Было бы круто, если бы онлайн-курсы выглядели так же зрелищно, как «Звездные войны». Любимые фишки сценаристов саги можно вписать в любой курс дистанционного обучения. Как? Джо Ганчи, президент консалтинговой компании eLearningJoe, рассказывает, как написать сценарий джедайского уровня.
Вы можете возразить, что научная фантастика — это про далекое будущее, пришельцев и супертехнологии. Да, иногда проходят века, прежде чем идея воплотится. Леонардо да Винчи сделал набросок воздушного винта в 1453 году, а первый вертолёт поднялся в небо лишь 450 лет спустя.
А вот другой пример: в фильме «Особое мнение» с Томом Крузом отряд полиции ловит бандитов еще до преступления. В сценах полицейские используют жестовый интерфейс и видеосвязь.
Спилберг снял это в 2002 году. Прошло 15 лет, но «Особое мнение» уже не воспринимается как фантастика.
Будущее не так уж далеко от нас, поэтому давайте посмотрим, какие приёмы из фантастических фильмов можно использовать уже сейчас:
Обучайте через истории
Чтобы создать увлекательный онлайн-курс, знания инструментов для разработки контента мало. Важно хорошо разобраться в кейсах, понять, как сотрудники станут пользоваться полученными знаниями. Только на основе этого можно выстроить увлекательный сценарий.
Фильмы основаны на историях, и для создания успешного онлайн-курса они также важны. Материал в разы легче усвоить, если в нем есть увлекательный рассказ.
Дорогие спецэффекты, сложные трюки — пыль в глаза. Если в основе фильма нет интересной и понятной истории, он провалится. То же самое и с курсом — если у вас нет хорошего рассказа, у вас нет ничего.
Преимущества сценария «Что если?»
Главный вопрос, с которого начинается сценарий фантастического фильма — «Что если…»:
- Что если на Землю прибыли пришельцы?
- Что если люди нашли способ жить вечно?
- Что если можно излечить все душевные болезни одной таблеткой?
Вопрос «что если?» поможет изменить привычный образ действий. Он будит воображение, потому сценарии, основанные на этом приёме, очень популярны.
Сформулируйте проблему
Сценарий «что если?» обычно подводит зрителя к проблеме. Это — вторая часть сценария:
- Что если пришельцы, которые прибыли на Землю, – злые и хотят уничтожить нас?
- Что если люди нашли способ жить вечно, и теперь Земле грозит гибель от перенаселения?
- Что если бы мы излечили все душевные болезни одной таблеткой, но люди перестали бы испытывать эмоции?
Проблема берет начало из предположения «что если?». К примеру, сценарий начали с фразы «Что если пришельцы, которые прибыли на Землю». Тогда проблему можно свести к тому, что пришельцы хотят нас уничтожить. В фантастических историях выявить проблему просто.
В отличие от фильмов, большинство дистанционных курсов не ставят вопрос настолько конкретно. В итоге люди вынуждены осваивать большой объем новой информации, не представляя, какую пользу им это принесет и какую проблему они решают.
Не зацикливайтесь на том, как научить чему-то. Гораздо важнее объяснить сотрудникам, зачем они тратят время на изучение курса, что это изменит в их жизни.
Используйте новые способы проверки знаний
Обычно на дистанционных курсах после объемного информационного блока сотрудникам предлагают пройти тесты. Тесты с выбором ответов — это способ, который приходит в голову первым. Но иногда полезнее задавать открытые вопросы, где надо подумать, погуглить, поразмышлять, прежде чем напечатать ответ.
Попробуйте новые форматы проверки знаний: попросите написать небольшое эссе или пройти диалоговый тренажёр.
Придумайте по-настоящему сложную задачу
В фантастических фильмах люди заняты преодолением препятствий: как победить пришельцев, заделать дыру во времени или, минуя челюсть динозавра, попасть из пункта А в пункт Б.
Люди с радостью готовы принять вызов. Почему бы не использовать это в дистанционном обучении?
Пусть ваши сотрудники делают выбор между конфликтующими вариантами. Возможно, у них не будет четкого ответа. Как и в реальной жизни, мы не всегда способны найти подходящий ответ. Неидеальный ответ — не значит неправильный. Ваша задача — помочь сотрудникам понять, чем хорошая идея отличается от отличной.
Людям нравится преодолевать сложности. Так устройте им квест! Представьте, сколько радости и удовлетворения они испытают после решения трудного кейса.
Следуйте правилам реальной жизни
Действия «Звездных войн» разворачиваются в далекой галактике, за много световых лет до нас. Теперь представьте, в одной из сцен вы вдруг видите Красную площадь в Москве или Белый дом в Вашингтоне. Странно, не правда ли?
Или, допустим, вы смотрите захватывающий фильм на основе интересной истории с харизматичными персонажами, которые пытаются решить серьёзную проблему. Но тут вдруг вмешивается никому до того не известный супергерой и при помощи суперсилы разом всё решает. В итоге все спасены и счастливы. Конец.
Древние греки придумали специальное слово для развязки, которая происходит с помощью внезапного вмешательства третьей стороны: «deus ex machina», дословно — «бог из машины».
В древнегреческих драмах это выглядит так: одному из богов надоело наблюдать за тем, как люди без всякого смысла мучают друг друга. Он решает спуститься на землю, чтобы свершить суд над неправедными. В конце все плачут и обещают вести себя культурно.
Избегайте «deus ex machina» в сценариях для дистанционного обучения. Вы нарушите правило, если в качестве ключа к разрешению проблемы укажете то, что не имеет отношения к контексту вашего курса. Ваша задача — показать людям как применить полученные знания в реальной ситуации.
Обучение должно основываться на правилах реальной жизни.
Используйте супертехнологии
Мы любим фантастику за спецэффекты и крутые гаджеты: световой меч, ховерборд, телепорт и т.д. Почему бы не использовать супертехнологии и в дистанционном обучении?
Гаджеты виртуальной и дополненной реальности
Они становятся все более распространенными. Посмотрите, как используют очки виртуальной реальности Microsoft HoloLens:
Группа международных экспертов The New Media Consortium опубликовала в 2016 году доклад, согласно которому, уже через 4-5 лет VR будут использовать в обычных школах. Вот два примера:
Виртуальная реальность
Видео, снятое на специальные 360-градусные камеры, работает просто: мозг зрителя обманывается и принимает происходящее за чистую монету, а потом, после завершения тренинга, гораздо легче адаптируется к аналогичным ситуациям в реальности.
Здесь можно посмотреть на полет с точки зрения пилота:
Поощряйте достижения
За редким исключением в финале фильмов герои остаются крайне довольны собой: монстры и пришельцы уничтожены, пространственно-временные дыры заделаны, человечество спасено.
В дистанционном обучении важно, чтобы учащиеся видели свои достижения и чувствовали удовлетворение от процесса. Заранее продумайте систему мотивации: включите в курс шкалу прогресса, поздравляйте каждого учащегося с успешным завершением очередного этапа обучения, награждайте их дипломами и сертификатами об окончании курса. Отмечайте каждую маленькую победу.
Пусть ваши сотрудники гордятся собой!
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.