние десятилетия компании поняли, насколько важно оценивать знания и навыки. В организациях начали уделять больше внимания комплексным компетенциям, таким как коммуникация, управление временем, творческое мышление.
Сейчас компании по всему миру внедряют онлайн-тестирования, оценку на рабочем месте, практические задания и симуляции. Они позволяют более точно оценить способности сотрудников в областях, связанных с их работой, процессами, законодательством, продуктами и услугами компании.
Оценка лояльности
Оценка лояльности стала активно развиваться в конце XX века. Компании поняли, что важно удерживать своих клиентов и нужно создавать с ними долгосрочные отношения. Поэтому первоначально проводили оценку лояльности клиентов, но со временем она распространилась на сотрудников и партнёров.
Измерение лояльности позволяет понять, готовы ли сотрудники рекомендовать компанию или бренд другим людям. Руководство может отследить, насколько успешно они удовлетворяют потребности и ожидания своих сотрудников и партнёров. Это помогает усилить HR-бренд и сделать компанию привлекательной для новых кадров.
Оценка мотивации
Оценивать мотивацию персонала придумали в середине XX века. Американский психолог Фредерик Герцберг выделил два основных фактора, влияющих на мотивацию: фактор удовлетворения, например достижения, признание, ответственность, и фактор неудовлетворения, например низкая зарплата, плохие условия труда, недостаток признания. Психолог Абрахам Маслоу продолжил его теорию и составил знаменитую пирамиду потребностей Маслоу.
Уже в конце XX века понятие «мотивация сотрудников» начали активно применять в практике управления персоналом. Компании стали использовать опросы, анкетирование, проведение фокус-групп и индивидуальные интервью с сотрудниками. Появились модели мотивации, различные теории повышения мотивации.
Как показывает практика, мотивированные сотрудники обычно более продуктивны и преданы своей работе. Оценка мотивации сотрудников помогает организациям понять, что стимулирует и влияет на энтузиазм подчинённых. С этими данными можно будет определить, как удовлетворить потребности сотрудников и повысить их производительность.
Оценка коммуникации
Оценка коммуникации появилась в середине XX века. Примерно в 1960-х в компаниях начали использовать системный подход: у сотрудников узнавали, насколько открыто происходит общение с коллегами, насколько помогает обратная связь, довольны ли сотрудники коммуникацией в команде.
Позднее начались фокус-группы, интервью, опросы и анкетирование, а также анализ записей коммуникаций. Когда появилась электронная почта, внутренние корпоративные сети и соцсети, общение стало гораздо проще и прозрачнее, но появились другие сложности. Например, компаниям теперь нужно следить за безопасностью данных и конфиденциальностью информации.
Оценка коммуникации позволяет узнать, насколько доступно происходит общение в коллективе. Например, кто-то использует только голосовые сообщения, и сильный ветер на улице его не смущает. Коллеге приходится подключать наушники, прибавлять громкость и пытаться понять, что же зашифровано в сообщении. Это неудобно, но и сказать об этом как-то неприлично.
Другой пример, когда компания использует собственный мессенджер. Приложение постоянно зависает, нельзя узнать, прочитал ли собеседник сообщение, нет возможности отредактировать отправленное предложение. Это может мешать работе, но об этом многие будут молчать.
Советы по проведению анкетирования
Каждую оценку можно разбирать отдельно в зависимости от компании, её размера, сферы деятельности и количества сотрудников. Есть общие советы, которые помогут провести анкетирование в организации.
Определите цели и ожидания. Нужно понять, зачем отвлекать сотрудников от работы и что потом делать с результатами опросов. Эту цель также нужно донести до работников — объясните, какие проблемы можно выявить и решить с помощью опроса.
Гарантия анонимности. Это нужно для того, чтобы они могли честно высказаться, не опасаясь, что их уволят или лишат премии.
Простота и чёткость вопросов. Каждый сотрудник должен понять вопрос и легко ответить на него. Например, вместо вопроса «Как вы оцениваете вашу работу?» лучше спросить «Какие проблемы или трудности возникают у вас при выполнении задач и как вы их решаете?».
Частота опросов. Подобные опросы нужно проводить минимум раз в полгода — год, чтобы отслеживать изменения и настроения в коллективе. Важно использовать несколько форматов оценок, например оценку методом «360 градусов», интервью, онлайн-тесты, симуляции.
Когда вы проведёте анализ, поделитесь результатами с сотрудниками и расскажите, что вы планируете изменить или уже поменяли. Подчеркните важность мнения сотрудников и покажите, что их обратная связь помогает сделать компанию лучше.
6 простых этапов организации анкетирования в iSpring Suite
С помощью конструктора онлайн-курсов iSpring Suite и его инструмента Quizmaker можно создать опросник и провести анкетирование сотрудников в организации или отдельных подразделениях.
Создайте новый проект
Оформите демодоступ к конструктору iSpring Suite. Сразу после регистрации начнётся загрузка. После установки откройте iSpring Suite и создайте новый проект, выбрав иконку «Новая анкета» в разделе «Тесты».
Добавьте вопросы
Всего для проведения тестирования в iSpring Suite доступно 14 видов вопросов. Для анкетирования сотрудников чаще всего используют «Эссе», «Выбор одного варианта ответа», «Выбор нескольких вариантов ответа», «Числовой ответ» и «Шкала Ликерта». Из этих пяти вариантов вопросов вы сможете создать свою первую анкету, например по оценке лояльности к компании.
Настройте внешний вид
Программа iSpring Suite является надстройкой для Microsoft PowerPoint, поэтому интерфейс будет вам знаком. Измените дизайн и внешний вид вашей анкеты, чтобы она соответствовала корпоративному стилю или вашим предпочтениям. Для этого в iSpring Suite есть как заготовленные темы, так и гибкий редактор тем.
Проверьте работоспособность анкеты
Перед публикацией пройдите анкету сами, чтобы убедиться, что все вопросы работают правильно, нигде нет опечаток и всё отображается корректно на различных устройствах и платформах.
Опубликуйте анкету
После завершения создания анкеты опубликуйте её в нужном формате, например в виде документа Word, SCORM-пакета или LMS-совместимого файла. Это позволит вам распространить анкету среди сотрудников и собрать ответы.
Анализируйте результаты
Вы можете загрузить анкету в вашу LMS. После того как все сотрудники пройдут опрос, проанализируйте полученные отчёты, настроение в коллективе и выявите основные проблемы.
Готовую анкету можно загрузить в любую LMS, которая поддерживает форматы типа SCORM 1.2, SCORM 2004, AICCM EAPI, cmi5.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.