Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

В 2000 году средняя продолжительность концентрации внимания составляла 12 секунд, а уже к 2015 году — упала до 8,5 секунд, следует из исследования Statistic Brain. И пока наша способность концентрироваться падает, микрообучение набирает обороты.

Суть микрообучения в том, что информация подаётся небольшими порциями — микрокурсами. Как правило, каждый микрокурс посвящен  конкретной теме или навыку. Например, сотруднику рассказывают о новом продукте компании или учат создавать письма в Outlook. Такое занятие обычно занимает 5-10 минут.

В статье мы собрали советы по созданию микрокурсов
от специалистов по онлайн-обучению. Они пригодятся вам, чтобы запустить микрообучение в компании или прокачать существующую систему.

Руководитель корпоративного университета «220 Вольт» Олег Пашукевич на примере своей компании рассказывает, как работает микрообучение

1. Учитывайте специфику учебного материала

Виктория Савицкая, разработчик курсов

Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «ЛУКОЙЛ»

Не каждая тема подходит под микро-формат. Как правило, микрокурсы эффективнее, когда посвящены конкретной и не очень сложной тематике. Например, такая тема, как «отработка возражений» для сотрудников отдела продаж, хорошо подходит для микрокурса.

При этом в компании может быть и полноценный онлайн-курс по продажам для глубокого погружения в тему, и серия микрокурсов, чтобы быстро освежить знания при необходимости.

Пример правильного контента под микрокурс — видео «Как подготовиться к звонку»:

2. Зафиксируйте ожидания от микрообучения
на старте

Анна Васютинская, ведущий разработчик курсов в iSpring

Анна Васютинская, ведущий разработчик курсов в iSpring

Как и в традиционном онлайн-обучении, при разработке микрокурсов нужно закладывать ожидаемые результаты. Что должен знать сотрудник после курса? Какие навыки мы формируем? Если это курс для сотрудников компании, каковы бизнес-цели обучения?  Ответы на эти вопросы разработчик собирает в брифе.

В брифе мы подробно прописываем цели и ожидаемые результаты обучения. Он помогает синхронизироваться с заказчиком, правильно выстроить работу и собрать курс в срок.

Отрывок из брифа на разработку электронного курса: мы подробно прописываем цели и ожидаемые результаты обучения

В случае микрообучения, в брифе можно прописать цели и результаты обучения по каждому микрокурсу, а также сформулировать общие ожидания от проекта.

3. Свяжите серию тематических микрокурсов единой историей

Виктория Савицкая, разработчик курсов в Лукойл

Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «ЛУКОЙЛ»

Микрокурсы редко существуют по одному. Как правило, компании создают серии, объединенные единой тематикой. Важно, чтобы во время обучения сотрудник не только освоил конкректный микрокурс, но и понял общую картину.

Например, я создавала серию микрокурсов по этапам продаж. Один микрокурс — один этап. Сам по себе каждый курс был практикоориентированный и конкретный. Но все этапы я не связала единой канвой, поэтому общая каринка у сотрудников не сложилась. Они научились работать с возражениями. Но не понимали, как это работает в связке с установкой контакта и выявлением потребностей.

Чтобы это исправить, мы связали все курсы единой историей и перетягивали ее из курса в курс: в начале каждого мини-урока напоминали сотруднику о предыдущих шагах и уже потом переходили непосредственно к теме микрокурса.

4. Побольше практики

Ксения Сереврякова, руководитель группы по управлению электронным обучением компании Tele2

Ксения Серебрякова, руководитель группы по управлению электронным обучением компании Tele2

Одно из предназначений любого обучения — сформировать умения, то есть научить сотрудника выполнять ту или иную задачу.

Невозможно сформировать умения, не давая практических инструментов, поэтому внутри любого курса должна быть практика.

В случае с микрообучением этот вопрос стоит ещё острее — ведь микрокурсы должны быть короткими и емкими, а значит нужно сразу переходить к практике.

Один из самых важных вопросов при проектировании микрокурса: «Что ученик должен уметь после обучения?». Например, закончив тренажер по мерчендайзингу, сотрудник научиться правильно расставлять товары на полках.

5. Не растягивайте микрокурс

руководитель группы обучения Яндекс.Такси B2B

Александр Цветков, руководитель группы обучения «Яндекс.Такси»

Самое главное отличие микрокурса от обычного онлайн-курса в том, что он короткий. Наши микрокурсы в среднем занимают 5-10 минут, включая проверку знаний. Если обычный курс — это обед, то микрокурс — снек. В «Яндекс.Такси » мы так и называем их — снек-курсы: открыл, подкрепился и побежал дальше.

Поэтому в микрокурс нужно включать только ценные инсайты, тезисы и практические задания, а долгие вступления и объяснения лучше оставить для традиционных онлайн-курсов.

На мой взгляд, микрокурсы подходят для пользователей, которые уже погружены в знание процессов, компании и продукта — и хотят быстро получить недостающую информацию. Поэтому мы часто рассказываем
о новинках в формате микрокурсов: основную информацию о продуктах сотрудники и так знают, а из микрокурса можно по-быстрому узнать о новых функциях.

6. Адаптируйте микрокурсы под мобильные устройства

Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «ЛУКОЙЛ»

Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «ЛУКОЙЛ»

Ключевое преимущество микрообучения в том, что этот формат хорошо сочетается с мобильными устройствами. Курсы можно проходить в любое время: в метро, очереди или лежа дома на диване.

Поэтому при разработке микрокурсов мы сразу используем адаптивную верстку: подбираем подходящие шрифты и графику, не перегружаем контент картинками и анимациями, особо внимательно относимся к текстам, «убирая всю воду». В результате курс достойно смотрится и на компьютере, и на мобильном телефоне.

Для курса под мобильник лучше выбрать размер шрифта не меньше 16 кегля

7. Красиво оформите ваш микрокурс

Александр Цветков, руководитель группы обучения Яндекс.Такси B2B

Александр Цветков, руководитель группы обучения «Яндекс.Такси»

Сейчас все мыслят постами в «Инстаграме»: красиво = интересно, добавлю в сохраненное. Микрообучение работает так же: чем красивее курс, тем выше вероятность заинтересовать сотрудников.

Чтобы «вкусно» оформить курс, обратитесь к дизайнеру, воспользуйтесь библиотекой контента iSpring или  прокачивайте насмотренность и делайте дизайн самостоятельно. Основные принципы дизайна разобраны в статье «Как оформить электронный курс». Ниже покажу пример курса с аккуратным дизайном:

Микрокурсы — мощный инструмент в арсенале специалиста по обучению. Быстрые адаптивные микрокурсы можно создавать онлайн — в новом облачном конструкторе iSpring Page. Инструмент помогает красиво оформить материал, поделить на главы, добавить вопросы для самопроверки и сразу экспортировать в СДО.

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса