Чтобы сотрудники охотно брались за новые задачи, выполняли планы и проявляли инициативу, их нужно замотивировать. Мотивация — это сила, которая побуждает человека к действию. В компании в качестве мотивации сотрудников могут выступать конкурентоспособная зарплата, премии, отношения в коллективе, похвала со стороны руководства.
Понять, что именно нужно сотрудникам для эффективной работы, можно с помощью тестов на мотивацию. Один из таких — тест на мотивацию Фредерика Герцберга.
Он появился на основе двухфакторной теории мотивации, которую разработал американский психолог Фредерик Герцберг. Тест мотивационной структуры Герцберга помогает определить, что важно сотрудникам, чтобы чувствовать удовлетворение от работы, и что нужно сделать, чтобы улучшить условия труда.
Например, с помощью теста Герцберга можно понять, что сотруднику важны хорошие отношения в коллективе или общественное признание. Тогда в первом случае стоит организовать тимбилдинг для сплочения команды, а во втором — чаще публично хвалить работника за успехи.
В статье разберем:
- суть теории;
- мотивирующие факторы Герцберга;
- преимущества и недостатки теории;
- описание теста мотивационной структуры Герцберга;
- программу, которая позволит провести тест по теории Герцберга.
Теория Герцберга и в чем ее суть
Фредерик Герцберг — американский психолог и социолог. В середине XX века он активно изучал вопросы управления в бизнесе. Ученый полагал, что все работники нуждаются в успехе и самовыражении. Герцберг считал, что недостаточно предоставить сотрудникам приемлемые условия труда — нужно еще обеспечить их мотивацию. Только в этом случае работники смогут эффективно выполнять свои обязанности. Например, даже при высокой зарплате и комфортном рабочем месте сотрудник захочет уволиться, если не будет видеть карьерных перспектив в компании.
В 50-е годы Герцберг провел исследование и привлек для него 200 бухгалтеров. У каждого респондента он спрашивал, что ему приносит удовлетворение от работы, а что — доставляет недовольство. На основе наблюдений Герцберг разработал свою теорию, а позднее появился и тест, который помогает определить степень удовлетворенности сотрудников.
У теории Герцберга есть важное отличие от других теорий мотивации. Автор сделал упор на том, что нужно, чтобы сотрудники были довольны своей работой. Другие теории сосредоточены на том, чтобы улучшить эффективность работы сотрудников. Факторы мотивации по Герцбергу связаны с тем, как люди ощущают себя на работе и какие ресурсы и возможности у них для этого есть.
Факторы мотивации по Герцбергу
В результате исследования Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на мотивацию и производительность сотрудников: гигиенические и мотивационные.
Гигиенические факторы, или внешние. Это минимальный набор удобств и опций, которыми компания должна обеспечить сотрудника. Гигиенические факторы Герцберга не сказываются на мотивации сотрудников. При этом, если они отсутствуют или есть, но в плохом качестве, работа не будет для сотрудника привлекательной. Гигиенические факторы в теории Герцберга:
- оплата труда — зарплата, бонусы, оплата отпусков и больничных, оплата обучения и повышения квалификации;
- условия на рабочем месте — расположение офиса, оформление помещения, температура на рабочем месте, чистота в кабинете;
- отношения в коллективе — с коллегами, подчиненными и руководителями;
- статусность — насколько престижная работа, какие привилегии она дает, какая репутация у компании;
- безопасность — насколько сотрудники чувствуют себя безопасно на рабочем месте — как физически, так и социально.
Гигиенических факторов по теории Герцберга обычно достаточно, чтобы сотрудники нейтрально относились к своей работе. Если же работникам чего-то из перечисленного не хватает, они будут чувствовать себя некомфортно и захотят сменить место работы.
Вторая группа факторов — это мотивационные, или внутренние. Отсутствие этих факторов не вызывает неудовлетворения и не повышает работоспособность. Зато наличие гигиенических факторов может вызвать положительное отношение к работе и удовлетворение работников. Мотивационные факторы Герцберга помогают сотрудникам работать продуктивнее. Таким образом, теория Герцберга сосредоточена не только на недовольстве работой или удовлетворенности от нее, но и на стимулировании сотрудников к лучшим результатам. К мотивационным факторам относят:
- премии за хороший результат;
- возможности карьерного роста;
- предоставление самостоятельности в рамках должности;
- возможности обучения;
- предоставление интересных задач;
- гордость сотрудника за свою работу;
- признание значимости сотрудника;
- доверие руководства к подчиненным.
Обе группы факторов важны для создания благоприятной обстановки в коллективе. Если нет гигиенических факторов, сотрудники будут неудовлетворены своей работой. Если будут гигиенические факторы, но не будет мотивационных, сотрудники станут относиться к работе нейтрально. И только когда обе группы факторов будут присутствовать, сотрудники начнут испытывать удовлетворение от своей деятельности.
Например, современный офис и корпоративный фитнес-зал не компенсируют постоянную критику со стороны руководства. Точно так же интересные задачи и дружный коллектив не смогут перевесить зарплату ниже рынка. В обоих случаях работники могут начать увольняться.
Чтобы сотрудники были удовлетворены своей работой, важно прорабатывать обе группы факторов. Сначала нужно позаботиться о гигиенических факторах: поднять зарплату, предоставить комфортные рабочие места, наладить личные отношения с персоналом. Нужно подсчитать, сколько средств придется потратить на такие изменения. Например, вложений потребует повышение зарплат до конкурентного уровня и переезд в новый, более современный офис.
Вторым этапом нужно развивать мотивационные факторы. Например, можно провести обучение для сотрудников, которые хотят улучшить свои навыки, или начать проводить регулярные планерки, на которых вы будете отмечать лучших работников месяца. Зачастую внедрение мотивационных факторов требует минимальных вложений.
Прежде чем проводить любые изменения, подумайте, насколько команда к ним готова. Излишние требования, к которым сотрудники не привыкли, могут спровоцировать волну недовольства. Например, если вы вдруг введете штрафы за опоздания, которых раньше не было, часть сотрудников может начать искать другое место работы.
Читайте также:
Тестирование кандидатов при приеме на работу: 6 методов отбора сотрудников
Преимущества и недостатки теории Герцберга
У теории Герцберга, как и у любой другой, есть свои преимущества и недостатки. К плюсам теории Герцберга можно отнести:
- Актуальность. Модель Герцберга основана на принципах, которые будут востребованы всегда.
- Гибкость. Теорию можно трансформировать под специфику любого бизнеса.
- Польза для бизнеса. Применение теории помогает повысить лояльность сотрудников и снизить текучесть кадров.
Критики теории Герцберга выделяют у нее следующие недостатки:
- Не учитывает индивидуальные предпочтения сотрудников. Например, работник по своему характеру интроверт. Ему, скорее всего, не понравится, если вы начнете устраивать еженедельные тимбилдинги для сплочения коллектива. А вот другие сотрудники, наоборот, могут поддержать эту идею.
- Не учитывает экономические кризисы и изменения в законодательстве. При этом все это может повлиять на работников и их мотивацию. Например, при общей нестабильной или небезопасной обстановке в стране сотрудники не будут продуктивно работать, какие бы условия труда вы бы им ни предоставляли.
- Работает вдолгую. Многие руководители применяют теорию в своей компании и ждут мгновенного результата. При этом недостаточно один раз узнать о настроениях в коллективе и провести изменения. Контролировать удовлетворенность сотрудников нужно постоянно, так же как и вводить улучшения. Например, вы поняли, что зарплаты сотрудников не соответствуют средним по рынку, и подняли их. А через год из-за инфляции предстоит поднять зарплаты еще раз.
- Применяется только к офисным работникам. Внедрить теорию Герцберга в систему мотивации рабочего персонала не получится.
Как провести тест Герцберга
Чтобы применить теорию Герцберга на практике и внедрить нужные факторы в коллективе, нужно узнать, чего не хватает сотрудникам. Сделать это можно с помощью теста Герцберга, который появился на основе теории.
Опросник Герцберга состоит из 28 пунктов. Каждый вопрос — это два альтернативных утверждения. Опрашиваемый должен определить, насколько он согласен с каждым из этих тезисов.
Каждой паре утверждений нужно начислить баллы в зависимости от того, насколько вы с ними согласны. Максимальный балл для каждой пары — 5. Его нужно распределить между двумя утверждениями. Например, вы согласны с утверждением №1 на 4, а с утверждением №2 — на 1.
Около каждого утверждения есть буква латинского алфавита от A до I. Они нужны, чтобы расшифровать результаты.
Когда сотрудники пройдут тест Герцберга, проведите расшифровку результатов. В первую строку запишите, сколько баллов опрошенный поставил утверждениям с буквой А, во вторую — сколько баллов утверждениям с буквой Б и так далее. Затем подсчитайте количество баллов в каждой строке. Чтобы проверить себя, сложите все цифры из правой колонки. Если получилось 140, вы ничего не пропустили.
Проанализируйте ответы на мотивационный тест Герцберга с помощью таблицы-ключа. В ней восемь строк. Это восемь факторов удовлетворенности сотрудников (четыре гигиенических и четыре мотивационных):
- А — финансовые факторы;
- Б — признание коллег и начальства;
- В — ответственность работы;
- Г — взаимоотношения с руководством;
- Д — продвижение по карьерной лестнице;
- Е — личный успех сотрудника в работе;
- Ж — содержание работы, насколько она интересная;
- З — отношения в коллективе.
Как же провести интерпретацию теста мотивационной структуры Герцберга? Чем выше балл, тем выше удовлетворенность конкретного сотрудника этим фактором или тем важнее этот фактор для работника. Например, в первой строке получился самый большой результат всей таблицы — 29. Это означает, что высокая зарплата и премии имеют для сотрудника самую большую ценность. Или в последней строке оказался самый маленький результат — 8. Это говорит о том, что хорошие отношения в коллективе для конкретного работника не несут большой ценности.
Сотрудники в тесте могут слукавить. Также работник может дать какой-то ответ по невнимательности. Из-за этого результаты опроса могут оказаться недостоверными. Предупредите команду, чтобы при выполнении теста они были максимально честны и внимательны.
Читайте также:
5 этапов проведения тестирования персонала в компании
Конструктор iSpring Suite для онлайн-тестирования персонала
Сам тест Герцберга и его расшифровка есть в открытом доступе. Его можно распечатать и раздать сотрудникам в офисе. Но это не всегда удобно. Вместо этого можно создать мотивационный тест Герцберга в специальном конструкторе тестов и курсов. Например, в iSpring Suite.
iSpring Suite — это конструктор онлайн-курсов. В нем можно создавать курсы с видео, играми, тренажерами, запускать тесты и опросы, проводить интерактивы. Специальных знаний для работы с iSpring Suite не понадобится. Справится любой бизнес-тренер, методолог, учитель или HR-специалист.
Программу достаточно скачать и установить на компьютер. После этого она автоматически добавится в привычный интерфейс программы для создания презентаций PowerPoint.
Чтобы собрать тест Герцберга с помощью iSpring Suite, будет достаточно такой функции программы, как создание тестов и опросов. В сервисе есть возможность выбрать один из 14 типов заданий: от вопросов с выбором правильного ответа до полноценного эссе. Можно ограничить число попыток и время прохождения теста, добавить иллюстрацию, видео или аудио. Например, поставить озвучку вопросов.
Все тесты можно создавать в индивидуальном дизайне. Получится менять кнопки, шрифты и оформлять вопросы в корпоративном стиле.
Сотрудники смогут проходить задания на любых устройствах: компьютерах на Mac, Windows, Linux и смартфонах на Android и iOS. Создавать задачи, адаптированные под каждое устройство, не придется. Достаточно разработать тест один раз, а он автоматически подстроится под устройство пользователя. При этом поделиться готовым материалом можно мгновенно — достаточно отправить ссылку на тестирование сотрудникам.
Читайте также:
Как создать онлайн-тест в iSpring Suite
Резюме
Двухфакторная теория Герцберга выделяет два типа факторов, которые влияют на настроение сотрудников на рабочем месте: гигиенические и мотивационные. К первым относится заработная плата, условия труда, оплата больничных и престиж работы. Среди мотивационных факторов Герцберг выделял возможности обучения и карьерного роста, а также отношения с коллегами и руководством.
Чтобы в коллективе сложилась благоприятная обстановка, руководству нужно прорабатывать обе группы факторов. Без гигиенических работники будут полностью неудовлетворены своей деятельностью. Наличие гигиенических факторов и отсутствие мотивационных сделает настроение сотрудников нейтральным. Только полная проработка гигиенических и мотивационных аспектов даст работникам полное удовлетворение от своей деятельности.
Узнать, что в приоритете у конкретного сотрудника, можно с помощью теста Герцберга. Он появился на основе теории. Тест покажет, что именно важно работнику: зарплата, коллектив, личный успех, признание, ответственность, отношения с руководством, ответственность и интересность работы.
Провести тест Герцберга удобнее всего с помощью сервиса iSpring Suite. Это интуитивно понятный конструктор тестов и онлайн-курсов. Программу скачивают на компьютер в виде дополнения к PowerPoint, а разобраться с сервисом сможет любой руководитель или HR-специалист.