ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» является дочерней компанией АО НК «КазМунайГаз» (доля владения составляет 99,53%) и представляет собой крупнейшее в Казахстане нефтеперерабатывающее предприятие. Проектная мощность переработки углеводородного сырья — 5,5 млн тонн в год. Завод расположен на территории промышленной зоны в Атырау.
Кейс взят со стороннего сайта. Перейти на источник
Всего на предприятии трудятся более 1600 сотрудников. Переход на онлайн-обучение помог компании справиться с вызовами, которые часто встают перед крупными предприятиями: быстро адаптировать новых сотрудников, оптимизировать процессы и сроки обучения, а главное — избавиться от инцидентов в области безопасности. О том, как компания внедряла онлайн-обучение, рассказывает Орынбасар Ерболатулы, ведущий специалист по обучению и развитию персонала.
Подготовка к переходу на онлайн-обучение началась три года назад. В середине 2019 года руководство поставило задачу перевести обучение в онлайн-формат и найти подходящую платформу. Главной целью компании в тот период было получить удобный инструмент для контроля результатов сотрудников.
Мы не хотели переплачивать за раздутый функционал, так как знали наверняка: не будем использовать и половину возможностей. В итоге остановили свой выбор на iSpring Learn. Платформа предлагает оптимальное соотношение функционала и цены. Помимо этого, для нас важны были следующие параметры:
- Есть мобильное приложение — учиться можно онлайн. У платформы есть свое мобильное приложение iSpring Online. Сотруднику надо лишь скачать приложение, и все курсы и учебные материалы буквально будут у него под рукой, в доступе даже без интернета. Проходить курсы можно в любое удобное время: дома, в дороге, в кафе или во время перерывов на работе.
- Конструктор онлайн-курсов iSpring Suite. На конструкторе можно создавать курсы, тесты, диалоговые тренажеры и видеолекции — и все это на основе знакомого многим PowerPoint. Программу легко освоить даже без специальных технических знаний.
- Подробная аналитика в пару кликов. iSpring собирает детальную статистику и помогает отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. Мы можем контролировать уровень подготовки в каждом структурном подразделении, оценивать рейтинги успеваемости и прогресс каждого сотрудника.
- Оперативная поддержка. Мы искали провайдера, активно поддерживающего связь с пользователями. Лидера определили на стадии первой заявки. Ребята из iSpring ответили через несколько часов, другие провайдеры — через 3–4 дня. Это было маркером хорошо отлаженной коммуникации с клиентами. Впоследствии техническая поддержка решала 80% наших вопросов за несколько часов.
На этапе запуска нового формата мы сфокусировались на обучении производственного персонала. На отраслевом рынке труда традиционно высокая конкуренция, поэтому проблема текучки кадров всегда актуальна. В этих условиях предприятию необходимо быстро обучать и адаптировать новичков.
Культура безопасности
Начали с создания курсов по безопасности, которые в дальнейшем были интегрированы в адаптационный курс. Сейчас каждый новый сотрудник компании должен дистанционно ознакомиться с общей информацией о заводе, изучить коллективный договор, стандарты, особенности организации труда и большой блок, посвященный безопасности — экологической, пожарной, промышленной и электробезопасности.
Всего восемь направлений, которые должны знать все сотрудники компании. В очном формате оставили только одно занятие — по оказанию первой доврачебной помощи. Сдав тесты по каждому блоку, сотрудник получает допуск к работе, но на этом все не заканчивается. В течение месяца он должен пройти курс по технике безопасности. Только после этого платформа генерирует индивидуальный QR-код, который наносится на бейдж сотрудника. Этот этап контролирует отдел корпоративной безопасности.
Результат не заставил себя долго ждать: уже в прошлом году в компании не было зафиксировано ни одного инцидента в области безопасности.
Онлайн-формат показал и другие преимущества. Раньше на то, чтобы обучить всех 1600 сотрудников по одному из направлений, уходило около месяца, а курс для новичков занимал две недели. Большую часть времени съедала подготовка и организация программы: учебные планы требовалось согласовать с графиком основной работы внутренних тренеров компании, затем нужно было оформить служебную записку, выпустить соответствующий приказ, а после — заплатить преподавателям.
Сейчас таких проблем нет. Для записи видео и разработки тестов нам понадобилось однократно задействовать всех участников. В итоге получилось восемь роликов общим хронометражем пять часов.
Переход в онлайн помог наладить и контроль за обучением. Курсы в формате видеороликов по безопасности находились в общем доступе и раньше, но проверить, просматривают ли их сотрудники, было невозможно. Сейчас все прозрачно: людям приходит уведомление о назначении курса, а организаторы видят результаты тестов.
Как показывает практика, решить с первого раза все тесты почти никто не может. Частый результат — шесть из восьми. Поэтому, как правило, мы отправляем людей на пересдачу. И еще не было случая, чтобы кто-то не смог решить тест со второго раза. В итоге средний балл сотрудников за адаптационный курс — 4,5 из 5. С помощью iSpring мы легко наладили контроль за обучением и в результате повысили культуру безопасности компании.
Производственная необходимость
Планируем, что с ростом количества курсов в штате нашей компании появятся преподаватели — разработчики онлайн-курсов. Пока мы нанимаем их со стороны. Сейчас сектор подготовки кадров отдела управления персоналом состоит из четырех человек. Они занимаются организационными вопросами: планируют индивидуальные треки развития и обучения сотрудников, организуют работу со студентами и вузами и так далее. Помимо образовательной платформы мы используем мультимедийный обучающий комплекс — программу виртуальных тренажеров, с помощью которых операторы учатся работать на определенных видах оборудования.
Атырауский нефтеперерабатывающий завод представляет собой сложное диверсифицированное производство, в котором задействовано около 30 различных установок. При этом необходимо, чтобы все сотрудники компании разбирались в специфике каждой. Прежде чем приступить к работе на компьютерном тренажере, операторам назначают видеокурс, посвященный определенному виду оборудования. Сейчас на платформе размещено около десяти производственных курсов, однако вскоре будут охвачены все направления.
В ближайшее время мы планируем разработать образовательную программу и для менеджмента. Скорее всего, это будут короткие видеокурсы, с помощью которых руководители смогут развить свои коммуникативные навыки, научиться ставить задачи подчиненным, планировать свою работу и так далее. Развитие soft skills особенно важно для представителей старшего поколения. Сейчас мы делаем ставку на видеоматериалы, но в дальнейшем можно будет использовать и другие возможности платформы.
Сложности перехода в онлайн
Переход на новый формат обучения для персонала прошел быстро и безболезненно. После запуска проекта мы презентовали платформу линейным руководителям, которые, в свою очередь, рассказали о ее возможностях сотрудникам. Назначенные курсы требовалось пройти в течение месяца, в противном случае можно было получить дисциплинарное взыскание. Звучит строго, но на самом деле людям было интересно попробовать, чувствовался энтузиазм.
Некоторые сложности возникли только у представителей старшего поколения: не все понимали, как войти в программу, где найти свой логин и что такое URL. По итогам обратной связи мы составили подробную инструкцию, которую с тех пор отправляем всем, у кого возникают вопросы. В целом проблем не было. Платформа удобна для пользователя, а видео можно смотреть, даже если человек находится вне доступа в интернет.
С помощью iSpring у нас появилась возможность отслеживать прогресс в обучении каждого сотрудника. На платформе доступна вся необходимая аналитика: от времени, затраченного сотрудником на обучение, до результатов тестов. В этом году по итогам обучения мы впервые организовали конкурс. Тем, кто успел пройти больше всех курсов или получил самые высокие баллы, вручили призы. Как оказалось, все победители не только демонстрируют большую активность в обучении, но и на работе отличаются высокой продуктивностью.