Не пропустите главную распродажу года с 22 по 24 ноября
Пятница выгодных решений
до -57% на инструменты iSpring
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Обувные магазины «Эконика» работают по всей России, а в розничной сети трудятся более 1000 человек. Каждого сотрудника нужно регулярно обучать: в первые два месяца провести адаптацию — дать базовые знания по продажам и продукту, а затем регулярнорассказывать об актуальных коллекциях и технике продаж.

Директор по персоналу и организационному развитию сети Алла Бедненко рассказала, как дистанционное обучение помогло сократить количество  командировок по России, снизить затраты на обучение на 40% и удивить коллег.

«Направьте тренера во Владивосток! Упали продажи!» — почему мы задумались об онлайн-обучении

Алла Бедненко

Алла Бедненко, директор по персоналу «Эконика»

У нас 122 магазина и более 1000 сотрудников. Из-за этого мы регулярно сталкивались с рядом трудностей при обучении.

Тренинги в регионах — это долго и дорого. Например, приходит однажды коллега и говорит: «Направьте тренера во Владивосток! Упали продажи, нужно обучить четырёх новичков!» А мы уже составили график командировок на месяц вперёд. Поездка во Владивосток займёт неделю. Придется потратить около полумиллиона рублей: командировочные тренеру, авиаперелёт, отель, аренда помещения.

Конечно, в таких ситуациях наши тренеры приезжали и помогали магазину. Но это всё было очень неудобно — приходилось искать варианты бюджетного перелёта, выкраивать неделю из рабочего графика, переносить запланированные тренинги, придумывать, как организовать эффективное групповое обучение для четырёх сотрудников.

Невозможно собрать всех консультантов в одном месте. Когда магазины компании разбросаны по всей стране, организовать живое обучение непросто.

У «Эконики» 122 магазина

На конец 2020 года в России открыто 122 магазина «Эконика»: от Калининграда до Южно-Сахалинска. В розничной сети работают более 1000 сотрудников

У линейных сотрудников нет компьютеров. Мы попробовали обучать через компьютер управляющего. Быстро поняли, что это невозможно: компьютер всё время занят, а у сотрудников нет свободного времени на тесты.

Некоторые неудобства в обучении стажёров. Как раньше было: приходит новый сотрудник, а адаптационный обучающий вебинар был позавчера, следующий — через месяц. Что делать новичку? Управляющий в предлагал посмотреть вебинар в записи, но это скучно, удерживать внимание и не отвлекаться сложно.

«Сначала боялись, что упадёт эффективность обучения», — как iSpring выбрали сотрудники

Два года назад стало очевидно: пора учить сотрудников онлайн. Идеальный вариант — через смартфоны. Компьютеров на рабочем месте у продавцов нет, а обучающий контент всегда должен быть под рукой. Например, чтобы пройти курс или тест по дороге с работы. Мы поняли, что нам нужна система с готовыми мобильным приложением, в которое мы легко сможем встроить наш контент.

Мы начали искать такую систему. На рынке было несколько вариантов. Протестировали пять на наших сотрудниках. Один из них — iSpring Learn.

В конце эксперимента сотрудники оценили обе системы. Скажу честно — мне и отделу обучения больше нравился второй вариант. У него был очень красивый интерфейс, а мы же fashion-компания, нам важна красивая визуализация. Но сотрудники выбрали iSpring — он победил с большим отрывом.

Отзывы об iSpring Learn

Результаты опроса сотрудников: «Какая система обучения понравилась вам больше?» LMS №1 —  iSpring. По графикам видно, что по всем показателям iSpring обгоняет своего конкурента

Около 65% продавцов-консультантов заходили в систему, как только мы назначали курс. Это показатель интереса: они не ждали, пока наступят выходные, а брались за учёбу, когда появлялось свободное время.

83% опрошенных отметили, что контент в iSpring Learn загружался быстро. Не нужно ждать, пока включится новый урок. Внешне учебный портал iSpring тоже понравился команде — 4,55 балла из 5.

Частая ошибка, когда платформу выбирает отдел обучения, а не те, кто будет пользоваться продуктом. В итоге сотрудники не хотят учиться, им не нравится площадка. Мы не стали настаивать на нашем выборе и решили внедрить ту систему, которую выбрали сотрудники. Ни разу об этом не пожалели.

«Сначала была настороженность и скепсис», — как коллеги отнеслись к идее внедрить онлайн-обучение

Мы внедряли дистанционку два года назад, и тогда ещё не было повсеместной удаленной работы и пандемии, а мы в «Эконике» проводили классные очные тренинги, которые очень нравились сотрудникам. Поэтому некоторые коллеги отнеслись к нововведению с опаской. Они беспокоились, что эффективность обучения снизится, консультанты не захотят учиться онлайн, а качество сервиса и продажи упадут.

Траектория обучения iSpring Learn

Так выглядит вводный курс в iSpring Learn для продавцов «Эконики»

Это классическое сопротивление изменениям, и оно совершенно нормально и естественно. Когда начинаешь новое дело, всегда найдутся те, кто против, но будут и те, кто за. Я считаю, что в таких ситуациях просто нужно опираться на тех, кто верит в идею, и последовательно её реализовывать — и тогда появляется шанс запустить что-то новое. И, конечно, обязательно нужно запрашивать обратную связь сотрудников и корректировать план внедрения системы в соответствии с их пожеланиями.

«С помощью дистанционного обучения мы решаем четыре большие задачи», — как сейчас работает онлайн-обучение в компании

Мы используем дистанционный формат для организации адаптационного периода новичков, обучения новым коллекциям, тренинга сотрудников центрального офиса и для решения других текущих задач по развитию персонала.

Адаптация новичков. Это восемь недель, за которые сотрудник знакомится с продуктом, стандартами обслуживания, историей компании, корпоративной культурой и внутренними регламентами.

В первый рабочий день мы отправляем сотруднику приветственное сообщение с приглашением в систему обучения.

iSpring Learn автоматически запишет сотрудника на обучение

Мы связали 1C с iSpring Learn. Когда в 1С кадровик оформляет новичка, сотрудник автоматически получает сообщение с приглашением в учебный портал

Как только сотрудник попадает в систему обучения, он получает первые материалы. Для новых сотрудников мы разработали трек адаптации. В нём темы разбиты на 8 недель, информация структурирована и предполагает изучение небольшими кусками — так, чтобы сотрудникам было проще осваивать новое. Сотрудник получает новую информацию каждую неделю.

В конце периода адаптации сотрудник проходит итоговый тест. С первой попытки его сдают 80% консультантов — это довольно высокий показатель. Кроме этого, по итогам адаптации сотрудники заполняют анкету, результаты которой мы анализируем после.

Пример теста iSpring Learn

Чтобы результаты тестов были максимально достоверными, мы разработали большой перечень вопросов — каждому достаются свои, а шанс повтора минимален

Новые коллекции. Обувной бизнес завязан на сезонность. Более четырёх раз в год «Эконика» выпускает новые коллекции, и продавцы-консультанты заранее должны знать, что им предстоит продавать.

Чтобы быстро обучить сотрудников, перед стартом продаж новой коллекции отдел обучения создаёт специальные учебные курсы. В них мы рассказываем об особенностях коллекции и модных трендах, стилистике, новинках в обувных материалах, технологических новшествах в производстве, конструкционных особенностях. Учим сочетать модели и составлять образы, рассказываем, чем вдохновлялись наши дизайнеры и какие глобальные идеи и тренды отражает коллекция.

Эффективность обучения мы измеряем итоговым тестом, отзывами сотрудников о курсе, обратной связью от коммерческого департамента и, конечно, анализируем результаты продаж.

Обучение сотрудников центрального офиса. Недавно мы разработали адаптационный курс для офисных сотрудников «Эконики». Он состоит из нескольких модулей, в которых мы рассказываем о компании, учим правилам проведения совещаний, деловой переписке и работе во внутренних программах.

История компании Эконика

В видео рассказываем сотрудникам об истории компании. Мы начали работать 28 лет назад — в 1992 году

Точечные задачи. Бывает, коммерческий департамент приходит с запросами проработать определённые направления. Мы создаём курсы, чтобы подтянуть знания и навыки продавцов по конкретным вопросам. Так, например, у нас есть курс по коммуникациям с клиентами о средствах индивидуальной защиты.

«Структура стала другой», — как изменилась команда отдела обучения

Раньше в отделе обучения был руководитель отдела и тренеры — они проводили очные тренинги в разных городах России. Сейчас мы поменяли структуру. Теперь отдел состоит из руководителя, методиста/разработчика курсов, специалиста по дистанционному обучению и тренинг-менеджеров. Также в каждом региональном дивизионе есть HR бизнес-партнёры.  С внедрением дистанционки мы не увеличивали штат отдела обучения, но изменили функциональные обязанности некоторых сотрудников.

Специалист по дистанционному обучению отвечала за проект на этапе запуска, когда мы только планировали внедрить онлайн-обучение. Она создавала карты знаний и умений, выбирала подходящие продукты, прорабатывала вопросы интеграции с кадровыми системами. Пока в отделе не было методиста, отвечала в том числе за запуск курсов и создание контента.

Методист разрабатывает учебные материалы и электронные курсы. Недавно мы отправили её учиться в академию iSpring, чтобы она познакомилась с платформой и могла в полной мере пользоваться всеми доступными инструментами. Сейчас она как раз заканчивает дипломный проект, в рамках которого разрабатывает онлайн-курс по моде и стилю для наших консультантов. Как только защитит его в академии iSpring, мы добавим его в нашу программу.

Тренинг-менеджер и HR бизнес-партнёры в филиалах проводят очные семинары, оценочные мероприятия, фасилитации и вебинары, отвечают за индивидуальную поддержку сотрудников. Мы стараемся работать в смешанном формате обучения и обязательно включаем в учебный план живые встречи, тренинги и семинары.

«Людям нужен энергетический обмен», — почему не стоит полностью отказываться от живого обучения

Я считаю, что офлайн и онлайн должны сочетаться, необходимо уметь их эффективно комбинировать. Людям нужно общение, энергетический обмен, а через экран он отсекается. Это как театр и телевизор, очень разные вещи.

На мой взгляд, онлайн больше подходит для алгоритмизированных видов обучения. Это всё то, что больше связано со знаниями, а не навыками. Например, изучение новой коллекции идеально ложится в онлайн-формат.

Пример курсов iSpring Learn

Курс по новой коллекции сделан в формате лонгрида и сочетает разные форматы подачи материала — тексты, картинки, видео и тесты

Живые мероприятия нужны для формирования новых навыков: например, общение с клиентом, работа с претензиями и разбор конфликтных ситуаций. Теоретические знания мы, конечно, можем дать и в онлайне, даже симуляции организуем, но всё равно нужно отрабатывать в полях, с живыми людьми.

То же касается и обмена опытом. Нужно давать людям возможность «подумать друг о друге». Например, классическая ситуация: на мероприятии рядом оказались два управляющих. В какой-то момент они обязательно начнут обсуждать актуальные задачи и выяснят, что один из них уже давно решил этот вопрос и знает, как стоит действовать.

Мы очень активно используем формат смешанного обучения. Например, марафон по эмоциональному интеллекту для управляющих состоит из дистанционного курса, самостоятельного задания и отработки навыков в зуме.

Конечно же, выбор формата зависит от цели: для каких-то задач идеален офлайн, для каких-то — онлайн. Не стоит об этом забывать!

«Систему дистанционного обучения признали инновацией года», — чего мы добились благодаря переходу в онлайн

Руководители компании высоко оценили проект внедрения онлайн-обучения и назвали его настоящим прорывом. На ежегодной корпоративной премии проект победил в номинации «Инновация года». Нашей команде было очень приятно получить такую награду. Мы очень довольны результатами.

Стоимость обучения сократилась примерно на 40%. Мы сократили затраты на выездные тренинги: аренду зала и оплату командировок сотрудников —  билеты, гостиница, питание. Точно не скажу, во сколько раз сократилось количество выездных тренингов, так как наша сеть всё время растёт, но мы убрали выезды по адаптационному обучению новых сотрудников и обучения по новым коллекциям — теперь они все проходят в онлайне.

Качество сервиса осталось на высоте. Весь прошлый год мы обучали сотрудников только дистанционно — не проводили офлайн-тренинги из-за пандемии. Несмотря на полное отсутствие живого обучения качество сервиса и эффективность работы сотрудников не снизились.

Период адаптации сократился на треть. В начале работы каждый сотрудник розницы проходит адаптационный период. За это время он знакомится со спецификой продукта, изучает особенности нашей аудитории и учится продавать. Мы предполагаем, что к концу этого периода человек должен выйти на свою стопроцентную производительность.

Раньше этот период длился 12 недель. У нас не было единой стандартизированной схемы обучения по всем магазинам сети: что-то рассказывал управляющий, какие-то темы освещались на вебинарах и тренингах, схема обучения могла отличаться в зависимости от региона. Сотрудники могли пропустить некоторые мероприятия, и контролировать процесс обучения было сложно.

Сейчас продавцы проходят адаптационный период за 8 недель и выходят на стопроцентную производительность на месяц раньше. В этом помогает дистанционное обучение с его строгой структурой.

Втрое быстрее обучаем новым коллекциям. Обувной бизнес живёт коллекциями. Как минимум четыре раза в год продавцам-консультантам нужно очень быстро освоить большой объём новых знаний. Чем лучше продавец знает коллекцию, тем лучше её продаёт.

Раньше часто получалось так: коллекция уже продаётся, а мы обучили не всех — не успели провести мастер-классы и вебинары во всех городах. Сейчас мы можем запускать обучающие курсы так часто, как нам это нужно, и выдавать информацию о коллекциях дробно, по мере поступления поставок. Теперь обучение синхронизировано с поступлениями и нужная информация появляется вовремя.

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса