Цель этого руководства — помочь вам стать экспертами в области интерактивного обучения. Вы узнаете, зачем нужен интерактив в онлайн-курсах, что такое поток и кривая интереса и научитесь четырем способам создания интерактивных курсов при помощи iSpring Suite.
Не будем терять времени и перейдем сразу к делу: впереди нас ждет много интересной теории и увлекательной практики.
Что такое интерактив в онлайн-обучении?
Термин «интерактив» часто используют в связке с теорией активного обучения. Ключевая мысль теории: люди запоминают больше, когда применяют новые знания на практике, а не просто слушают и конспектируют лекции. Другими словами, лучше делать, чем смотреть.
Простейший пример интерактива — список вопросов в конце параграфа школьного учебника. Цель та же самая: помочь ребятам усвоить информацию и тут же применить в решении учебных задач.
У электронных курсов есть одна важная особенность: их изучают асинхронно. Люди проходят материал не одновременно, а каждый в собственном ритме. Поэтому интерактивные заходы традиционного обучения, когда лектор обращается к аудитории: «Поднимите руку, если…» — в случае электронного обучения не работают. Курс не видит реакцию учеников, не отвечает на дополнительные вопросы и не шутит, если видит, что они заскучали.
К счастью, по мере развития технологий появились подходы и инструменты, которые помогают работать с учащимися даже в асинхронном формате. К этому мы еще вернемся, но сначала давайте поясним, почему вообще интерактив так важен для онлайн-курсов.
Польза интерактива в онлайн-обучении
Представьте, что вы уже два часа едете по шоссе. Знакомая дорога, заурядный пейзаж, взгляду не за что зацепиться. Такая ситуация таит опасность: монотонная езда снижает концентрацию водителя. Это приводит к серьезным последствиям. В фильмах ужасов, например, на дорогу неожиданно выскакивает олень.
С курсами также, хотя и не столь фатально. Монотонное перелистывание слайдов означает бесполезную трату ресурсов, повторение одних и тех же ошибок, а то и вовсе провал программы обучения.
Хорошая новость в том, что для вовлечения учеников продуманный интерактив работает одинаково эффективно. И неважно, с каким типом обучения вы имеете дело: традиционным, дистанционным или смешанным.
«Продуманный интерактив» не означает, что нужно нашпиговать каждый слайд курса всевозможными прибамбасами. Интерактив — это не эффекты анимации. Его цель — не визуальный взрыв. Он должен вовлекать, увлекать и задавать ритм прохождению курса.
Учитываем поток
Теорию потока изобрел Михаем Чиксентмихайи, американо-венгерский психолог. Поток — это особое эмоциональное состояние человека во время работы. Когда мы «в потоке», концентрация максимальна. Мы настолько увлечены делом, что не замечаем ничего вокруг. Вообразите результаты, которых мы могли бы достичь, если бы так учились.
При чем тут интерактив?
Чтобы учащиеся вошли в поток, нужно нащупать баланс между их способностями и сложностью обучения. Если задача слишком сложная, это вызовет разочарование, а если слишком легкая — скуку. Но когда задание удерживает на верхней границе способностей, обучение становится по-настоящему увлекательным.
Подстроить обучение под каждого учащегося в рамках электронного курса практически нереально, но продуманный интерактив в этом помогает. Он поддерживает высокий уровень вовлеченности и к тому же оставляет положительные впечатления от обучения.
Самый простой пример того, как отыскать баланс между сложностью задания и навыками — создать несколько вариантов сценария курса (начальный, средний, высокий уровень сложности) и предложить учащимся самим выбрать подходящий или провести предварительное тестирование. По такому принципу устроено изучение иностранных языков. Человека, владеющим английским на уровне upper-intermediate, бессмысленно помещать в группу, где у всех только elementary.
При помощи грамотно настроенного интерактивного сценария можно сделать так, чтобы учащийся автоматически направлялся на более сложный уровень, если покажет высокие знания, и наоборот. Об этом будет чуть дальше.
Читайте по теме:
9 программ для создания интерактивных заданий
Кривая интереса
Другая сложная задача, с которой интерактив помогает справиться, — снижающаяся продолжительность концентрации внимания человека. Согласно исследованиям, за пятнадцать лет она сократилась на 3,75 секунды и к 2015 году составила 8,25 секунд. Именно поэтому важно не просто случайным образом вставлять интерактивные элементы в курс (чтоб было), а делать это с умом.
Чтобы удержать внимание пользователей, в индустрии видеоигр используют концепцию кривой интереса. Кривая интереса — это график, на котором зафиксированы ключевые моменты игры. По графику можно с высокой точностью предсказать, когда игра начнет надоедать, и добавить на проблемный участок что-нибудь захватывающее. Об этом подробно рассказывает Джесси Шелл в книге «Искусство геймдизайна: книга линз».
Как это использовать для обучения?
Хотя Шелл использовал кривую интереса для разработки игр, концепция подходит и для обучения.
При разработке интерактивного обучения важно уделить внимание четырем элементам кривой интереса:
- Изначальный интерес (А). Для обучения гораздо эффективнее, когда ученики сами в нем заинтересованы. Проводите внутренние пиар-кампании, мотивируйте руководителей и лидеров из числа сотрудников рекомендовать курсы, чтобы сформировать позитивные ожидания от обучения.
- Крючок (B). Пробудить интерес до старта обучения — только половина работы, сложнее его сохранить в ходе обучения. Для этого уже в самом начале курса нужно зацепить крутым интерактивом, к примеру, 3D-фотографиями или мини-игрой. Тогда у учащихся будет хороший запас интереса, который поможет удержать внимание во время менее увлекательных частей.
- Долина (D, F). Давайте учащимся передохнуть. Не располагайте интерактивные элементы непосредственно друг за другом — это смажет вау-эффект.
- Кульминация (G). Самый классный интерактив, который вы только можете разработать, чтобы учащимся захотелось пройти подобное обучение в будущем.
Используя кривую интереса в качестве схемы для использования интерактива, вы можете быть уверены, что онлайн-курс удержит внимание учащихся от начала до конца. Такой подход требует больше усилий по планированию, но и результат намного лучше.
Четыре самых простых способа сделать интерактивный курс с iSpring Suite
Мы одолели теорию. Теперь перейдем к практике. Пришло время засучить рукава!
1. Разветвленные сценарии
Возможно, в 90-е годы вам попадалась книга-игра «Подземелья черного замка». Механика подобных книг проста: сюжетные повороты зависят от выбора читателя. Вот вы дошли до развилки в лесу; куда дальше? Повернете направо, читайте текст под номером 86, налево – номер 110. В зависимости от решения, продолжение истории будет отличаться. Такой прием называется ветвлением.
Из приключенческих книг прием перекочевал в онлайн-обучение. Смысл остался тем же: ветвление позволяет учащимся выбрать свою собственную траекторию в рамках курса и, таким образом, получить индивидуальный опыт обучения.
Простейшее ветвление — подстраивать уровень сложности курса под успехи учащихся. Допустили ошибки в тесте — отправляйтесь изучать дополнительную информацию по теме. Все легко получается — добро пожаловать в блок для продвинутых.
Деление по уровням сложности — не единственный способ ветвления в курсах. Можно создавать сценарии для разных типов личностей (например, экстравертов и интровертов) или с учетом различных подходов к решению задач.
Разработчики Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) использовали ветвление для курса по пылегазоочистным и водоочистным установкам. Это устройства, которые фильтруют выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Задача курса — научить новых сотрудников правильно установить поломку и принять меры. Например, ученик видит, как из труб выходят черные клубы дыма. Нужно решить: сообщить об этом руководству или просто пройти мимо.
Дополнительный бонус ветвления — учащиеся чувствуют себя исследователями. Им интересно узнать, чем же кончится дело, а не просто прокликать слайды до конца.
2. Тесты
Современные механики тестов далеко ушли от обычных списков вопросов с выбором ответа. К примеру, теперь вы можете предлагать интерактивные задания в стиле drag-n-drop: попросить рассортировать предметы или разместить их определенным образом, как в этом онлайн-курсе для мерчендайзеров:
3. Диалоговый тренажер
Диалоговый тренажер — интерактивное упражнение для отработки навыков общения и переговоров. С его помощью учащиеся воспроизводят разговор с виртуальными собеседниками — покупателями, клиентами или коллегами — чтобы затем в реальных ситуациях чувствовать себя подготовленными и уверенными.
В диалоговом тренажере учащийся должен решить задачу, аналогичную той, которую предстоит выполнять на работе: презентовать продукт, дать обратную связь подчиненному или успокоить недовольного покупателя. За каждым выбранным ответом следует реакция виртуального собеседника, поэтому учащийся может увидеть последствия своих решений без риска сорвать сделку или поссориться с реальным клиентом.
Еще тренажер можно применять для тестирования, присуждая баллы за верные ответы, или использовать в курсах в качестве мини-игры, чтобы учащиеся могли сразу применять знания на практике.
Очень часто такой интерактив используют для отработки скриптов, но есть и более креативные варианты. Например, в демо-курсе «Дело Миллеров» вы играете за детектива и расследуете исчезновение пожилой пациентки из больницы.
Самое сложное и интересное работе над диалоговым тренажером — заставить учащихся поверить, что симуляция — не просто песочница с манекенами вместо людей. Главные принципы создания впечатляющих симуляций мы разобрали в статье «Как создать диалоговый тренажер».
А чтобы сделать свой курс увлекательнее и интереснее, добавить элемент игры и захватить внимание сотрудников, вы можете создать уникального нарисованного героя в конструкторе персонажей в iSpring Suite, который будет соответствовать фирменному стилю или другим визуальным задачам
Вам не понадобятся дизайнеры или иллюстраторы — нужно лишь зайти в библиотеку контента, выбрать «Мои персонажи» и собрать героя из готовых блоков.
Создание займёт всего пару минут: вы можете менять цвет кожи, черты лица, причёску, комбинировать между собой элементы одежды и аксессуаров. Персонаж, созданный в конструкторе, легко впишется в любой учебный сценарий и сыграет наставника, клиента, руководителя или сотрудника.
4. Триггерные анимации и гиперссылки в PowerPoint
Да-да, не удивляйтесь! Эти стандартные встроенные функции не ограничиваются возможностью кликнуть мышкой, чтобы на слайде появилась новая строка текста. Можно создать всплывающее окно (поп-ап), выпадающий список или, шутки ради, спрятать в курсе пасхалку — секретное послание для самых внимательных. Триггерные анимации могут выглядеть весьма впечатляюще:
Вот несколько обучающих статей по созданию триггерных анимаций:
- Игра в жанре «Я ищу»
- Викторина «Своя игра», отличная комбинация триггеров и гиперссылок
- Интерактивные карточки
Если вы раньше не сталкивались с триггерами в PowerPoint, их настройка может показаться трудоемкой. Вот почему iSpring Suite включает 12 готовых интерактивных шаблонов для разных ситуаций, которые помогут курсу выглядеть профессионально и облегчат жизнь педдизайнеру.
Например, интерактивные вкладки помогут структурировать материал без использования пресловутых буллетов, а маркированные изображения отлично подходят для объяснения устройства сложных приборов.
В заключение
Интерактив — это куда большее, нежели причудливые визуальные эффекты. Вот почему в этой статье мы постарались вооружить вас не только практическими инструментами («Как?»), но и подходами («Зачем?»). Сейчас у вас есть и веские причины использовать интерактив в курсах, и практические способы для его создания. Теперь дело за вами.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.