Не пропустите главную распродажу года с 22 по 24 ноября
Пятница выгодных решений
до -57% на инструменты iSpring
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml
Анна Васютинская

Анна Васютинская, ведущий разработчик курсов в iSpring

LX-дизайн (Learning Experience Design) — это подход к созданию образовательного контента. Его ещё называют дизайном учебного опыта. LX-дизайн помогает сделать прохождение электронного курс понятным и удобным.

Если курс сделан по правилам LX-дизайна, ученикам проще разобраться, как устроена навигация и какие кнопки нажимать. Выше шанс, что они не пропустят важную информацию.

В статье разберём 8 принципов LX-дизайна, которые помогут сделать ваши курсы интереснее и понятнее.

1. Показываем пользу с первого слайда

Чем больше пользы в электронном курсе, тем выше шанс, что он заинтересует сотрудников. Если курс не помогает работать быстрее и эффективнее, сотрудники вряд ли захотят тратить на него время. Например, менеджеры по продажам часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Курс «Как не конфликтовать со сложными клиентами» их заинтересует, а «Основы продаж» — нет.

Как использовать в электронном курсе: чтобы заинтересовать сотрудников, расскажите о пользе курса уже на первом слайде. Например, в названии покажите решение насущной проблемы. Тема курса должна не столько обещать человеку пользу, сколько отражать те задачи, с которыми он сталкивается ежедневно.

Как сделать курс интересным

Если хотите, чтобы сотрудник погрузился в курс, вложил время и силы, нужно вызвать в нём искреннее желание пройти этот курс, увидев лишь его название

Содержание электронного курса

Правильно составленное содержание тоже усиливает интерес к курсу. В первом варианте содержание не объясняет, чем урок будет полезен. А во втором есть практическая польза: сотрудник знает, что курс поможет ему работать лучше

2. Усложняем материал курса постепенно — таксономия Блума

В 1956 году американский педагог Бенджамин Блум разработал таксономию образовательных целей. Согласно его теории, обучение — это последовательный процесс, и состоит он из 6 уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Каждый из них опирается на предыдущий: если не запомнить новую информацию, применить её не получится. Так, если сотрудник не выучил характеристики нового автомобиля, он не сможет презентовать его клиенту.

Как использовать в электронном курсе: чтобы научить сотрудника новому, двигайтесь от простого к сложному. Сперва раскройте тему и объясните, чем она полезна сотруднику. Потом расскажите, как это работает и где это можно применить.

Не стоит бросать на студента сразу большой объём новой информации. Это может отпугнуть и отбить желание продолжать учиться. Чтобы подобного не допустить, курс стоит усложнять постепенно.

Таксономию Блума применяют ещё и в тестах. Как всё работает, читайте в статье: «Как составить тест по правилам таксономии Блума» →

3. Большие блоки информации делим на мелкие — закон Хика

В 1952 году британский психолог Уильям Хик и американский профессор психологии Рэй Хайман провели эксперимент, чтобы выяснить, сколько времени пользователи тратят на выбор. Читать полное исследование →

Перед участниками поставили 10 ламп, а под каждой из них — клавиши. Лампы включали в произвольном порядке: от 2 до 10 раз. Задача участников — как можно быстрее нажать клавиши, которые соответствуют зажёгшимся лампочкам.

Результат эксперимента показал: чем больше вариантов, тем человеку сложнее запомнить информацию и принять решение.

Как использовать в электронном курсе: человеку сложно запомнить большой объём информации за раз. Если много текста, стоит разбить его на несколько слайдов. Так сотрудник будет обрабатывать информацию порционно. А значит — у него больше шансов её запомнить.

Закон Хика

На слайде «Было» сразу 8 новых для сотрудника блоков информации. Всё запомнить за раз не просто. Чтобы пользователю было удобнее, каждому принципу посвятим отдельный слайд. Так у нас будет место, чтобы раскрыть суть каждого и помочь сотрудникам всё запомнить

4. Используем в дизайне знакомое оформление — закон Якоба

Закон Якоба гласит: «Пользователи проводят большую часть своего времени на других веб-сайтах, а не на вашем». Это значит, если элементы управления вашего курса повторяют дизайн популярных сайтов, пользователям проще в них разобраться.

Как использовать в электронном курсе: стоит отказаться от нестандартных иконок и кнопок в оформлении курса. Их значение может быть непонятно пользователю. Лучше использовать классические варианты. Например, мы привыкли, что закрыть окно можно, нажав на крестик. Если вместо него поставить треугольник, это запутает пользователя.

Закон Якоба

Задача обеих кнопок — перенести обучающегося на следующий слайд. В примере «Было» использована метафора книги: слайды курса можно листать как страницы книги. Но пользователя она бы сбила с толку: на большинстве сайтов используют стрелки

5. Важную информацию располагаем по краям — эффект последовательного позиционирования

В основе принципа лежит открытие немецкого психолога Германа Эббингауза. Учёный выяснил, что элементы, которые расположенные сверху и снизу, лучше откладываются в долгосрочной памяти. Всё потому, что человек неосознанно уделяет им больше внимания.

Исследование Эббингауза показало: когда ученик читает список, он постоянно цепляется взглядом за самый верхний и самый нижний элемент. От этого запоминает их лучше.

Как использовать в электронном курсе: если создаёте в курсе списки, самые важные блоки разместите внизу и сверху. Так больше вероятность, что пользователь обратит на них внимание и не забудет.

Эффект последовательного позиционирования

Проверьте себя: прочитайте все принципы, закройте глаза и повторите их по памяти. Какие из них вы пропустили? Где эти принципы расположены на слайде? Если Хик был прав, скорее всего, они расположены посередине

6. Привлекаем внимание с помощью акцентов — эффект Ресторфф

Среди ряда однородных объектов человек обратит внимание на те, что отличаются. Эта особенность нашего восприятия легла в основу эффекта изоляции. Его открыла немецкий психиатр и педиатр Хедвига Ресторфф в 1933 году. В ходе эксперимента участникам давали список однородных слов, но среди них было одно, которое сильно отличалось. Лучше всего запомнилось именно оно.

Как использовать в электронном курсе: чтобы обратить внимание на важную информацию, выделите её необычным образом. Например, в однородном тексте выделите название термина жирным. Так на него сразу обратят внимание.

Эффект Ресторфф

На слайде «Было» весь текст выглядит одинаково — никаких акцентов. На слайде «Стало» мы добавили акценты. Например, выделили заголовки более крупным шрифтом, а этапы дополнительно покрасили в другой цвет. Слайд стал сразу гораздо легче для восприятия

7. Показываем связь элементов через близость

За этот принцип отвечает один из гештальт-законов восприятия. Объекты, которые расположены рядом, группируются в сознании. И кажутся близкими по значению.

Как использовать в электронном курсе: если блоки информации связаны друг с другом, поставьте их рядом.

Гештальт-законы восприятия

 На слайде «Было» не видно связи между подзаголовком и абзацем. Визуально непонятно, что к чему относится. Всё потому, что между ними много свободного пространства. В «Стало» мы его сократили и связали заголовки с текстом

8. Отсекаем всё лишнее — закон Миллера

В 1956 году американский психолог Джордж Миллер выяснил объём кратковременной памяти человека. Для этого учёный провел эксперимент: участникам давали список цифр, букв и слов. Их задача — запомнить как можно больше. В итоге оказалось, что в среднем человек способен запомнить от 5 до 9 элементов.

Как использовать в электронном курсе: материал должен быть ёмким и лаконичным. Чтобы обучающийся запомнил больше, содержание слайда стоит ограничить 5-7 элементами. Например, тезис и 4-5 аргументов, которые его доказывают. Так когнитивная нагрузка будет оптимальной, а значит, студент сможет с ней справиться.

Закон Миллера

Справа — два разных блока с большим количеством пунктов. Их сложно разглядеть, а главное — запомнить. Чтобы упростить студенту задачу, давайте разделим слайд на две части. В одной — преимущества, в другой — недостатки. Так мы визуально разгрузим слайд

8 принципов LX-дизайна: коротко

  1. Принципы LX-дизайна помогут сделать обучение удобным, приятным и полезным опытом для студента. Так он не будет отвлекаться на недочёты в дизайне и сконцентрируется на главном — материале.
  2. Чтобы вовлечь сотрудников в обучение, каждый слайд курса должен нести практическую пользу и помогать решать их ежедневные задачи.
  3. Чтобы пользователю было проще изучить большой объём информации, поделите её на маленькие порции. Например, текст расположите на нескольких слайдах.
  4. Показать связь элементов на слайде можно через их близость. Так, в лонгриде подзаголовок и абзац стоит расположить ближе друг к другу, чтобы сотрудник понимал, что они связаны.
  5. Чтобы обратить внимание на важную информацию, подчеркните её необычным образом. Например, в однородном тексте выделите название термина жирным.
  6. Если использовать в оформлении стандартные элементы популярных сайтов, то студенту будет проще разобраться в интерфейсе с первого раза.
  7. Если на слайде несколько блоков информации, видео, схем или картинок, то необходимо учитывать, что лучше всего сотрудник запомнит контент по краям.
  8. Чтобы сделать слайд курса легче для восприятия, стоит сократить объём информации до 5-7 элементов. Например, на одном слайде не более 7 пунктов.
iSpring Suite

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Fast course authoring toolkit