Как говорил Авраам Линкольн: «Если меня попросят за семь дней срубить дерево, шесть дней я буду точить топор». Качественная подготовка — 80% успеха запуска онлайн-обучения в компании.
Зачем переводить обучение в онлайн? Чем онлайн-обучение полезно бизнесу? Допустим, у компании есть большой отдел продаж и регулярно проводятся маркетинговые активности: запускаются новые продукты, стартуют акции. Специалисты в продажах должны быть обучены заранее, чтобы в моменте применить тот подход к клиенту, который разработала служба маркетинга. Обученный сотрудник сумеет корректно и своевременно донести информацию до клиента, обеспечив компанию прибылью.
Кейс взят со стороннего сайта. Перейти на источник
Плюсы корпоративного онлайн-обучения
Во-первых, онлайн-обучение помогает сократить затраты на очный формат обучения и сделать его более эффективным. На 100% заменить очное обучение нельзя, но онлайн-обучение однозначно увеличит охват и скорость доставки знаний, в разы снизит затраты на командировки, гостиницы, аренду помещения и так далее.
Во-вторых, онлайн-обучение позволяет задать и удерживать единый стандарт бизнес-процессов по всей территории присутствия компании. Это особенно актуально для компаний, которые уже имеют множество региональных филиалов и там «всё сложно» с обучением.
Полезная и недооцененная «фишка» онлайн-обучения — пребординг, или перенос части обучения на период до трудоустройства. Уже на этапе подбора можно отследить вовлеченность кандидата в обучение и сделать выводы о его заинтересованности в работе в компании. Большой плюс — кандидат выходит на стажировку уже обученным: имеет определенную базу, знает, что делать, и быстрее приносит отдачу.
С чего начать внедрение онлайн-обучения в компании
Определяем заказчика и ставим цель
Первое и главное стратегическое действие — определить внутреннего заказчика, для кого все это делается. Это может быть отдел продаж, коммерческий директор или главный инженер на заводе. Заказчиком является тот, кому в данный момент нужна помощь с адаптацией новичков, обучением и переобучением, аттестацией.
С заказчиком нужно провести подробное интервью, выяснить, где у него узкие места и точки роста, какая конкретно ему нужна помощь. Необходимо четко определить цели обучения: за обученностью стоят конкретные задачи в бизнесе, требующие решения. Это можно понять, поговорив с внутренним заказчиком. А чтобы переговоры с заказчиком прошли успешно, можно ориентироваться на бриф по ссылке.
Выбираем платформу для онлайн-обучения
Для запуска онлайн-обучения потребуется платформа или система дистанционного обучения (СДО). Это сервис, на котором можно развивать сотрудников онлайн: проводить вебинары, назначать уроки, курсы, тестировать и следить за успеваемостью команды. Нет смысла выбирать СДО с большим набором функций и переплачивать за лишнее. Требования к системе зависят от задач компании.
Например, если вам нужно ускорить адаптацию, пригодится система, умеющая строить траектории обучения под конкретную должность, онлайн-тесты, вебинары, возможность поделить сотрудников на отделы и автоматически назначать программы обучения новичкам, чтобы вы не тратили на это время. Если вам предлагают дополнительно систему управления талантами, чат-ботов и встроенную CRM, возможно, стоит отказаться. На старте вам не пригодятся эти функции — потратите деньги зря.
При выборе системы дистанционного обучения необходимо определиться, вам нужно коробочное решение или облачный сервис. Коробочные СДО устанавливаются на сервер компании, а облачные работают через интернет — достаточно создать аккаунт. Если в компании еще нет достаточной IT-инфраструктуры и специалистов, больше подойдет облачная версия.
Перед покупкой следует уточнить, где находятся сервера, отвечает ли их локация законодательству страны в области хранения персональных данных. Если компании критически важно, чтобы информация хранилась в ее базе данных, стоит присмотреться к «коробке». Мы тестировали несколько десятков платформ и можем рекомендовать платформу iSpring Learn — как наиболее оптимальное решение как в плане функционала, так и удобства развертывания.
Адаптируем контент
Обучающий контент должен быть максимально адаптирован под конкретный типаж его потребителя. Во-первых, необходимо определить целевую аудиторию: кого обучать, что это за люди. Это 25-летние юноши и девушки, которые работают в торговой сети? Это люди старшего поколения? Каков их уровень владения компьютером и смартфоном? Определив целевую аудиторию, вы поймете, какие форматы контента, какими порциями, в какое время вы сможете лучше подавать.
Также важно задаться вопросом: почему им должно быть интересно пройти это обучение? Какие у них могут быть личные мотивы, чтобы пройти программу до конца и какие могут быть скрытые мотивы саботирования обучения? Стоит хорошо заранее об этом подумать и проработать несколько вариантов для вовлечения людей в обучение.
Content is king
Следующий этап — создание контента. «Content is king», — твердят все мировые эксперты по обучению. Действительно, все дистанционное обучение строится вокруг контента, от его качества и содержательности во многом зависит успех.
Делать учебный контент самим достаточно просто. Есть большое количество инструментов, упрощающих эту задачу, например конструктор iSpring Suite, который поможет собрать полноценный онлайн-курс с интерактивными элементами и качественным дизайном каждому, кто владеет базовой компьютерной грамотностью.
На старте можно сделать несложный в оформлении визуальный контент. Пусть он будет простым, аккуратным, просто для того, чтобы быстро и оперативно помочь бизнесу с поставленными задачами. Это не значит, что можно взять и разместить на слайдах стостраничный документ. Здесь вам пригодится знание правил педагогического дизайна. Стать профессионалом в создании онлайн-курсов можно за два месяца обучения в Академии iSpring.
Набираем команду
Кто вам нужен в проекте — это также следует продумать на старте. Очевидно, нужен методист, специалист для работы с контентом. Скорее всего, понадобится администратор учебного портала, где вы будете размещать курсы.
Какими бы простыми сегодня не были системы дистанционного обучения, требуется время на то, чтобы управлять учебным процессом. Зачастую, на старте несколько ролей бывают совмещены в одном человеке. Это рабочий вариант, когда вы запускаете проект в условии ограниченных ресурсов. Создавать контент, управлять процессом дистанционного обучения, руководить и организовывать — всем этим может заниматься один специалист.
Важно подумать о том, какие роли и функции должны быть у людей сейчас, чтобы запустить проект. Какие роли потребуются вам через три-пять месяцев после старта зависит от того, насколько интенсивно будет развиваться онлайн-обучение в компании.
Готовимся к старту
Обязательно стоит сделать тестовый запуск онлайн-курса. Это сэкономит много ресурсов и позволит избежать грубых ошибок на старте. Тестировать нужно все: контент, платформу, способ обратной связи. Для этого нужно определиться с фокус-группой: найти людей, готовых в этом поучаствовать. Пусть это будет 2−3 человека, если компания маленькая. Если компания большая, 50−100 человек будет достаточно. Не нужно затягивать этот этап надолго: лучше взять сроки от недели до двух. Этого достаточно, чтобы быстро проверить вашу гипотезу, собрать результаты и сделать выводы о том, что требует корректировки.
Перед тем, как инициировать проект, можно заполнить этот документ и показать его всем заинтересованным лицам: команде проекта, заказчикам, фокус-группе, чтобы все были в одном информационном поле. Это займет буквально несколько минут, зато вы объедините всех вокруг одной общей идеи, на которую этот проект работает.
Договариваемся об оценке на берегу
Сложно установить прямую связь между обучением и бизнес-показателями. Необходимо договориться с руководителями, как вас будут оценивать на старте, и обязательно зафиксировать договоренности во всех деталях. Для этого вместе с заказчиком стоит ответить на ряд вопросов: как вы и ваш внутренний заказчик поймете, что цели достигнуты? Как определить, достигнута ли цель на 100% или это промежуточный результат?
Часто за основу берут два параметра — количественный и качественный. Количественным можно отследить, как растет охват обучения в компании. Вот проект стартанул, а как ситуация изменилась за три месяца? Сколько сотрудников вовлечены в обучение? Есть ли некая положительная динамика в том, что все больше людей прошло обучение? Это важный параметр, который нужно отразить в отчетной презентации.
Оценка по качественным параметрам может носить субъективный характер: доволен ли ваш внутренний заказчик? Закрыло ли обучение его «болевые точки»? Есть ли разница в KPI сотрудников до и после обучения? Чтобы точно определить, в чем будут выражаться качественные показатели проекта, нужно постоянно держать связь с внутренним заказчиком. Это поможет вам гибко реагировать на возможные изменения.