Едва ли не каждого новичка на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) интересует одна и та же вещь. Зачем нужны огромные желтые трубы, которые тянутся по всей территории предприятия? На самом деле это пылегазо- и водоочистные установки. Когда в НЛМК перешли на дистанционное обучение, то курс об этих трубах сделали одним из первых.
НЛМК — самое крупное металлургическое предприятие в России. Ежегодно комбинат выпускает более 13 миллионов тонн стали, почти две трети от всего производства в стране. Штат предприятия — 55 000 человек, и их постоянно приходится обучать. Появляются новые технологии, меняются правила в компании, существуют стандарты, которые надо повторять каждый год.
Руководитель по дистанционному обучению НЛМК Михаил Русаков рассказал, как компания стала обучать металлургов с помощью интерактивных игр и электронных курсов.
Задача: «реанимировать» дистанционное обучение на предприятии
Металлургия — высокотехнологичная отрасль. НЛМК постоянно развивает IT-систему, чтобы производство работало бесперебойно. При этом к eLearning мы долгое время относились скептически: боялись потерять в качестве обучения. Потому тренировали сотрудников очно.
Первый шаг в онлайн мы сделали в 2011 году — установили СДО WebTutor. Собрали библиотеку из 27 курсов: одна часть контента шла в комплекте с системой, другую закупили под конкретные проекты.
Интерфейс СДО был сложным, как приборная панель самолета, курсы старыми, как библиотечные книги — открывались исключительно на ПК через Internet Explorer. Потому систему использовали редко.
При этом мы посещали профильные конференции по eLearning, изучали опыт других компаний и все больше укреплялись во мнении — при правильном использовании eLearning может принести серьезную пользу:
- сократить расходы на обучение и при этом повысить эффективность;
- одновременно прокачивать тысячи человек в любом месте и любое время;
- создать общую базу знаний;
- оперативно оповещать об изменениях на производстве.
В 2016 году дистанционное обучение на предприятии получило второе дыхание.
Шаг 1. Формирование команды обучения
Липецк — город небольшой. Население — около 500 тысяч человек. Найти здесь профессионального разработчика курсов или администратора СДО — невыполнимая миссия.
В фокус попали люди креативные и ответственные. Искали тех, кто на «ты» с компьютером, знают дизайн и мультимедиа, умеют работать в команде. Из новобранцев на предприятии рассчитывали вырастить специалистов по дистанционному обучению.
Мы дали объявление о вакансиях на корпоративном портале, в СМИ, интернете. Получили 150 резюме. С 50-ю кандидатами провели телефонное интервью — отобрали 20 достойных. Они получили по три тестовых задания. Лучше всех с ТЗ справились трое.
Следующий этап отбора — очная встреча. На старте собеседование, потом ещё одно испытание: разработчик должен был сверстать курс, администратор СДО — написать скрипт в WebTutor.
Как мы «прокачивали» новичков
- Библиотека книг, обязательных к прочтению: «Живое обучение» Елены Тихомировой, «Искусство обучать» Джули Дирксен. Всего — более 20 книг. Не все из них про электронное обучение. Мы читаем также про HR, социологию, психологию и многое другое, что можно использовать в работе.
- Вебинары. В отделе есть правило — каждый сотрудник должен посмотреть один новый вебинар в неделю.
- Блокнот для умных мыслей. У каждого новичка есть дневник, куда он записывает идеи и правила. Благодаря такому подходу мы, например, смогли составить памятку «Как общаться с пользователями». Она помогает правильно выстроить диалог с сотрудниками, которые обращаются к нам с вопросами, проблемами или просто делятся впечатлениями о курсе.
- Умные корпоративы. Мы не собираемся в боулинге или бане, а ходим на бизнес-игры, интеллектуальные квесты.
- Открытое пространство. Вся команда сидит в одном кабинете. Это сокращает время на коммуникацию — возникла идея, можно сразу обсудить и согласовать.
Сейчас в команде четыре человека: я, два разработчика и системный администратор СДО.
Шаг 2. Выбор редактора курсов
За два предыдущих года мы поняли: заказывать курсы у сторонних разработчиков невыгодно. И вопрос здесь не в цене, а пользе. К примеру, электронный тренинг по тайм-менеджменту еще можно доверить фрилансеру — тема не требует глубокого погружения. Но попробуйте найти человека со стороны, который разработает качественный курс по работе пылегазоулавливающих установок.
Потому мы решили выпускать материалы самостоятельно в тесном союзе с экспертами предприятия. Стали искать редактор, в котором можно быстро собрать профессиональные курсы в SCORM-формате. Провели конкурентную проработку: изучили и российские, и зарубежные программы. Выбор пал на iSpring.
Собрать качественный SCORM-курс можно прямо в PowerPoint. Процесс ничем не отличается от работы над слайдовой презентацией. Еще одно преимущество iSpring Suite — библиотека контента.
Как из нашей стали люди собирают автомобили, так из библиотеки iSpring мы верстаем курс. Здесь есть все необходимое: персонажи, фоны, иконки, кнопки.
Шаг 3. Создание электронной базы знаний
За год мы разработали в iSpring Suite 34 курса. Контент делится на три типа:
SCORM-презентация
На предприятии много регламентов, сведений о производстве. Раньше материалы были упакованы в простые презентации. Мы поработали над дизайном, сконвертировали в SCORM и загрузили в СДО. При необходимости можем назначить их сотрудникам определенного цеха, или же работники сами зайдут в СДО, изучат нужный курс. Все материалы лежат в свободном доступе.
Такие курсы в компании используют при самоподготовке. Все сотрудники предприятия по закону обязаны регулярно проходить аттестацию по основам охраны труда и промышленной безопасности, иначе их не допустят к работе в цехе.
Еще год назад для этого приходилось неделю учиться очно и сдавать электронный тест в компьютерном классе. Сейчас обучение оцифровано: заходишь в СДО, изучаешь курс, записываешься на тестирование, приходишь в компьютерный класс, сдаешь экзамен, получаешь допуск.
Не нужно неделю сидеть в лекционной аудитории — учишься, когда удобно. Сотрудники вдвое экономят время.
Информационные курсы
Сюда входят материалы по формированию корпоративной культуры, развитию профессиональных качеств и личной эффективности.
Помимо теории в курсах много практики: тесты, диалоговые тренажеры. Важно, чтобы сотрудник не просто прочитал — знания должны закрепиться в подкорке.
Возьмем для примера курс по конфликтам интересов. Его мы построили на реальных кейсах из практики. Благодаря жизненным примерам сразу становится понятно, что такое конфликт интересов, чем он опасен для сотрудника и компании.
Тренинговые и мотивационные курсы
Основа курса — грамотный сторителлинг и геймификация. Здесь важно продумать сюжет, конфликт, время действия, главного героя, поработать над оформлением и практическими заданиями.
Возьмем, к примеру, курс «Пылегазоочистные и водоочистные установки».
Суть: на предприятии работают пылегазоочистные и водоочистные установки. Они,как фильтр, очищают от вредных веществ выбросы в атмосферу и сточные воды.
Однако некоторые сотрудники предприятия не знали, для чего нужны установки. Новичкам приходилось объяснять простые вещи: что это за установка, как определить, исправна она или нет.
В курсе восемь модулей по 20 минут, разветвленный сюжет, разные локации — все по правилам сторителлинга. Пользователь может выбрать наставника, который будет его тренировать. Это реальные специалисты НЛМК.
Как в хорошем компьютерном квесте, сотрудник всегда сталкивается с выбором: поступить по правилам или закрыть глаза на проблему. Каждое решение имеет последствия.
Это один из наших первых курсов. На разработку и согласование ушло четыре месяца.
Заказ на контент идет от бизнеса. Если нужен материал по конкретной теме, мне на почту приходит письмо — мы приступаем к разработке.
Шаг 4. Запуск смешанной программы обучения для кадрового резерва
С iSpring мы создали программу по подготовке кадрового резерва, с помощью которой обучаем сотрудников на позиции мастеров.
Мастер отвечает за качество производственного процесса и за безопасность бригады на участке. Это должен быть крепкий управленец с хорошими организаторскими способностями.
Для подготовки такого специалиста мы используем смешанное обучение. Оно поделено на 3 этапа:
- Очные тренинги: мастер узнает о ключевых показателях эффективности производственных процессов и, самое важное, о том как он на них влияет. Срок: два дня.
- Дистанционное обучение: курсы о группе НЛМК, о технологической цепочке производства продукции, о наших клиентах и о внутренних бизнес-процессах и основных регламентах. Срок: месяц.
- Смешанное обучение: дистанционные курсы + очные тренинги по softskills. Превращаем вчерашнего исполнителя в качественного управленца. Базовые компетенции изучаются в дистанционном формате, а затем они отрабатываются в ходе очных тренингов.
Специально для этой программы мы разработали 21 курс. Среди них материалы о технологической цепочке металлургического производства, организации труда, техническом обслуживании и ремонта оборудования.
Обучение уже прошли 15 человек. Им выдали удостоверение о повышении квалификации.
Как мотивировать к обучению 16 000 сотрудников
Мы запустили на предприятии PR-кампанию по eLearning. К примеру, раз в две недели проводим интеллектуальные поединки с Анатолием Лассерманом.
Мы берем 6-10 вопросов по актуальной для компании теме и создаем на их основе диалоговый тренажер через iSpring Suite. Суть: нужно набрать как можно больше баллов за вопросы. Сложность в том, что Лассерман — признанный эксперт во всех областях и никогда не ошибается.
Проект работает всего два месяца. За это время более 300 человек попробовали одолеть Лассермана.
Игра помогает вовлечь в обучение и рассказать сотрудникам что-то новое. Вступить в поединок можно с компьютера, планшета или телефона.
Еще мы создали сайт дистанционного обучения на базе SharePoint. Это часть корпоративного портала — одна из вкладок. Там есть список курсов с кратким описанием: о чем материал, кому полезен. Здесь же публикуем новости о корпоративном обучении.
Каждый месяц проводим конкурс — выбираем самого активного пользователя СДО и даем доступ к Eduson.tv, российскому сервису корпоративного онлайн-обучения.
Также раз в неделю отправляем сотрудникам письмо со сводным рейтингом — люди могут посмотреть, на каком они месте по обучению среди сотрудников компании.
Результаты
Сотрудники оценили подход: они сами регулируют ритм обучения и меньше отвлекаются от работы — «прокачиваются» в свободное время.
20% очных лекций мы перевели в дистанционный формат — сэкономили на услугах бизнес-тренеров, которых приходилось нанимать со стороны.
Еще одна высота: раньше на тренингах у разных групп были разные преподаватели, у каждого свой подход. eLearning выровнял дисбаланс — теперь развиваем всех по единой программе.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.