Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

«Каждому нужен тренер. Неважно, кто вы — баскетболист, теннисист, гимнаст или игрок в бридж». Это цитата Билла Гейтса — миллиардера, который входит в топ-5 богатейших людей мира. Даже у основателя Microsoft был свой ментор — миллиардер Уоррен Баффет, научивший Билла Гейтса справляться с трудностями и работать на долгосрочную перспективу.

В статье разберём, какая система обучения стала прообразом наставничества и как она способна помочь бизнесу в решении задач. Заваривайте чай, мы начинаем.

Как появилась белл-ланкастерская система обучения

В конце XVIII века английский священник Эндрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер придумали систему обучения, которая позволяла в сжатые сроки готовить большие группы учеников.

Джозеф Ланкастер — один из создателей системы обучения. Портрет написан Джоном Хазлиттом в 1818 году

Система получила название «Белл-ланкастерская», а суть её была в том, что более опытные ученики учили ребят помладше на основе опыта и знаний, полученных от школьных преподавателей.

Сама идея взаимного обучения была не новой — похожий способ применяли в Китае времён Конфуция, древней Спарте и Индии. Именно в Индии взаимное обучение было наиболее развито. Эндрю Белл утверждал, что видел, как некоторые малабарские дети учили других алфавиту, рисуя на песке, и решил разработать аналогичный метод, поручив способным детям присматривать за менее одарёнными.

Отчёт Эндрю Белла за 1797 год, в котором он зафиксировал обучение детей Индии. Документ лёг в основу белл-ланкастерской системы

В 1797 году Эндрю Белл опубликовал в Англии доклад об этом способе обучения. Он впечатлил Джозефа Ланкастера настолько сильно, что учитель внедрил систему в школах Англии, а затем распространил по Европе. На практике Ланкастер мог проводить занятия в классе с несколькими тысячами учеников. Система позволяла массово обучать детей из бедных семей, причём без особых затрат.

Чтобы удержать внимание множества учеников, Ланкастер поощрял преуспевающих детей грамотами. Награды вручались в торжественной обстановке. Этот способ мотивации сейчас используют в корпоративном обучении.

Обучение по белл-ланкастерской системе. На уроке чтения дети выстраивались полукругом и по очереди читали Библию

Ланкастер также укрепил дисциплину — учил детей правильному поведению, вёл журналы с оценками и классные списки. Чтобы обучать быстрее, начал классифицировать детей в зависимости от способностей к арифметике и чтению. Лучших назначал преподавателями.

Так выглядели кабинеты, где проходило обучение по белл-ланкастерской системе. Каждая скамья со столом предназначалась для отдельной подгруппы с ребёнком-учителем

Впервые в России белл-ланкастерскую систему внедрили в Омской школе кантонистов в 1810 году. В августе 1818 года члены «Союза благоденствия» образовали «Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения». Систему обучения ввели даже в гвардейские полки Российской империи в 1818–1820 годах.

Преимущества белл-ланкастерской системы обучения

Опытный ученик лучше усваивает материал. На занятиях младшеклассники задавали много вопросов. Старшеклассникам приходилось изучать тему глубже, чтобы потом объяснить её младшим товарищам.

Развитие навыков преподавания. Сейчас это называется soft skills, но тогда этого понятия не было. Чтобы завоевать доверие учеников и помочь справиться с трудностями, старшеклассники на ходу учились работать с детьми. Например, подбадривать и правильно давать обратную связь.

Снижение нагрузки на преподавателя. Из-за большого числа опытных учеников младшеклассники быстрее учились читать, считать и писать. Получив знания, ребёнок мог сам начать обучать других детей.

Ученики получают больше внимания и поддержки. При взаимном обучении младшеклассник видит в старшекласснике надёжного товарища. Это позволяет снять эмоциональное напряжение и помочь ребёнку привыкнуть к школе на начальных этапах обучения.

Недостатки белл-ланкастерской системы обучения

Обучают непрофессиональные преподаватели. У старшеклассников не было педагогического образования. Они не знали, как себя вести. Например, как быть, если ученик не подготовился к занятию, и что делать, если ребята саботируют обучение. Некоторые дети из-за этого выгорали.

Можно научить только основам. Опытные ученики могли научить читать, писать или считать, но это были лишь базовые знания. Сложные темы и предметы объяснял учитель. Из-за этого система не могла дать ребёнку полноценное среднее образование.

Без контроля снижалось качество обучения. Старшеклассники могли плохо объяснить материал, нагрубить подопечным или прогулять занятие, если преподаватель не следил за их работой.

Как используют белл-ланкастерскую систему в корпоративном обучении

В бизнесе тоже используют принцип взаимного обучения. Белл-ланкастерскую систему здесь называют peer-to-peer или сокращённо P2P. Принцип тот же — опытный сотрудник передаёт знания новичку.

С появлением онлайн-образования белл-ланкастерская система изменилась, ведь отслеживать процесс обучения стало проще.

Теперь наставник заранее упаковывает свой опыт в онлайн-курс. Когда в компанию придёт новичок, ему назначают вводное обучение, а после курсы от опытных сотрудников. Стажёру остаётся лишь закрепить знания на практике.

Другой пример — новичка сначала обучают прикладным навыкам, например правильной упаковке хрупких товаров. После обучения знания закрепляют на онлайн-курсе, который создал наставник, а затем проверяют с помощью онлайн-теста.

Систему P2P-обучения применяют во всемирно известных компаниях. Например, в «Гугл» по ней прокачивают команду с 2007 года. Сейчас больше 11 тысяч сотрудников помогают менее опытным коллегам.

Как работает белл-ланкастерская система в «Гугл»

Делиться знаниями сотрудников мотивируют особыми футболками с надписью Googler, а также памятными фигурками в виде робота-андроида.

Так выглядят мини-фигурки, которые дарят успешным наставникам. Источник: deadzebra.com

Систему P2P применяют в международной компьютерной школе программирования «42». Это бесплатный цифровой учебный центр для студентов, где нет учителей, классов или единой программы обучения. Школа предоставляет лишь помещение и компьютеры. Посетители учатся друг у друга. В таком формате школа работает в 26 странах. В неё ходят 18 000 человек.

Принцип взаимного обучения также применяют и в сервисе для поиска отелей Airbnb. В компании даже запустили школу наставников, чтобы учить перспективных сотрудников делиться опытом и правильно работать со стажёрами. Уже в первый год после запуска количество новичков выросло на 10%, отмечают Airbnb.

Чтобы стать наставником, достаточно иметь желание учить и учиться самому. Специально для этого разработали курсы, которые учат слушать и находить нестандартные решения.

Статья по теме: Что такое P2P-обучение и чем полезно бизнесу

Как наладить белл-ланкастерскую систему обучения в компании: коротко

Определите цели обучения. Например, вы хотите создать кадровый резерв и нанимать по 150 новичков каждый месяц, но у вас нет тренеров для такого количества стажёров. Другой кейс — вы планируете ускорить адаптацию с трёх месяцев до двух недель, но отдел обучения загружен. В таком случае можно доверить это наставникам, которые смогут дать базовые знания о компании, должности и будущих обязанностях.

Найдите руководителя проекта. Он решит организационные вопросы, составит план адаптации и проконтролирует процесс. Также руководитель может предлагать темы для обучения, собирать обратную связь от сотрудников, отслеживать эффективность обучения.

Объясните сотрудникам выгоду. Чтобы система работала эффективно, нужно объяснить преимущества обучения, рассказать о перспективах и замотивировать на результат. Не нужно при этом давить на них и превращать обучение в рутину. Оно должно быть интересным и полезным.

Отслеживайте результат. Чтобы найти перекосы, важно узнать, как проходит стажировка, какие темы изучают новички, что даётся с трудом и усваивается на лету. В этом поможет интервью или анкета обратной связи, в которой сотрудники напишут, чего им не хватило в обучении, какие проблемы возникали и как их удалось решить. Полученное резюме поможет скорректировать систему и обучать новых сотрудников эффективнее.

Онлайн-курс для обучения наставников

Если вы хотите создать систему взаимного обучения в компании и извлечь из неё максимальную пользу, предлагаем познакомиться с готовыми курсами по наставничеству.

Вам не придётся ломать голову над учебной программой — Академия iSpring упаковала знания и 21-летний опыт обучения сотрудников iSpring в понятный онлайн-курс из 7 модулей.

Ваши сотрудники узнают о принципах наставничества, главных качествах наставника, правильной подаче обратной связи и обучении взрослых. На реальных примерах разберут, какие ошибки могут возникнуть при обучении и как их решить.

Программа загружена на нашу онлайн-платформу iSpring Learn. С помощью неё можно контролировать обученность сотрудников, проводить срезы знаний, итоговые аттестации и загружать уже готовые материалы для обучения.

Узнать подробнее о курсе →

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса