Вы читаете конспект выступления Максима Ильяхова на 7-й конференции iSpring Days, которая прошла 29-30 октября. Записи выступлений всех спикеров можно приобрести по ссылке.
Создатель сервиса «Главред» и автор книги «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов рассказал на конференции, как написать сильный текст для электронного курса: начиная от цепляющего названия и заканчивая понятным содержимым.
Чтобы люди хотели пройти ваши онлайн-курсы и не саботировали обучение, при работе над текстом обращайте внимание на два аспекта:
- Тема в мире читателя.
- Ясность языка.
Тема в мире читателя вызывает искреннее желание пройти курс
Учебные курсы появляются, потому что компании нужно чему-то сотрудников обучить: технике безопасности, методам продаж или принципам работы. Эти курсы важны для бизнеса, но совершенно не возбуждают в сотрудниках желание их пройти.
Вот несколько примеров скучных, но нужных тем:
- «Техника безопасности на рабочем месте».
- «Digital-трансформация: тренды, задачи и перспективы».
- «Технологии продаж: общие принципы работы с клиентами для начинающих».
В теме курса покажите читателю решение его насущных проблем
Каждая тема из перечисленных выше пытается обучить чему-то читателя: «Ты, читатель, должен это пройти!».
Фокус в том, что нельзя заставить человека захотеть что-то изучить. Если хотите, чтобы он погрузился в курс, вложил время и силы, нужно вызвать в нём искреннее, глубокое и эмоциональное желание его пройти. А для этого читатель должен увидеть в теме курса решение своих проблем:
Проще говоря, если человек не проснулся утром с мыслью, что нужно соблюдать технику безопасности, курс на эту тему его не зацепит. Чтобы заинтересовать читателя, нужно названием курса попасть в его проблему — как можно точнее.
Тема курса должна не столько обещать человеку пользу, сколько отражать те проблемы, которые он пытается решить. Чтобы узнать «что болит» у сотрудников — варитесь в их среде: общайтесь лично, слушайте разговоры в коридорах, читайте чаты и форумы.
Пусть читатель почувствует, что курс поможет ему стать классным
Название и тема курса — это позиционирование. Если мы представляем курс как пособие для начинающих, неорганизованных или чайников — мы отводим читателю такую роль.
Лучше, когда тема не принижает читателя, а наоборот подчёркивает его статус: «Если ты читаешь это — ты крутой!».
Чтобы придумать тему курса, задайте себе два вопроса:
- Человек проснулся с этой темой на уме?
- Есть ли в этой теме что-то, что «гладит читателя по шёрстке»?
Если на оба вопроса вы ответили «да» — велики шансы, что ваш курс будет нужным и востребованным.
Также полезно вынести в название курса его специфику: показать, что это не просто обзор всей темы, а конкретный материал под вашу отрасль. Например, курс «Продвинутые техники отработки возражений при продаже смартфонов» сразу привлечёт внимание продавцов цифровой техники. При этом в курсе будут стандартные методы продаж. Но это уже не важно — читатель на крючке.
Ясность языка помогает донести идею
до читателя
Как правило, автор курса владеет темой на высоком уровне, а аудитория — нет. В этом вся суть обучения. Но если автор курса не осознаёт эту разницу в знаниях, он может начать говорить с читателями на экспертном языке. Так появляется недопонимание.
Пример совета, который даёт автор курса с высоты своего опыта в продажах: «При общении с клиентом важно сохранять хорошее настроение».
Совет понятный и простой — в теории. А на практике, особенно при общении со сложным клиентом, сохранять хорошее настроение очень трудно. В этом совете не хватает ясности.
Чтобы донести идею, приводите примеры и антипримеры
Задача текста в курсе — сформулировать правило и нарисовать картинку того, как его применить. Тогда в голове читателя сдожится пазл и он уловит суть.
На уровне текста ясность помогут создать две вещи:
- «Например»: описание тезиса на какой-то жизненной ситуации.
- «Наоборот»: описание обратной ситуации, когда что-то может пойти не так.
Абстрактный тезис в связке с примером и антипримером поятно объясняет читателю, что от него требуется. Лишних вопросов не возникает.
В правильном примере всегда есть лицо, которое действует определённым образом. Если пример обезличенный, он не заходит.
Когда человек взглянул на ситуацию с нескольких сторон, он начинает глубже понимать тему. Даже большой объем текста — не проблема, если ваш материал интересен читателю и приносит пользу.
Выводы
- Чтобы вовлечь читателя в курс, отразите в названии его задачу.
- Чтобы придумать интересную тему, ответьте на три вопроса: «Человек проснулся с этой темой на уме?», «Есть ли в этой теме что-то, что гладит читателя по шёрстке?», «Эта тема специфична для моей сферы и аудитории?».
- Приводите примеры и антипримеры, чтобы читатель правильно уловил смысл и использовал ваши советы на практике.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.