В крупных продуктовых и IT-компаниях ДМС, компенсация обедов и бесплатные занятия йогой — уже обычное дело. HR-директора ищут дополнительные способы привлекать и удерживать специалистов в компании. Один из таких инструментов — внутренняя, или корпоративная, валюта. В статье рассказываем, что это такое, как помогает увеличить вовлечённость сотрудников, и объясняем, как компании создать собственные «деньги».
Что такое внутренняя валюта компании и зачем она нужна
Внутренняя валюта — это инструмент поощрения и мотивации персонала. Сотрудники получают баллы, значки или цифровые монеты за свои достижения и задания, которые они выполняют. Например, они могут помогать коллегам, проходить обучение, предлагать идеи, рекомендовать знакомых на вакансии, выступать на мероприятиях. Заработанную валюту получится обменять в корпоративном магазине на товары, услуги или привилегии. Допустим, купить сертификат в фитнес-клуб, получить консультации психолога или дополнительные выходные дни.
С помощью внутренней валюты можно:
Повысить мотивацию сотрудников. Чтобы укрепить лояльность персонала к компании, используют корпоративную валюту. Начислять бонусы можно за любые достижения, которые определит организация. Так сотрудники поймут, что ещё они могут получить кроме стандартных условий по ТК РФ, и будут работать эффективнее.
Развить вовлечённость. Хорошо, если кроме рабочих задач появляется что-то увлекательное, например, возможность зарабатывать корпоративную валюту. Так сотрудники вовлекаются в коммуникацию друг с другом и в корпоративную культуру. Работать становится интереснее, потому что люди понимают: они не просто функция, а часть «живого организма», где каждый может получить свои бонусы. Так увеличивается вовлечённость, а значит снижается текучесть кадров и повышается производительность.
Усилить корпоративную культуру. Сама по себе внутренняя валюта — это корпоративный атрибут. С его помощью можно сплотить сотрудников вокруг идеи «для своих». К тому же, в качестве товаров, которые можно купить за валюту, часто используют эксклюзивный мерч компании.
Вместе мерч и внутренняя валюта работают на укрепление корпоративной культуры
Как применять корпоративную валюту: примеры
С помощью корпоративной валюты для сотрудников можно стимулировать разные процессы в компании. Например, начислять её за такие задачи:
Помощь в подборе персонала. Сотрудники получают награду за то, что рекомендуют друзей и знакомых на вакансии в компании. При таком подходе выигрывают все стороны. Предприятие экономит на найме. Человеку, который пришёл по рекомендации, проще адаптироваться, потому что в компании есть те, кого он хорошо знает. Сотрудник-«рекрутёр» получает вознаграждение в виде корпоративной валюты.
Адаптация новичков. Чем раньше сотрудник вольётся в коллектив, тем быстрее он начнёт полноценно и эффективно работать. Чтобы ускорить процесс, в компаниях проводят онбординг, а некоторые геймифицируют этот процесс. Например, новичкам начисляют баллы за то, что они знакомятся с коллегами, процессами и регламентами.
Если в компании используют welcome-наборы, можно давать вознаграждение за то, что сотрудник публикует в соцсетях фото распаковки. С одной стороны, это увеличивает лояльность работника к компании: он показывает, что стал полноценным членом команды. С другой, компания укрепляет свой HR-бренд.
Размер вознаграждения за распаковку welcome box можно дифференцировать. Например, за фото давать 50, а за короткие видео — 100 баллов
Начислять баллы можно и тем сотрудникам, которые помогают новичкам адаптироваться. Например, показывают, как всё устроено в компании, знакомят с коллегами из других отделов, вовлекают в мероприятия.
Участие в обучении. Сотрудники, которые проходят курсы и тренинги, работают эффективнее. Но не у всех есть желание и время учиться и заканчивать программы в срок. Чтобы повысить «доходимость» и общий уровень обученности персонала, используют игровые механики. Например, сотрудники получают значки за пройденные курсы, высокие результаты в тестировании, отзывы о курсах. Затем заработанные награды конвертируются во внутреннюю валюту, которую можно потратить в корпоративном магазине.
Выполнение рабочих задач. Когда сотрудники делают больше, чем запланировано, они получают денежные премии. Если привязать валюту к задачам, у персонала появится дополнительная мотивация. Сотрудники будут работать не только ради денег, но и чтобы получить признание, эмоциональное удовлетворение и приятную награду, которую можно выбрать самому.
Читайте по теме:
«Почему геймификация работает и как её использовать в обучении?»
Как создать внутреннюю валюту
Внутренняя валюта — это часть нематериальной мотивации персонала. Чтобы сотрудники прониклись идеей, а инструмент приносил пользу компании, внедрять его нужно постепенно. Можно действовать по такому плану:
Шаг 0. Проверить, что у сотрудников закрыты базовые потребности
Прежде чем внедрять внутреннюю валюту для мотивации, нужно убедиться, что у сотрудников закрыты базовые потребности: они получают рыночную зарплату, у них хорошие условия труда, здоровые отношения в коллективе. В противном случае эффекта от баллов, которые начисляют за обучение или высокую производительность, не будет.
Если у сотрудников высокий уровень удовлетворённости и закрыты материальные потребности, они хотят чего-то большего. Обычно это не «кофе с печеньками» и оплачиваемые обеды, а чувство сопричастности компании, её продуктам, возможность развиваться вместе с бизнесом. В такой ситуации с помощью внутренней валюты получится сформировать амбассадоров HR-бренда, вовлечь персонал в важные проекты, например по формированию кадрового резерва.
Шаг 1. Определить цели
На этом этапе нужно решить, какие приоритеты у компании: увеличить продажи, выстроить систему обучения или укрепить HR-бренд. От этого зависит, за какие достижения сотрудники будут получать вознаграждение. Например, если в компании планируют стимулировать продажи, можно начислять баллы за клиентов, которые приходят по рекомендации работников. А если нужно быстро обучить максимальное количество персонала, награду выдают за пройденные курсы.
Бесплатно подключите iSpring Learn на 14 дней и запустите в компании онлайн-обучение →
Шаг 2. Просчитать бюджет и разработать механику начисления и использования
Если в компании предусмотрен бюджет на нематериальную мотивацию, можно исходить из него и подобрать подходящие товары и услуги для корпоративного магазина. Для этого нужно сразу продумать, как будут распределяться баллы. Например, за участие в рядовых событиях вроде еженедельной планёрки начислять в десять раз меньше, чем за звание лучшего менеджера месяца. Вот примерный список заданий, за которые пользователи могут получать валюту:
- проходить тренинги и электронные курсы;
- ставить реакции и комментировать публикации о компании в медиа и соцсетях;
- выступать на конференциях и участвовать в выставках;
- рекомендовать вакансии компании друзьям;
- привлекать новых клиентов — для сотрудников, которые не работают в отделе продаж;
- выступать в роли наставника.
Ещё можно начислять баллы в честь определённых событий. Например, в день основания компании, на день рождения сотрудника или в честь юбилейного стажа: за 5, 10, 15 лет работы.
Внутренняя валюта нашей компании называется Sibedge-coin. Это виртуальные монеты, которые начисляются за участие в корпоративных мероприятиях, обучении, тренингах, воркшопах. Затем их можно обменять на товары из нашего маркета: брендированный мерч, сертификаты в магазины. Ещё один способ потратить валюту — направлять её на благотворительность.
Когда будет список активностей и данные о «стоимости» достижений, нужно выбрать товары и услуги, которые сотрудники смогут «купить». В стартовый ассортимент лучше добавить позиции разной ценности. Например, фирменную кружку за 100 баллов, сертификат в книжный магазин за 1000 и кожаный рюкзак за 10 000 баллов. Так «попробовать» внутреннюю валюту смогут практически все сотрудники. Это поможет вовлечь персонал в такую систему мотивации и простимулирует зарабатывать больше.
В корпоративном магазине, как и в настоящем, должен быть выбор товаров — так сотрудникам интереснее зарабатывать валюту
Важно, чтобы начисляемые баллы и товары были соизмеримы. Например, фирменная кружка стоит 100 баллов. Если для её покупки сотруднику нужно за полгода написать шесть дополнительных статей, вряд ли он будет стараться ради такого вознаграждения. А если товары будут слишком дешёвыми, то валюта потеряет свою ценность — работники не будут стремиться сделать больше.
Также нужно продумать ассортимент магазина в зависимости от возраста и интересов сотрудников. Например, если в компании много автомобилистов, можно предложить топливные карты с разным балансом на счету. Вот на что ещё компании предлагают тратить корпоративную валюту:
- сертификаты в магазины и на маркетплейсы;
- абонементы в бассейн, фитнес-клуб или студию йоги;
- консультации с психологом;
- авиа- и железнодорожные билеты;
- дополнительное обучение, например в школе иностранных языков;
- билеты на концерты, спектакли, соревнования;
- завтрак с основателем компании;
- корпоративные товары.
В ассортимент можно включить и нематериальные позиции. Например, раз в полгода сотрудник может выбрать один сокращённый рабочий день.
В 2024 году мы выпустили «валюту благодарности» — кудасы. Раз в месяц каждый сотрудник получает 10 кудасов. Это монеты, которые конвертируются во внутреннюю валюту. Кудасы нельзя потратить на материальное, но можно подарить их кому-то в качестве благодарности. Сотрудникам откликнулась такая идея, они уже ждут очередного «зачисления».
Шаг 3. Подобрать валюту и платформу
Для начала стоит решить, что будут получать сотрудники за достижения. Примеры корпоративной валюты для сотрудников могут быть такими: баллы, значки, бейджи или корпоративные виртуальные деньги. Учитывать достижения можно вручную, например, в Excel-таблицах. Но так есть риск, что награды потеряются и сотрудники не смогут потратить свои баллы. Поэтому удобнее использовать специальные платформы. Принцип работы следующий:
- компания подключается к платформе и настраивает интерфейс в корпоративном стиле;
- HR-специалисты выбирают, какие товары и услуги могут выбрать работники за баллы;
- настраивают «стоимость» позиций в корпоративном магазине;
- автоматизируют начисление валюты;
- сотрудники копят баллы или монеты и тратят их в магазине.
Если в компании начисляют валюту только за обучение, подсчитывать баллы можно в iSpring Learn. Платформа даёт возможность записывать очки или выдавать бейджи — за каждый пройденный курс или прохождение диалогового тренажёра. Затем сотрудники обменивают бейджи на товары из корпоративного магазина.
Шаг 4. Заручиться поддержкой руководства и запустить PR-кампанию
Прежде чем внедрить корпоративную валюту, нужно объяснить руководителям, как инструмент повысит вовлечённость персонала и эффективность работы. Для этого можно подготовить аналог бизнес-плана и расписать в нём расходы и выгоды, которые получит компания.
Также важно «продать» идею внутренней валюты персоналу. Все сотрудники должны понимать, как работает система, за что они смогут получить и на что потратить баллы.
Рассказывать о нововведениях можно разными способами: в рассылках, соцсетях компании, на корпоративном портале. Но почту читают не все, а уведомления в каналах часто бывают отключены. Чтобы точно все сотрудники узнали о нововведениях, публикуйте информацию в разделе «Новости» в iSpring Learn. Здесь можно анонсировать внедрение валюты, предложить выбрать название для неё, показать товары корпоративного магазина.
Если сотрудники говорят о корпоративной валюте, значит, PR-кампания работает
Ещё один способ привлечь сотрудников — начислить всем приветственные баллы. Это может быть одинаковое количество для всех или дифференцированное, например зависящее от стажа работы в компании.
Шаг 5. Запустить валюту и отслеживать эффективность
После того как запустили валюту, важно анализировать результаты. Чтобы понять, как сотрудники относятся к этой идее, можно проводить еженедельные пульс-опросы. Также стоит отслеживать и реальные изменения в соответствии с целями. Например, оцените, как изменилось число сотрудников, которые проходят курсы. Выясните, насколько легко новички адаптируются в компании.
Важно отслеживать ассортимент корпоративного магазина и выбор сотрудников: какие товары пользуются спросом, а какие нет. Убедитесь, что награды не однотипные, а у работников есть альтернатива. Иначе велика вероятность, что мотивация зарабатывать валюту снизится.
Оценить эффективность инструмента получится примерно через три-шесть месяцев после запуска: в зависимости от сферы деятельности и размера компании. Бывает, что систему приходится корректировать, например изменять систему начисления баллов или стоимость товаров. В таком случае важно обязательно рассказать сотрудникам о новшествах.
Внутренняя валюта компании: что важно запомнить
Внутренняя валюта — это инструмент нематериальной мотивации сотрудников. С его помощью можно снизить текучесть персонала, развить лояльность к компании, повысить производительность. Учитывать достижения можно на специальных платформах, например, в iSpring Learn.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
