image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Три года назад я проводил анализ поведенческих паттернов Бенджамина Франклина, Билла Гейтса, Уоррена Баффета, Опры и других выдающихся личностей и сформулировал «Правило пяти часов». Его суть в том, что самые успешные и эффективные люди мира так или иначе уделяют минимум пять часов в неделю осознанному обучению.

За последние годы я посвятил в «Правило пяти часов» более 10 миллионов своих читателей. Почему я продолжаю писать об этом? На то есть две причины:

  1. Я уверен, что это очень важный навык, и каждый, кто хочет добиться долгосрочного успеха в карьере, может его освоить.
  2. Почти никто не принимает это правило всерьёз.

Недавно я понял, что «Правило пяти часов» — это непросто паттерн. В наш век знаний, это скорее фундаментальный закон. Закон, подкреплённый элементарной математикой и огромным пластом исследований…

В основе «Правила пяти часов» лежат простые вычисления

Предположим, что на освоение своей профессии вы потратили 5000 часов. Для сравнения, за 4 года обучения студенты проводят в стенах университета около 6 400 часов.

Итак, вы закончили обучение и довольны как слон. Вы вооружены самыми свежими знаниями и готовы вступить на свой профессиональный путь. Но есть один нюанс… Как новая машина теряет часть стоимости, покидая автосалон, так и знания со временем устаревают.

Не знаю, слышали ли вы, есть целое направление исследователей, которые измеряют скорость устаревания знаний. Подробнее про их результаты мы поговорим чуть позже, а пока давайте примем как данность, что за 10 лет половина фактов в любой области знаний теряют актуальность или оказываются ложными. Другими словами, через 10 лет половина фактов, на которых вы основываетесь в своей работе, будет опровергнута или существенно видоизменена. Для большинства современных областей знаний это вполне реальные цифры.

Конечно, сложно сесть и разом отучиться столько часов. Но если распределить нагрузку, вам достаточно учиться по 5 часов в неделю —50 недель в год.

И это я ещё не учитываю двух важных фактов:

  1. Те, с кем мы соревнуемся за выгодные должности и возможности, вероятно, всё активнее повышают свою квалификацию.
  2. Не считая того, что часть наших знаний устаревает, часть мы просто забываем — это естественно.

Если учитывать эти два фактора, получается, что нужно уделять обучению даже больше пяти часов в неделю.

Мы должны учиться минимум пять часов в неделю, чтобы сохранить свой уровень квалификации. Если хотите выйти на новый уровень, учиться нужно ещё больше.

Если до этого момента вы не осознавали важности «Правила пяти часов», то пусть это будет для вас звоночком. Да что звоночком! Я бью в набат, чтобы предупредить вас, коллеги: действовать надо сейчас, пока не поздно.

Помните историю про лягушку, которая сварилась в кипятке, потому что просто не замечала, как вода постепенно нагревалась? Если не работать над своими знаниями и навыками, вы можете очнуться, когда будет поздно прыгать. Вода уже закипает.

Ну а теперь, когда вы понимаете математику процесса, давайте окунёмся в исследования и тренды и выясним откуда такая срочность?

В основе «Правила пяти часов» лежат два ключевых тренда

19 апреля 1965 года сооснователь Intel Гордон Мур опубликовал в журнале Electronics любопытную статью. Мур заметил, что количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. На основании этого наблюдения Мур предсказал, что со временем мощность компьютеров взлетит в разы, а их стоимость значительно снизится.

Это явление назвали законом Мура, и спустя 53 года он всё ещё действует. Закон Мура предсказал, что на смену огромным вычислительным машинам величиной с комнату скоро придут персональные компьютеры и мобильные телефоны. А в будущем он предсказывает нам квантовые компьютеры и невероятно маленькие — почти невидимые — цифровые устройства. Каждый, кто хоть как-то связан с технологиями, знаком с законом Мура и учитывает его в своей работе.

Закон Мура по праву можно назвать основополагающим трендом digital-отрасли.

Что касается будущего человеческих профессий, есть два не менее важных тренда, о которых должен знать каждый:

  1. Период полураспада знаний. Скорость устаревания знаний можно предсказать, и она растёт в геометрической прогрессии. Мы должны постоянно обновлять знания, просто чтобы оставаться конкурентоспособными специалистами в условиях эволюции.
  2. Закон роста обучения. Профессионалы по всему миру уделяют всё больше времени обучению. Если учесть, что в контексте глобализации мы соревнуемся со специалистами со всего мира, мы должны соответствовать их темпам обучения, чтобы сохранять свою конкурентоспособность.

Эти тренды — не просто интересные теоретические изыскания, они работают в реальной жизни. И, что самое важное, они влияют на нас и наше будущее — независимо от того, признаём мы их или нет.

Прежде чем я расскажу, как можно применить эти тренды, позвольте мне подробнее их объяснить.

Тренд 1. Ваши знания устаревают с каждым днем

Исследователь Сэмюэл Аберсман в своей книге «Период полураспада научных фактов» пишет:

«Мы вполне можем просчитать, за какое время половина знаний человека устареет. Есть целая наука, которая изучает, с какой скоростью появляются новые факты, разрабатываются технологии и распространяются данные».

К примеру, если у вас болезнь печени, и ваш лечащий врач закончил университет 45 лет назад, половина его знаний, скорее всего, уже устарела. Хотели бы оказаться у такого врача на приёме?

Информация постоянно устаревает, замечаем мы это или нет. Вот несколько примеров:

  • Периодическая таблица. Если вы изучали периодическую таблицу в школе или институте (скажем, году в 1970-м), вы думаете, что в ней 106 элементов. Вот только сегодня каждый студент знает о существовании 118 элементов. То есть за последние 50 лет период полураспада базовых знаний в области химии составил 10%.
  • Курение. Не так давно самыми большими сторонниками курения были врачи, стоматологи и медсестры. В наше время этот старый рекламный плакат наверняка сочли бы незаконным. Заголовок плаката кричит: «Почему врачи называют наш новый бренд «Сигарой здоровья»».
  • Диета. В 1980-х годах бекон, масло и яйца считались самыми вредными для здоровья продуктами. Сегодня многие диетологи настоятельно рекомендуют добавлять их в рацион.

Раньше бекон считался вредным. Сегодня диетологи рекомендуют добавлять его в рацион

В 1970-х годах учёные-информатики запустили новую волну исследований. За период полураспада знаний принимали срок, через который научную работу перестают цитировать. В результате учёные выявили следующие периоды полураспада:

А теперь задумайтесь, с какой скоростью устаревают знания в digital-профессиях:

  • Создание онлайн-курсов.
  • Искусственный интеллект.
  • Разработка приложений.
  • Работа с соцсетями.
  • Облачные вычисления.
  • Большие данные.
  • Создание контента на YouTube.

Большинства этих профессий не существовало буквально 15 лет назад. Доказательством тому — мой собственный опыт…

Сегодня в области создания сайтов появилось множество новых инструментов и языков программирования. В 1998 году, когда я основал компанию по веб-разработке — их просто не существовало. На заре нашей компании, мы просто создавали и тестировали сайты под настольные компьютеры — сегодня же в ходу планшеты и смартфоны.

Когда я ходил в бизнес-школу, нас учили создавать глубокие, детализированные и проработанные бизнес-планы. Сегодня предпринимателям советуют вообще не писать бизнес-планов, а больше концентрироваться на общении с клиентами и работать по методологии lean.

Пятнадцать лет назад онлайн-тексты существовали только как дополнение к журнальным и газетным статьям. Сегодня есть отдельная профессия — копирайтер, а написание онлайн-текстов требует особых навыков: например, удерживать внимание невовлечённой аудитории, которая читает текст с мобильного устройства.

Наверняка в вашей профессиональной области тоже есть подобные примеры.

Ещё ярче эту тему раскрывает статья в журнале Harvard Business Review. Согласно статье, знания после университета актуальны лишь пять лет. Тем не менее, отказ от образования — не выход. В том же материале говорится, что согласно анализу данных департамента труда и статистики США, 28% самых привлекательных должностей требуют глубокой подготовки.

Полураспад знаний — следствие сразу нескольких явлений:

  • Данные, растут в геометрической прогрессии. Количество данных о нас и нашей жизни постоянно увеличивается. Причиной тому — появление интернета, более точных инструментов аналитики. В распоряжении учёных появилось гораздо больше информации, на основании которой можно делать выводы. Чем лучше инструменты — тем быстрее развивается наука.
  • Быстро растёт количество учёных в мире. 90% всех учёных, когда-либо живших, живут сегодня.
  • В геометрической прогрессии растет количество людей, которые создают идеи и делятся ими. 30 лет назад идеи создавали в основном учёные, интеллектуалы и авторитетные люди. С появлением социальных сетей, миллионы людей ежедневно рассказывают о своих находках и опыте.
  • Мы производим всё более сложные вычисления. Согласно закону Мура, постоянно растёт сложность вычислений, доступных человеку. Каждый прорыв в области вычислений позволяет нам глубже исследовать явления реального мира и решать задачи, которые ранее считались нерешаемыми.
  • Мы забываем то, что знаем. Наконец, у нас есть кривая забывания, которая показывает, что со временем человек забывает все, что знает — если не освежать знания.

В современной информационно-насыщенной среде, учиться — все равно что вычерпывать воду из дырявой лодки. У нас много знаний, но они быстро теряют ценность. А еще хуже то, что мы не знаем, когда то или иное знание утратит актуальность. Нам ведь не приходит сообщение типа «Эй, помнишь ту штуку, которую ты узнал три года назад? Она устарела!».

В итоге, оперируя ложными знаниями, мы перестаем получать желаемые результаты. Приходится возвращаться назад и проводить диагностику, чтобы выяснить, какие знания и навыки устарели и привели к плохим результатам.

«Правило 10 000 часов» гласит, что человеку нужно порядка 10 000 часов, чтобы выйти на мировой уровень профессионализма в той или иной области. Период полураспада фактов показывает, сколько сил нужно приложить, чтобы оставаться конкурентоспособным в нашем постоянно развивающемся мире.

В каком-то смысле, обучение — как поднятие тяжестей. Развитие мускулатуры требует много усилий. А потом нужно продолжать работать, чтобы не потерять форму.

Хорошая новость в том, что у разных знаний разные периоды полураспада. Отдельные массивы знаний долго остаются актуальными, а иногда становятся даже более актуальными со временем. Поэтому я основал клуб под названием «Ментальная модель месяца», где каждую неделю изучаю самые полезные и универсальные ментальные модели, которые не устареют ещё долгое время.

Тренд 2. Вы соревнуетесь с людьми, которые учатся всё интенсивнее

По данным сайта Our World In Data, жители развитых стран уделяют всё больше времени осознанному обучению. На графике ниже мы видим поразительные показатели роста за последние 200 лет. В большинстве развитых стран продолжительность школьного образования выросла с 2 до 20 лет.

К примеру, с 1940 года по настоящее время количество американцев, окончивших колледж, выросло в восемь раз. А в Китае с 1997 по 2017 год доля окончивших колледж выросла в 10 раз.

Та же динамика наблюдается и в неформальном обучении, которое сегодня составляет 70-90% всего обучения. Благодаря подкастам, видео, статья, играм и электронным курсам люди могут бесплатно изучить практически любую тему онлайн.

Просто не верится, что буквально 15 лет назад не было ни смартфонов, ни Youtube, ни подкастов! Сегодня же у нас есть мгновенный доступ к лучшим знания человечества из любой точки мира.

Еще один важный момент: ценность знаний относительна и подчиняется закону спроса и предложения. Если у вас есть ценный навык, но другие люди тоже им владеют, вам не удастся выгодно его «продать».

Окружающие учатся всё больше, и вам придётся соответствовать, если хотите оставаться конкурентоспособным. В противном случае вы окажетесь на обочине рынка.

Если вы давно работаете на одном месте, то, вероятно, не осознаёте, насколько отстали. Но если попробуете перейти на другую позицию или вернуться в профессию после перерыва, быстро осознаете, насколько устарели ваши знания.

Надеюсь, с помощью математики, здравого смысла и этих двух трендов мне удалось убедить вас в важности «Правила пяти часов». Если да, вот с чего вы можете начать…

Как учиться в два раза больше, не меняя привычный график

Наверное, вы думаете: «Откуда мне взять 5 часов в неделю на обучение? Ведь у меня работа, семья, домашние дела…»

Поверьте мне, у вас есть эти пять часов. Я уже писал как занятые люди — Билл Гейтс, Илон Маск, Джек Ма, Опра Уинфри, Уоррен Баффет — умудряются следовать «Правилу пяти часов». Но даже простые люди могут выкроить заветные 5 часов на обучение.

Самый простой способ — вписать обучение в ваш текущий график. Благодаря смартфонам, в нашем распоряжении есть множество видео, подкастов и аудиокниг, которые можно изучать без отрыва от повседневных дел: вы можете слушать учебный материал, пока ваши руки и глаза заняты чем-то другим.

Вот список дел в моём расписании, которые я совмещаю с обучением:

  • Дорога на работу. Я провожу за рулем около 30 минут в день.
  • Сауна. Я хожу в сауну 3–4 раза в неделю.
  • Спорт. Я хожу 10 000+ шагов в день и бегаю несколько раз в неделю.
  • Общение с друзьями. Мои друзья тоже охотно учатся и при встрече мы делимся друг с другом новыми знаниями.
  • Готовка и приём пищи. На это уходит по 45 минут в день.
  • Работа по дому. Около 30 минут в день.

Совмещать повседневные дела с обучением — это просто и интересно. Как только это войдёт в привычку, можно попробовать выделить в своём графике несколько часов на осознанное обучение — там вам уже потребуется полная концентрация на процессе.

Не учиться в наше время — всё равно что курить. Те, кто не учатся, очень быстро отстанут — застрянут на неинтересной позиции или, ещё хуже, потеряют работу.

Исследователь Дженни Бренд провёл анализ исследований, касающихся потери работы и пришёл к пугающим выводам. Оказывается, потеря работы негативно сказывается на качестве жизни сотрудника и на судьбе его детей как финансово, так и психологически, и физически.

Чтобы не болеть, мы принимаем витамины, гуляем и тренируемся. С обучением нужно делать также: читайте, узнавайте новое, чтобы не потерять хватку в профессии.

Длительное интеллектуальное бездействие чревато такими же серьёзными последствиями как голодание, недосып и недостаток физических нагрузок.

В наше время не учиться минимум 5 часов в неделю — все равно что курить. Остерегайтесь последствий.

Вы читали перевод статьи The Math Behind The 5-Hour Rule: Why You Need To Learn 1 Hour Per Day Just To Stay Relevant.

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса