Как сформировать представление о профессии, о которой почти не знают в столицах и совсем не слышали в регионах? Зачем обучать соискателей, а не сотрудников, и чем тут может помочь дистанционное обучение, — рассказывает Дарья Селезнева, руководитель направления дистанционного обучения сервиса доставки продуктов iGooods.ru.
О компании iGooods.ru
iGooods.ru — сервис доставки продуктов и товаров из гипермаркетов. Работаем в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сургуте. В числе наших партнеров крупнейшие сети страны: METRO, «Лента», «Карусель» и «Вкусвилл».
Мы используем онлайн-обучение уже на этапе подбора персонала — дистанционно учим людей, которые хотят попасть в нашу компанию. Отличников зачисляем в штат.
Обучение — это фильтр, который помогает отбирать лучших на ключевую позицию в компании — персональный закупщик.
Кто такой персональный закупщик
Это новая для российского рынка профессия. Персональный закупщик — сотрудник, который получает заказ от клиента, собирает его, упаковывает и передает курьеру.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы пройти по рядам и собрать товар? Но, например, в «Ленте» более 20 000 товарных позиций. Знать их все невозможно. Нюансы подбора и упаковки, скорость сборки заказа, умение быстро сориентироваться в комментариях клиента — всё это навыки, которым можно научить.
При этом обучение должно быть выстроено по единым стандартам. Подготовка персонального закупщика в Казани должна быть идентичной подготовке персонального закупщика в Петербурге. Обучение в филиалах, открытых по франшизе, должно соответствовать уровню обучения в головном отделении компании.
Сначала обучаем, потом принимаем на работу
Основная особенность онлайн-обучения персональных закупщиков в iGooods — его интегрированность в процесс подбора персонала. Дистанционно учим не штатных сотрудников, а соискателей.
Кандидат, прошедший стартовое собеседование, получает доступ к блоку дистанционного обучения, отрабатывает предложенные симуляционные задания под руководством внутреннего тренера, и лишь потом принимается решение о его возможном трудоустройстве.
Такой порядок вполне обоснован:
- Соискатель понимает — «его» это или «не его». Насколько представления о новой работе совпадают с действительностью — это лучше понять до трудоустройства.
- Мы еще на этапе отбора понимаем, подходит ли человек компании и стоит ли инвестировать в него время.
- Успешное прохождение кандидатом всех этапов дистанционного обучения лежит в основе погружения в профессию, формирования мотивации и лояльности компании.
В других городах тренеров нет. Поэтому роль дистанционного обучения особенно важна.
Как мы выбирали инструменты для обучения
Когда мы приняли решение о полноценном использовании дистанционного формата, то провели сравнительный анализ всех игроков рынка ДО.
Мы хотели создать понятный, динамичный курс. Поэтому для нас исключительно важным был критерий разнообразия инструментов, возможности их комбинирования.
После обсуждения различных вариантов сошлись на том, что iSpring Suite закрывает все наши потребности — это интуитивно понятный конструктор с большим количеством инструментов. В нашем случае — то, что нужно.
Готовый курс мы загрузили в систему дистанционного обучения iSpring Learn. Доступ к системе есть у каждого кандидата на должность.
Из чего состоит учебная программа
Что было до: несколько видеороликов и инструкции в формате word и pdf.
Что стало после: полноценный курс с обучающими видео, интерактивностями, промежуточными тестами, персонажами из библиотеки iSpring. Стажер учится с любого устройства в свободное время. По отчетам мы видим, сколько времени он тратит на обучение и какие ошибки допускает в тесте.
Мы перезаписали видеоролики, сняли весь процесс закупки вживую, сделали скринкарты всех операций на планшете, прописали скрипты общения с клиентом, ввели геймификацию при помощи интерактивностей в iSpring.
Первая версия курса была написана в начале года. Доработка деталей, внесение дополнений, корректировки в связи с усовершенствованием технологии и программного обеспечения идет до сих пор.
Как мы учим новой профессии
Эксперимент по внедрению нового курса стартовал в феврале 2019 года. Перед нами стояло две задачи:
- Максимально быстро обучить соискателя новой профессии без потери качества, даже там, где очное присутствие тренеров невозможно.
- Найти «своих» людей, отсеяв лишних соискателей еще на этапе обучения.
1 блок — welcome
Теория. Человек знакомится с компанией и профессией. Видит, как проходит день персонального закупщика. Изучает правила поведения в гипермаркетах, стандарты внешнего вида.
Для создания блока записали видео в iSpring и описали миссию, ценности. Добавили интерактивность «выбери персонажа и посмотри, как должен выглядеть персональный закупщик» отдельно для мужчин и женщин.
2 блок — сборка заказа
Как происходит сборка заказа, на что важно обратить внимание. Нюансы подбора продуктов питания, бытовой химии, сроки годности — всё это здесь.
3 блок — работа с планшетом
Главный инструмент в работе закупщика — планшет. Когда клиент сделал заказ на сайте, на планшет закупщика сразу приходит список товаров. Заказы «падают» один за другим, а закупщик их собирает. Как работать с планшетом, рассказали третьем блоке курса.
4 блок — общение с клиентом
В нашей компании есть определенные правила общения с клиентами, например: новым клиентам мы звоним всегда, с постоянными контактируем по их желанию, и т.д. Все нюансы общения с клиентом — в четвертом блоке.
5 блок — упаковка товара
Заказ собран, его нужно упаковать максимально бережно. Тяжелое в центре, лёгкое по краям, бытовую химию отдельно от продуктов питания. Об этом рассказываем в пятом блоке.
Новичок также узнает, что делать если клиент изменил время доставки. Нужно ли расформировывать заказ? Как его хранить? Разбираем все вопросы.
6 блок — работа с каталогом
Как поступить, если штрих-код товара не считывается? Как создать карточку нового товара и отправить его на модерацию? Чтобы рассказать об этом новичку, мы сняли видео и создали обучющие игры.
Первые результаты
С февраля прошли обучение в общей сложности более 300 человек. Промежуточные результаты:
- Главная цель — быстрое обучение новой профессии — достигнута. Нам удалось создать структурно логичный, последовательный курс, в рамках которого информация дозированно передается человеку.
- Увеличили интерес к новой профессии. 92,2%. кандидатов попадают на стажировку.
- Для нас также было важно сделать курс максимально понятным. Обратная связь, которую удалось собрать за этот период, говорит, что и с этим мы успешно справились. Наверное, главная «фишка» в подаче: материал изложен доступно, понятно и на языке ЦА.
Еще один важный критерий оценки результата — как долго человек работает после трудоустройства. 80% соискателей, прошедших онлайн-обучение, от полугода и больше. Раньше новички уходили спустя две недели после стажировки.
Что в планах
Опыт с обучением кандидатов в персональные закупщики прошел успешно. В ближайшее время мы планируем запуск новых курсов дистанционного обучения при помощи iSpring. Среди программ, готовящихся к запуску: обучение закупщиков, наставников, сотрудников колл-центра, партнеров и франчайзи.
Источник: Retail-loyalty
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.