image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Сотрудников компании часто бывает сложно вовлечь в обучение из-за скучных учебных материалов. Один из способов сделать обучение более интересным — использовать инструменты методики эдьютейнмент. В статье рассмотрим эдьютейнмент как педагогическую технологию и разберем на примерах, как ее применять в обучении персонала.

Что такое эдьютейнмент

Эдьютейнмент (англ. edutainment) — это технология обучения через развлечение. Термин получился из слияния двух английских слов — education и entertainment. При эдьютейнменте в образовательном процессе используют развлекательные элементы, например квесты, виртуальных персонажей, мемы, видео, получение баллов.

Идея метода в том, что развлечение — более интересный процесс для человека, чем скучная зубрежка, поэтому одновременно учиться и развлекаться приятнее. Так человек больше вовлекается в процесс, не пропускает занятий и быстрее изучает необходимую информацию. В детской педагогике развлекательные элементы используют давно, а эдьютейнмент для взрослых стал активно внедряться в последние десятилетия — параллельно с развитием технологий.

Кому подойдет технология edutainment

Edutainment используют менеджеры по обучению, педагогические дизайнеры, бизнес-тренеры, методологи, HR-специалисты. Методика подойдет для любых коммерческих и некоммерческих организаций, где нужно обучать персонал. С помощью методов эдьютейнмента проводят онбординг новичков, помогают сотрудникам повысить квалификацию, организуют тимбилдинг.

Пример применения технологии эдьютейнмент

На учебно-развлекательных программах сотрудники получают не только информацию, но еще и положительные эмоции, и чувственный опыт, поэтому лучше запоминают материал

Отличия эдьютейнмента от геймификации

Эдьютейнмент и геймификация в педагогике и андрагогике близки. В обеих технологиях традиционное обучение разбавляют или заменяют нестандартными форматами, используя элементы игры. Основные отличия эдьютейнмента от геймификации — в целях, подходах и форматах. Это видно в сравнительной таблице двух технологий:

Отличия эдьютейнмента от геймификации

Читайте также по теме:

«Геймифицируй это!»: как превратить урок в игру

Плюсы и минусы эдьютейнмента

✅ Вовлекает в процесс обучения. Игровые и интерактивные элементы помогают сотрудникам активнее участвовать в обучении. Ведь это не просто обязаловка, а интересное занятие. Пройти сюжетный квест увлекательнее, чем читать монотонные инструкции и смотреть часовые вебинары.

✅ Поддерживает интерес к материалу. С помощью эдьютейнмента легче удержать внимание сотрудника, когда ему нужно изучить много информации. Например, в одном уроке могут сочетаться текст, видео, интерактивные графики и сюжетная игра. Они привлекают внимание и не дают заскучать, поэтому человек лучше усваивает материал.

✅ Помогает применить знания на практике. Для этого существуют диалоговые тренажеры, тесты, игровые симуляции. Например, специалисты отдела продаж могут отработать диалоги с покупателями, сотрудники техподдержки — решить проблему виртуального клиента, а пилоты — совершить тренировочный полет.

✅ Помогает запоминать информацию. У разных людей память работает неодинаково: одни лучше запоминают текст, другие — аудио, третьи — видео. Игровые и развлекательные форматы помогают задействовать все типы памяти, чтобы сотрудники быстрее запоминали большие объемы информации.

✅ Дает положительные эмоции. У взрослых традиционная учеба может вызывать отторжение: кажется, что это скучно, энергозатратно, придется тратить личное время на неинтересное занятие. С помощью сюжетных игр, соревновательных механик, эмоциональных видео можно вызвать много положительных эмоций — радость, сопереживание, сопричастность, любопытство, интерес.

✅ Помогает отслеживать прогресс. Edutainment-обучение организуют на цифровых платформах, где можно посмотреть, сколько времени человек учится, где ошибается, какие материалы изучил или отложил.

✅ Улучшает визуализацию материала. В игровых симуляциях и интерактивных тренингах удобно подавать сложный материал через визуальные приемы. Например, можно показать объемные детали автомобиля или разобрать правила дорожного движения на анимированных трассах.

❌ Недостаток живой коммуникации с коллегами. Есть люди, которым необходимо живое общение: возможность задать вопрос или получить эмоциональную поддержку во время обучения. При цифровизации edutainment важно оставлять возможность общения с коллегами. Например, за новичками закреплять помощников, а при обучении сотрудников формировать команды и создавать чаты, где можно вживую обсудить материал.

❌ Затраты времени и ресурсов на создание материалов. Этот недостаток присутствует при создании любых обучающих программ. Разработка игровых симуляций, интерактивных тренингов или элементов геймификации может отнимать ресурсы, особенно если выбрать для этого неэффективные инструменты и платформы.

Примеры эдьютейнмента для обучения сотрудников

Приведем несколько популярных эдьютейнмент-механик, которые дают общее представление об этом формате обучения сотрудников:

Игровые симуляции — создание виртуальных сред, которые помогают сотрудникам применить теорию на практике. В процессе симуляции сотрудник может, например, пообщаться с виртуальным покупателем автомобиля или вжиться в роль клиента банка.

Тренинг-квесты и головоломки — задания, в которых нужно решать творческие и нестандартные рабочие задачи, например обнаружить нарушения техники безопасности в офисе и придумать, как исправить ошибки.

Командные онлайн-игры. Помогают развивать партнерство, улучшать коммуникацию внутри команды, выделять лидеров.

Интерактивные тренинги — материалы, с которыми нужно взаимодействовать, например отмечать варианты ответов, выбирать объекты, листать страницы.

Рейтинги и баллы. Гонка за рейтингом и призовым местом добавляет в обучение азарт и дух соревнований. Устройте соревнования между отделами или командами сотрудников, чтобы сплотить их и помочь получить новые знания.

Персонажи-талисманы. Создайте фирменного виртуального персонажа, который будет сопровождать каждый обучающий курс. Он может быть смешным или серьезным, воплощать самого сложного клиента или самого беспечного сотрудника.

Читайте также по теме:

Как создать мини-игру в PowerPoint: пошаговая инструкция

Как внедрять эдьютейнмент в обучение персонала

Форматы edutainment зависят от потребностей компании и целей обучения. Рассказывать новичкам о продуктах компании и учить опытных сотрудников новым приемам вы будете по-разному. Но есть четыре рекомендации, которые пригодятся в любой ситуации:

  1. Внедряйте постепенно. Если раньше вы не использовали эдьютейнмент, начните готовить программы для небольшой группы сотрудников, например для обучения новичков. У новых сотрудников больше мотивации к учебе, на них вы сможете протестировать форматы и понять, какие из них эффективны в вашей сфере.
  2. Выделяйте время в рабочем графике. Если у менеджера горит проект, а после работы нужно везти детей в бассейн, даже интересное обучение он может воспринять как неприятную обязанность. В такой ситуации он будет бойкотировать курс и пройдет его «для галочки»: механически пролистает слайды, невнимательно прочтет материал и промотает видео, чтобы быстрее закончить обучение. Если же вы заранее внесли тренинг в рабочий план, сотрудник может распланировать время и лучше усвоить материал.
  3. Поддерживайте креативные идеи сотрудников. Если в компании поощряют нестандартные идеи, интересуются новыми инструментами, готовы слышать и внедрять идеи сотрудников, они легче воспримут новые форматы обучения.
  4. Используйте удобные платформы. Для создания курсов выбирайте сервисы, которые адаптированы под любые устройства, могут работать без интернета и показывают статистику обучения по каждому сотруднику.

7 популярных вопросов про эдьютейнмент

Технология эдьютейнмент всё еще достаточно новая и вызывает некоторые вопросы у тех, что подумывает о ее применении на практике. Вот несколько популярных вопросов и ответы на них.

1. Технология эдьютейнмент похожа на то, что применяют в игропедагогике. Это одно и то же?

Нет. Игропедагогика — это обучение через игру. В этой методике создают игровую реальность и всю учебную программу накладывают на ее механику. В эдьютейнменте могут быть элементы игры, но цель — не в том, чтобы создать захватывающий сюжет, а в том, чтобы развлечь и добавить положительные эмоции в процесс обучения.

2. Что стоит на первом месте — обучение или развлечение?

В любой педагогической методике обучение первично. Поэтому создание образовательной программы всегда должно начинаться с постановки целей: чему надо научить сотрудников, зачем и как измерить результат. В работе с персоналом развлечение — это вспомогательный компонент, который помогает вовлечь в процесс и получить результат с большей вероятностью.

3. Какие методы чаще всего используют в эдьютейнменте?

Чаще всего в обучении эдьютейнмент используют интерактивные методы. Смысл в том, чтобы ученик был не пассивным слушателем, а активным участником процесса. При прохождении онлайн-курса сотрудники взаимодействуют с игровыми элементами: нажимают на подсказки, отмечают варианты ответов, переключают экраны, переставляют виртуальные предметы. Разные интерактивности вовлекают даже тех, кто обычно отсиживается на лекциях и механически пролистывает презентации.

4. Если курс будет слишком развлекательным, не отнесутся ли к нему сотрудники несерьезно?

При проектировании edutainment-обучения важно выдержать баланс: дать человеку достаточный объем знаний и не позволить заскучать в процессе. Например, можно вначале вовлечь человека в материал с помощью виртуального персонажа, затем дать больше теории, потом отработать ее на диалоговом тренажере, затем предложить тест, а в конце добавить положительных эмоций с помощью баллов и значков.

5. Неужели взрослые не смогут учиться без развлечения, в отличие от детей?

Взрослые тоже часто воспринимают обучение как скучную обязаловку. К тому же у взрослого человека много других дел, и он часто выделяет время на обучение по остаточному принципу. Интересные сюжеты и задания помогают отвлечь сотрудника от ежедневных забот, подключить эмоции и показать, что образовательные программы могут приносить удовольствие. Это существенно повышает качество обучения: когда сотрудник целиком включен в курс, он запоминает больше информации.

6. Можно ли применять эдьютейнмент для глубокого обучения сложным темам или он подходит только для вводных курсов?

Edutainment-технологии подходят для курсов любого уровня сложности. С инструментами iSpring вы можете создавать более эмоциональные онбординг-программы для новичков или добавлять сдержанные интерактивности в аттестацию руководителей. Многие создатели курсов учитывают интересы сотрудников из своей сферы и добавляют в программу профессиональные шутки, мемы, видео из сериалов и фильмов.

7. Может ли быть обратный эффект: сотрудники не вовлекаются, а раздражаются от развлекательных компонентов в обучающем курсе?

Да, бывают люди, которые так сильно мотивированы учиться, что легко воспринимают текст и видеовыступление лектора, а другие форматы мешают им сосредоточиться. Для таких сотрудников подойдут менее эмоциональные механики — например, вместо общения с анимированным персонажем им можно предложить переключать текстовые диалоги без героя.

Эдьютейнмент для взрослых, как и другие игровые механики, может со временем наскучить. Поэтому в корпоративных тренингах можно чередовать разную степень насыщенности курса с развлекательными механиками. Например, курсы по мягким навыкам могут быть более эмоциональными, шуточными, анимированными, а итоговая аттестация по хард-скилам, наоборот, в более строгом стиле.

Как создавать эдьютейнмент-обучение для сотрудников с помощью инструментов iSpring

Еще удобнее не изобретать велосипед заново, а получить готовые технологии обучения, на основе которых вы можете составить свой корпоративный курс. Для эдьютейнмент-обучения в iSpring существует два основных инструмента — Suite и Learn.

iSpring Suite — это конструктор курсов, электронных книг, тестов на базе PowerPoint. С этим инструментом можно создавать интерактивные игры и тренажеры из презентаций.

iSpring Learn — это платформа для управления онлайн-обучением. На ней можно с нуля запускать онлайн-курсы и тренинги, проводить аттестацию и анализировать эффективность обучения сотрудников.

Для обучения сотрудников по технологии эдьютейнмент в iSpring доступны следующие возможности:

Конструктор персонажей в iSpring Suite

В базе конструктора уже есть более 80 тысяч шаблонов персонажей разных профессий, рисованных героев, локаций и предметов. Персонажи помогут визуализировать портреты клиентов и коллег и превратить курс в живую историю.​

Диалоговый тренажер

Помогает воссоздать диалог с клиентом, чтобы сотрудники отработали реплики на виртуальных персонажах. Реплики героев можно показать текстом или озвучить, чтобы добавить интонации и больше вовлечь сотрудника в процесс обучения. В этом видео показано, как за несколько минут в iSpring Suite получаются полноценные симуляции:

Интерактивности

В iSpring Suite есть 14 шаблонов для создания интерактивностей. Например, можно сделать кликабельные диаграммы и каталоги, вставить выпадающие списки и всплывающие подсказки, создать игру с подвижными элементами.

Интерактивности в iSpring Suite

Примеры эдьютейнмента в курсах, которые созданы в конструкторе iSpring Suite.

Читайте также по теме:

Как создать интерактивный онлайн-курс. Теория и практика

Назначение очков

В СДО iSpring Learn можно начислять баллы за прохождение урока, курса, траектории обучения или посещение мероприятия. Очки начисляются автоматически, но есть и ручной режим: администратор курса может добавить баллы за лучший результат или нестандартное решение задачи.

Назначение очков в iSpring Learn

Администратор может добавить комментарии и слова поддержки, когда начисляет баллы сотруднику.

Выдача бейджей

За пройденное обучение или набранные баллы награждайте сотрудников бейджами. Для бейджей можно придумать любые названия, например «Лучший ученик»,  «Отличный результат» или «Первый на курсе». Такой игровой элемент подойдет и для новичков, и для опытных работников.

Геймификация в iSpring Learn

В административной панели iSpring Learn есть шаблоны иконок для бейджей, но можно загрузить свои, например с фирменными цветами или логотипом компании.

Рейтинг обучающихся

Рейтинги помогают вовлечь персонал в процесс обучения, добавить азарт и соревновательный дух. С помощью рейтингов вам будет проще оценить прогресс и выделить лучших сотрудников или перспективных новичков.

Рейтинг обучающихся в iSpring Learn

В iSpring Learn можно посмотреть рейтинг отдельного сотрудника или сгруппировать их по командам и оценивать групповую эффективность.

Достижения учащихся в портале пользователя

Все результаты геймификации в iSpring Learn собраны в одной вкладке — «Достижения пользователя». Здесь вы увидите место пользователя в общем рейтинге, количество баллов и бейджей, а также сертификаты за пройденные материалы. Информация о достижениях поможет проанализировать результаты применения технологии edutainment в обучении, улучшить программы и понять, получилось ли у вас увлечь сотрудников процессом.Достижения учащихся в портале пользователя iSpring Learn

По обучению всей компании, команды или каждого сотрудника отдельно можно сформировать отчет, затем скачать его или распечатать.

Технология эдьютейнмент: актуальность и выводы

  • Edutainment как современная технология обучения персонала развивается совместно с информационными продуктами. С каждым годом появляется больше возможностей создавать интерактивные онлайн-курсы, игровые симуляторы, виртуальные пространства, и технология обрастает новыми стандартами.
  • У взрослого человека много дел, и он часто выделяет время на обучение по остаточному принципу. Элементы эдьютейнмента помогают отвлечься сотрудника от ежедневных забот и быстрее погрузиться в процесс обучения.
  • Эдьютейнмент помогает сотрудникам получать новые знания в своей области без скуки и страха перед большими объемами информации.
  • Внедрять развлекательные элементы в обучение лучше с удобными инструментами, которые сэкономят время на создание курсов и помогут получить эффективный обучающий продукт. Для вдохновения посмотрите примеры интерактивных курсов, тестов, тренажеров и видеоуроков, созданных с помощью инструментов iSpring.
Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Быстрый конструктор курсов и тестов
Подробнее