Как организовать вебинар из очного тренинга и при этом увлечь слушателей? Знают Мэттью Мердок и Трейон Мюллер, авторы книги «Взрыв обучения», которая вышла в издательстве «Альпина». Публикуем подробный пересказ.
Чтобы перейти от очного обучения к вебинарам, недостаточно купить микрофон, выбрать площадку для онлайн-встречи и выйти в эфир.
Важно тщательно проработать содержание выступления и способ подачи материала. Иначе свою первую видеотрансляцию вы рискуете закончить при «пустом зале». Вот пять правил, которые помогут вам провести захватывающий онлайн-тренинг и сорвать овации.
Правило 1. Сократите учебную программу
Не пытайтесь втиснуть в вебинар все, чему раньше учили вживую. На очном тренинге люди способны усвоить куда больше, чем при виртуальной встрече.
Идеальная продолжительность вебинара — 90-120 минут.
За это время вы сможете изложить три-четыре основных идеи, а слушатели не успеют заскучать. Если тема объемная, лучше отжать воду или разбить материал на части:
Отожмите воду
Главное в подходе — сфокусировать внимание слушателей на основных принципах, навыках или техниках, которые они должны усвоить. Оставляйте только квинтэссенцию знаний, без которых сотрудник не сможет работать лучше.
Конечно, трудно отправить в корзину примеры и упражнения, которые вы разрабатывали годами. Но придется принести их в жертву, если не хотите, чтобы во время вебинара вас переключили на смешного котика в YouTube.
Разбейте на части
Если вам жаль сокращать курс, поступите по-другому: поделите его на несколько вебинаров. Так вы сохраните значительную часть контента, а сотрудники смогут впитывать новую информацию маленькими порциями.
Разбивка также позволит усилить практическую часть — встроить больше упражнений и домашних заданий в серию вебинаров.
Правило 2. Проработайте сценарий
Даже если вы уже тысячу раз проводили тренинг вживую, проработать сценарий для вебинара всё равно надо. Он поможет:
- Структурировать выступление, продумать тезисы и советы, которые сделают урок насыщенным и ценным.
- Избежать ненужных пауз. Под рукой всегда будет шпаргалка, если вы вдруг собьетесь и потеряете ход мысли.
Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет лекция. В середине максимально подробно раскройте тему вебинара. В конце сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам.
В финале полезно также дать небольшой анонс следующей онлайн-встречи, в качестве затравки на будущее.
Правило 3. Продумайте стратегию вовлечения в обучение
В борьбе за внимание ваши главные соперники — электронная почта, мобильный телефон, социальные сети. Если лекция утомляет, слушатели непременно напишут в Facebook нечто вроде: «Зря просиживаю штаны на этом чертовом вебинаре».
Как удержать внимание учеников? Конкурсы, бизнес-игры и другие приемчики очного обучения не работают. Вовлекать слушателей придется по-другому.
Познакомьте учеников с виртуальным классом
Если для ваших слушателей это первый вебинар, расскажите в начале о возможностях платформы: как пользоваться чатом и окном для голосования, как включить микрофон и т.д.
Иначе велик риск, что во время вашего выступления кто-то неожиданно заговорит или напишет в чат вереницу несвязанных букв.
Проверьте качество связи
При плохом качестве сигнала участники могут просто не дослушать конференцию до конца.
Это поможет определить возможные проблемы с оборудованием или интернет-соединением.
Познакомьте с учебной программой
Покажите слушателям «дорожную карту» вебинара. Людям будет интересно узнать о плане лекции и отметить для себя наиболее важные темы.
Добавьте в выступление интерактива
Ужасная ошибка — просто залить презентацию в программу для интернет-конференции и выйти в эфир. Слушатели просто заснут у монитора под мелькание слайдов.
Не зацикливайтесь лишь на PPT. Если рассказываете о какой-то программе, покажите ее интерфейс, покликайте по кнопочкам. Или подберите видеоролики по теме вебинара.
Вот еще пример: вы рассказываете банковским служащим , как выявить подозрительных клиентов. Выведете на экран несколько картинок с разными ситуациями и предложите определить потенциального мошенника.
Проводите голосование
«Майкл Джексон — величайший поп-исполнитель в мире. Поставьте плюс в чате, если считаете так же». Даже если слушатель до этого подбирал себе новый тостер в интернет-магазине, он зайдет в чат и поставит минус, потому что больше любит Бейонсе или Бритни Спирс.
Конечно, вовсе не обязательно брать за основу музыкальную тему. Выберите неоднозначное утверждение из лекции и запустите голосование. Обсуждение всегда вовлекает в обучение.
Задавайте открытые вопросы
Это основа ведения тренингов. Если вам нужна хорошая дискуссия, задавайте вопросы и поддерживайте диалог. Тогда все почувствуют себя частью одной команды, а не безликими слушателями.
Кстати, во время чтения комментария полезно называть участников по имени. Многим захочется, чтобы его имя прозвучало в эфире, и люди будут охотнее писать в чат.
Подготовьте раздаточные материалы
Еще до вебинара отправьте участникам ссылку на материалы, которые они смогут скачать и распечатать. К примеру, это может быть краткий конспект лекции с пустыми полями для заметок
Во время вебинара слушатели смогут записывать интересные мысли или подчеркивать важные тезисы.
Правило 4. Подготовьте помещение для вебинара
Перед лекцией нужно время, чтобы настроить проектор, подготовить флипчарты, таблицы, расставить стулья. К вебинару тоже следует подготовиться:
- Выберите маленькое помещение. В большом звук будет отражаться от стен. Из-за громкого эха вас будет неприятно слушать.
- Плотно закройте окна и отключите все приборы, которые могут издавать звуки: факс, телефон, даже механические часы. Обычно мы не замечаем как тикают стрелки, но на вебинаре их может быть слышно.
- Отключите на компьютере все сторонние программы — особенно почту. Ничто не должно отвлекать.
- Приготовьте себе бутылку воды, чтобы во время эфира не першило в горле.
- Перед занятием посетите туалетную комнату.
Чтобы никто не отвлекал, повесьте лист с надписью «Идет запись/проводится вебинар». Так вы избавитесь от незванных гостей.
Подготовьте запасной компьютер. Поплюем через плечо, конечно, но если ваш основной ПК «умрет», вы нам скажете спасибо за этот совет.
Еще один важный момент: разогрейте голос и взбодритесь. Наш приятель Дейв всегда включает любимую рок-песню и подпевает перед тем, как «выйти на сцену».
Правило 5. Давайте обратную связь
В конце вебинара отведите 15-20 минут для вопросов и ответов. Позвольте участникам прояснить спорные моменты или уточнить нужную информацию.
Также составьте электронный опрос, чтобы оценить качество вебинара. Лучше сделать это заранее, используя, к примеру, Google Forms. После можно просто скинуть участникам вебинара ссылку на опрос.
Важный момент: не переборщите с вопросами. Их должно быть не больше пяти, чтобы на ответы не ушло много времени.
Мы во FranklinCovey задаем всего два вопроса:
Вопрос 1. «Насколько вероятно, что вы порекомендовали бы нас/наш продукт своим друзьям и коллегам».
Вопрос 2. «Почему вы поставили такую оценку?».
Это помогает нам определить слабые места и довести до идеала следующий вебинар.
Что еще вы узнаете из книги?
- Что такое миграция знаний и правило непрерывного изменения в онлайн-обучении?
- Как обеспечить 100% посещаемость на вебинаре?
- Как вести себя в эфире и что говорить?
- Как создать систему дистанционного обучения в компании?
На русском книгу «Взрыв обучения» выпустило издательство «Альпина».
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.