Сцена из телесериала «Шерлок»
← Предыдущий урок
Это второй урок из цикла статей «Марафон: как создать онлайн-курс». Если вы здесь впервые, лучше начните с начала.
Этот материал пригодится тем, кто верстает электронный курс по незнакомой теме и хочет сделать каждый пиксель максимально полезным для сотрудников.
Мы расскажем, кто такие предметные эксперты, почему они важны, как наладить с ними контакт и получить в срок нужную информацию.
Предметный эксперт — гуру в своем деле. Он знает все нюансы и тонкости продаж, детально разбирается в технике безопасности или бесстрашно отжигает за токарным станком ИЖ-250.
Для разработчика электронных курсов предметный эксперт — основной источник информации и главный генератор идей. Он поможет четко сформулировать цели обучения и подобрать нужные материалы, а также даст ценные советы и комментарии. Без него выпустить качественный курс по незнакомой теме почти невозможно.
Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo
«В eLearning самый главный не тот, кто делает курсы или администрирует систему дистанционного обучения. Самый главный — эксперт предметной области. Он готовит материалы, от которых зависит продуктивность сотрудников. Если эксперт отгрузил вам некачественный контент, то ни верстка, ни дизайн не спасут курс от провала.
Получить от экспертов желаемое часто не так уж просто. Для того, чтобы ваш проект сдвинулся с мертвой точки, они должны быть искренне в нем заинтересованы».
Шаг 1. Установите дружеский контакт
Уважение — фундамент добрых отношений. Если вы относитесь к людям с признательностью, они всегда будут рады вам помочь.
Чтобы общение развивалось только в позитивном ключе, с самого начала дайте эксперту понять — вы цените его помощь. Будьте вежливы и тактичны, не навязывайтесь и не докучайте, к примеру, лишними звонками по телефону. Цените чужое время.
Шаг 2. Проведите короткий инструктаж по eLearning
Если в компании только запускают дистанционное обучение, то ваш напарник, скорее всего, не знает о его принципах и особенностях.
О чем нужно рассказать эксперту в первую очередь:
- Что такое дистанционное обучение.
- Чем отличается от очного и как сделать его эффективным.
- Почему в электронном курсе особенно важны примеры и практика.
- Какова роль эксперта в создании курса, что от него требуется и сколько времени займет.
- Как выглядит процесс разработки курсов.
Покажите несколько образцовых курсов, чтобы эксперт лучше понимал eLearning и знал, на что равняться. Расскажите также о технических возможностях курса, об ограничениях (к примеру, по времени), о принципах работы над сценарием и оформлением.
После короткого инструктажа у эксперта исчезнет страх перед неизведанным — задача ясна. Он четко представляет, с чем имеет дело, и может взвешенно принимать решения.
Шаг 3. Объясните цели и задачи курса
Если вы прошли первый урок из гайда, то уже изучили аудиторию, определили цели, задачи и тип будущего курса. Поделитесь этими данными с экспертом.
Так ему будет проще понять, какой материал нужно подготовить и в каком объеме: отгрузить побольше текстовой информации с описанием продуктов, выдержками из инструкций или сделать упор на кейсы и примеры из личного опыта.
Перед первой встречей обязательно сформулируйте вопросы по теме будущего курса: о чем важно рассказать, на чем расставить акценты и т.д. Эти вопросы станут опорными точками вашего диалога.
Александр Воробьев,
консультант по организации дистанционного обучения
«Изучите область интересов эксперта: принципы работы и терминологию. Так вы больше расположите к себе человека, а заодно сможете, например, создать глоссарий для будущего курса.
Рассказывая о планах, обязательно спросите, что на этот счет думает сам эксперт: почему нужно выпустить такой курс, как он улучшит жизнь сотрудников, что стоит заложить в основу. Это не только поможет прояснить цели обучения, но и увеличит интерес специалиста к проекту».
По итогу первой встречи составьте бриф. Внесите туда все данные о будущем курсе: для кого, в чем должен помочь и т.д. Этот документ станет для вас главным ориентиром в дальнейшей работе.
Скачать шаблон брифа →
Шаг 4. Сообщите о сроках и ожидаемых результатах
На старте совместной работы оговорите сроки, задачи и результаты, которые ожидаете на каждом этапе проекта. Договоритесь о том, что необходимо сделать эксперту и чем будете заниматься вы.
Не бойтесь пересматривать сроки и список задач, которые необходимо выполнить. После устного обсуждения деталей обязательно отправьте вдогонку email с подробным описанием обновленного плана.
Шаг 5. Составьте график встреч
Печальная истина: ваш проект у эксперта не в приоритете. Основная работа отнимает у него львиную долю времени, потому заранее согласуйте график встреч.
Подробно распишите, что должно быть готово к каждому обсуждению. Это поможет организовать работу и не сорвать дедлайн.
Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo
«Я встречаюсь с экспертом три раза. Первая встреча — вводная. Я рассказываю о технических возможностях и ограничениях электронного курса, оговариваю цели и задачи проекта, рассказываю о ЦА. На второй встрече эксперт показывает подготовленный контент. Здесь важно выслушать его идеи. Третья встреча — я демонстрирую сверстанную черновую версию будущего курса и фиксирую правки от эксперта.
График встреч помогает войти в ритм и понять, сколько времени нужно на работу. Однако никакое расписание не застрахует от форс-мажоров».
Поскольку информация, которую предоставляет эксперт, многое решает, придется подстраиваться под его график. Иногда он может отменить встречу по независящим от него причинам. Будьте гибче! Если нет возможности встретиться лично, созвонитесь через Skype или, к примеру, спишитесь «Вконтакте».
Шаг 6. Предоставьте эксперту право выбирать контент
«Нужна только текстовая информация, желательно развернутые статьи», «Подберите побольше обучающих роликов», «Кейсы, кейсы, больше кейсов!» — не загоняйте эксперта в рамки по контенту. Разрешите использовать в работе данные из всех доступных источников и в любом формате. Так больше шанс получить эксклюзивный материал и зарядить будущий курс максимальной пользой.
При этом у эксперта не должно возникать впечатление, что ваша роль в проекте — добавить лоска к готовой презентации. Объясните, что вместе вы создаете нечто совершенно уникальное.
Александр Лопарь,
eLearning-эксперт
«Будьте бдительны! Иногда эксперты вместо практических знаний отгружают больше теории. Если при встрече ваш напарник скажет «Это надо знать», спросите: «А чем это пригодится сотруднику завтра на работе?». Заставьте эксперта думать о практической пользе каждой строчки и каждой картинки в курсе.
Поблагодарите эксперта за предоставленные файлы, сказав что-то вроде «здесь есть отличные идеи, которые можно использовать в нашем курсе». Однако оставьте за собой право обработать материал».
Шаг 7. Установите критерии качества будущего курса
Эксперты — профессионалы в своем деле, а не в методике обучения. Часто они не знают, как лучше упаковать собранный материал.
Идеалом кажется PowerPoint-презентация, до отказа набитая информацией. И это нормально. Прокачать презентацию до уровня электронного курса – ваша задача.
Татьяна Леванова,
разработчик онлайн-курсов компании «Данио»
«С некоторыми экспертами сложно работать, т.к они не хотят выкинуть и слова из презентации. Сразу объясните, что электронный курс — это квинтэссенция знаний. Здесь важно дать только то, чем сотрудник воспользуется уже завтра. Все остальное — в корзину.
В качестве решения win-win предложите эксперту оформить всю лишнюю информацию в pdf и встройте в курс как дополнительный материал. Особо любознательные изучат его отдельно. Остальные не будут перенапрягаться».
Если вы еще не показали эксперту примеры курсов, на которые равняетесь, то сейчас самое время. Лучше всего сработает «комплект» из трех примеров, которые отражают общую идею и ваше видение.
Шаг 8. Согласуйте итоговую работу
Мы забегаем вперед, но очень важно показать готовый курс эксперту. В противном случае вы рискуете не только выпустить некачественный контент, но и потерять верного помощника.
Ксения Серебрякова,
специалист по дистанционному обучению компании Tele2
«Эксперты должны быть довольны результатом, но к их замечаниям стоит относиться хладнокровно. Если критика касается содержания и смысла — я вношу изменения. Если судят оформление, интерактив — последнее слово оставляю за собой, ведь в этом я разбираюсь лучше. При этом я стараюсь деликатно объяснить, почему нужно именно такое оформление или анимация с точки зрения педагогического дизайна.
Полезно еще раз сослаться на примеры, которые вы взяли за образец. Сконцентрируйте внимание эксперта на том, как интерактивные элементы делают учебный материал интереснее. Покажите, как интерактивность и правильный дизайн помогают учащимся лучше усвоить информацию».
Но прежде чем отправить на согласование готовый курс, нам с вами нужно пройти еще семь уроков. В следующем мы расскажем, как обработать материалы эксперта и подготовить сценарий.
До встречи!
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.
