Чтобы запустить дистанционное обучение в компании, нужна команда специалистов. Без команды eLearning — напрасная трата денег, с командой — мощный инструмент в развитии бизнеса.
О том, как создать отдел дистанционного обучения и обеспечить максимальную эффективность его работы, рассказал eLearning-эксперт и основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов.
Сколько людей должно быть в составе eLearning-команды?
Как за полетом ракеты в космос стоит слаженная работа инженеров, так за любым успешным eLearning-проектом — труд команды по дистанционному обучению. Ее задача внедрить и развивать eLearning в компании. Для этого нужно написать программу по обучению персонала, поставить на поток выпуск электронных курсов и связать учебный план с задачами бизнеса.
Состав команды зависит от количества отделов в компании и числа сотрудников, которых нужно обучать. Чем шире охват, тем больше отдел дистанционного обучения.
2 человека – для маленькой компании
Если вы планируете обучать сотрудников одного отдела, в eLearning-команде хватит двух профи:
Системный администратор будет добавлять новых пользователей на учебный портал, загружать электронные курсы, созвать сводные отчеты по успеваемости учеников, консультировать их по техническим вопросам.
Руководитель отдела занимается контентом: разрабатывает стратегию развития eLearning, формирует учебную программу и создает электронные курсы.
КПД отдела: один онлайн-курс в неделю.
4 человека – для средней компании
Если в компании нужно обучать три отдела, придется расширить штат eLearning-команды до четырех человек.
Системный администратор по-прежнему мониторит учебный портал. Два верстальщика работают с предметными экспертами компании и собирают электронные курсы.
Руководитель выполняет роль менеджера проекта: разрабатывает стратегию внедрения, занимается развитием, координирует работу всей команды.
Вы также можете нанять дизайнера, чтобы не отдавать фрилансерам отрисовку персонажей, локаций и логотипов. А если компания международная — понадобится переводчик, чтобы адаптировать курсы на другие языки.
КПД отдела: 4 курса в неделю.
6 человек — для крупной компании
Команда в шесть человек сможет дистанционно обучать 1 000 сотрудников одновременно.
Здесь уже точно не обойтись без личного дизайнера. Объем запросов на оформление курсов будет таким, что обращаться к фрилансерам нет смысла — лучше сразу взять их в штат.
КПД отдела: 8 курсов в неделю.
Где искать специалистов по дистанционному обучению?
Российские компании, как правило, используют один из двух сценариев: нанимают специалистов со стороны или обучают внутренних сотрудников.
Нанять специалиста со стороны
Эксперт досконально знает тонкости дистанционного обучения и педагогический дизайн, умеет работать в нескольких редакторах электронных курсов, разбирается в трендах и, как следствие, выпускает контет высокого качества. Он сможет не только собирать электронные курсы, но и администрировать учебный портал
Минуса два: профи обойдется в 1,5 раза дороже штатного сотрудника. Также новичку потребуется время, чтобы изучить предметную область компании.
Обучить бизнес-тренера компании
Бизнес-тренер хорошо знает предметную область и специфику компании. Все силы вкладывает в один проект, а значит более тщательно прорабатывает контент. Вдобавок, он будет работать за ту же зарплату.
Однако его придется обучать eLearning. Это требует времени и денег. К примеру, чтобы освоить сложный редактор курсов, нужно шесть месяцев. Но есть обходной путь — некоторые редакторы способны превратить обычную презентацию в профессиональный обучающий курс. Если тренер умеет работать в PowerPoint, то ему не придется долго учиться верстке.
Поскольку вопрос выбора между «чужим» и «своим» сотрудником нередко упирается в бюджет компании, давайте посчитаем, кому и сколько вы заплатите за месяц работы. Вот примерные цифры по Москве:
Разработчик курсов | Руководитель отдела дистанционного обучения | |
Наемный специалист | 45-80 тыс. руб. | 120 тыс. руб (для маленькой компании) 200-250 тыс. руб. (для крупной компании) |
Штатный сотрудник | 40-60 тыс. руб. | 90-120 тыс. руб. |
Подробнее о зарплатах фрилансеров можно узнать на tagline.ru. Здесь указан средний часовой гонорар разработчиков курсов, дизайнеров и других eLearning-специалистов.
Кому должен подчиняться отдел дистанционного обучения?
Отдел маркетинга или HR отпадает сразу. Для них функция обучения станет дополнительной нагрузкой, отвлекающей от основных задач. В итоге eLearning будет простаивать и не поможет бизнесу.
Чаще всего ДО передают отделу обучения. Однако лучшее решение, которое может принять руководство, – наделить eLearning-команду полной автономией. Иначе на отдел ДО будут давить сотрудники других подразделений: HR-менеджеры или специалисты отдела очного обучения. Все они станут выдвигать свои требования к разработке курсов и пытаться лично повлиять на содержание. Это снизит качество контента.
Теперь давайте разберемся, что такое автономия отдела дистанционного обучения.
- Право отдела самостоятельно решать все вопросы, касающиеся содержания и оформления электронных курсов.
- Отдельный бюджет. eLearning-команда должна сама определять, какие задачи отдать на аутсорс и каких специалистов привлечь.
При таком раскладе eLearning-команды будет работать с максимальной пользой для бизнеса.
Совет: свяжите KPI сотрудников с обучением. Например: на 80% зарплата зависит от выполнения плана, на 20% — от успеваемости в СДО. Так у персонала будет выше мотивация к обучению.
Разработка курсов: делать самим или заказывать
Сперва давайте определим типы курсов:
Информирующие курсы. Это классические слайдовые курсы, основная цель которых проинформировать сотрудников. Такой тип материала подойдет, если нужно ввести новичка в должность, рассказать о новом продукте компании или обновленном регламенте.
Мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, и вам нужно мотивировать сотрудников.
Тренинговые курсы. Основная цель — прокачать старый навык или развить новый. В курсе должна быть история. Здесь важно продумать сюжет, конфликт, место и время действия, главного героя и не только.
Чем сложнее курс, тем больше потребуется времени на его создание и будет выше цена. На картинке ниже я обозначил, сколько примерно времени и денег потребуется, если вы решите отдать курс на разработку фрилансеру, крупной компании или сделать самостоятельно.
Работа фрилансера обстоит дешевле заказа в крупной компании. При этом информационные и мотивационные курсы можно сделать самостоятельно. Иначе дело обстоит с тренинговыми курсами. Сверстать их без помощи профессионалов со стороны вы сможете только в том случае, если в вашей eLearning-команде достаточно людей, они знают педагогический дизайн, сторителлинг и хорошо работают в редакторах курсов.
Как сэкономить на разработке курсов?
Если в отделе дистанционного обучения не хватает людей, скорее всего, вам придется обратиться к сторонним разработчикам. Сбить ценник на их услуги можно, если, к примеру, самостоятельно написать сценарий к электронному курсу и собрать всю необходимую информацию.
В этом случае фрилансеру останется только сверстать курс. А вам это обойдется примерно в 1,5 раза дешевле.
Бонус: как измерить пользу от дистанционного обучения можно посмотреть в моей презентации «Эффективность eLearning».
Запомнить
- Чем масштабнее компания, тем больше должна быть eLearning-команда.
- Профессионал со стороны разработает электронный курс качественнее и быстрее, чем штатный бизнес-тренер. Но его работа стоит дороже.
- Информирующие и мотивационные курсы можно сделать самостоятельно.
- Сэкономить на услугах фрилансера можно, если подготовить всю информацию и самостоятельно написать сценарий к электронному курсу.
- Чтобы eLearning приносил максимальную пользу, дайте отделу дистанционного обучения полную автономию.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.