В этой статье разберём весь процесс запуска вебинара: от создания сценария и настройки трансляции до правильного продвижения вебинара и работы со слушателями.
Вебинар — это онлайн-семинар, во время которого вы читаете материал участникам, сидящим у компьютера в разных городах и даже странах. Слушатели могут задавать вопросы через микрофон или чат, а вы — показывать презентацию, графики и проводить опросы.
В чем преимущества вебинаров
- Вебинары экономят ваши деньги. Вы не тратите деньги на командировки и аренду помещения под мастер-класс. Чтобы поделиться опытом, достаточно сервиса для вебинаров и компьютера с интернетом.
- Вебинары укрепляют ваш бренд. Потенциальные клиенты видят представителя компании, задают ему вопросы напрямую. Поэтому им легче решиться на покупку в будущем. Также вебинары помогают лучше узнать целевую аудиторию компании. Из общения с участниками можно понять их боли и желания. Эта информация поможет тщательнее продумать дальнейшие рекламные кампании.
- Вебинары могут быть инструментом обучения. Иногда клиенты не знают, как пользоваться вашим продуктом. Рассказать об этом можно в формате вебинара — вы наглядно покажете, как работать с продуктом, подчеркнете выгоды и результаты.
- Вебинары помогают расширить клиентскую базу. После вебинара у вас остаётся список электронных адресов людей, заинтересованных в вашем продукте. В дальнейшем вы можете рекламировать по ним свои продукты и услуги.
Шаг 1. Определите целевую аудиторию
Допустим, вы планируете вебинар о полезных приемах копирайтинга. Ваш материал рассчитан на новичков. Если рекламировать вебинар всем подряд, смотреть трансляцию придут и опытные специалисты.
Опытные копирайтеры знают всё, о чем вы расскажете, поэтому быстро потеряют интерес, а после ещё и напишут гневные комментарии в соцсетях.
Чтобы не разочаровать слушателя, составьте его портрет:
- Какой у него пол, возраст, уровень дохода, интересы?
- Насколько хорошо разбирается в вашей теме?
- Это действующий или потенциальный клиент?
- Каковы его потребности, боли и страхи?
Чем больше деталей в характеристике потенциального участника вебинара, тем легче вам подготовить выступление и выбрать площадки для рекламы вебинара.
Шаг 2. Придумайте тему выступления
Анонс вебинара в интернете борется за внимание зрителя со всем: мемами, видео, музыкой, постами друзей. Чтобы привлечь аудиторию, важно продумать интересную тему и цепляющий заголовок.
Главное правило: отразите в теме пользу, которую даёте людям. Никто не хочет терять время, поэтому убедите слушателей, что ваш вебинар поможет им решить проблему.
Если сложно определиться с темой, посмотрите на вебинары конкурентов или поговорите с клиентами. Например, для этого можно создать опрос в соцсетях.
Другой вариант — изучить, какие вопросы чаще всего волнуют людей по вашей теме. В этом помогут сервисы Вордстат и Google Trends. Они показывают, что чаще всего люди ищут в интернете.
Шаг 3. Подготовьтесь к вебинару
Определите день и время для вебинара. Лучшие дни — вторник, среда и четверг. В эти дни легче собрать аудиторию, сказано в исследовании ON24. В выходные люди отдыхают, в понедельник только включаются в работу, а в пятницу — настраиваются на отдых.
При выборе времени для выступления отталкивайтесь от слушателей: по какому графику они работают, в каком часовом поясе живёт большинство из них.
Составьте чеклист вебинара. Пропишите все свои действия: от включения камеры до завершения трансляции. Используйте этот сценарий как шпаргалку во время выступления.
Проверьте работу микрофона и видеокамеры. Простое действие, которое сбережет вам нервы и силы в будущем.
Рассчитайте время выступления. По мнению авторов книги «Взрыв обучения», идеальная продолжительность вебинара — 90–120 минут. Не забудьте учесть время на приветствие, представление спикера и темы вебинара. В конце трансляции выделите 15 минут на вопросы слушателей.
Разделите выступление на блоки. Вебинар должен быть содержательным, но не длинным и монотонным. Сосредоточьтесь на 4–5 главных тезисах. Остальное раскроете в следующих вебинарах. Если выступление будет похоже на речь Брежнева, вы очень быстро потеряете внимание аудитории.
Используйте иллюстрации, графики и опросы. Внимание слушателей падает спустя 6–9 минут трансляции, сказано в исследование Университета Рочестера. Чтобы люди не заскучали, разбавляйте выступление визуальным контентом. Для этого наполните презентацию. графиками, схемами, видео и анимацией.
Шаг 4. Выберите площадку для вебинара
В мире больше 100 сервисов для вебинаров, и бывает непросто разобраться, какой из них лучший. Вот на что нужно обратить внимание:
Число участников. Некоторые сервисы позволяют проводить трансляции лишь для нескольких десятков человек. Чтобы увеличить число участников, придётся доплатить.
Продолжительность трансляции. К примеру, бесплатная версия Zoom позволяет провести трансляцию на 40 минут. Если вам этого мало, стоит задуматься о платной версии или других платформах.
Интерактив. Интересный вебинар содержит презентации, видео и опросы. Платформа должна поддерживать эти возможности.
Встроенный сервис рассылки, чтобы вы могли рассылать участникам приглашения, напоминания о вебинаре и запись видео после онлайн-встречи.
Сервис аналитики. Поможет определить, сколько зарегистрированных участников посмотрели вебинар, кто на него не пришёл, а кто отключился, не досмотрев до конца.
Дополнительное преимущество, если у сервиса есть интеграция с Гугол. Аналитикой и Яндекс.Метрикой. Это поможет вам оценить эффективность рекламы: сколько человек привлекли, какие рекламные сообщения сработали лучше всего.
Техподдержка 24/7, чтобы в случае неполадок до, во время и после трансляции вы могли быстро получить помощь.
Чтобы выбрать подходящий сервис для работы, читайте обзор 8 самых известных в России платформ для вебинаров. Ниже разберем три популярных сервиса, которые подойдут под разные задачи.
Zoom — бесплатные вебинары на 100 человек
Преимущества. Вебинар можно одновременно транслировать на Facebook и YouTube. Слушатели могут подключиться как с компьютера, так и с телефона.
В бесплатной версии можно проводить вебинар до 100 человек. Тариф PRO за 14,99 долларов (примерно 1060 рублей) в месяц заметно расширяет функционал: вести трансляцию вы сможете круглые сутки, сервис автоматически запишет вебинар и сохранит его в облаке, а также будет собирать аналитику.
Недостатки. Максимальная продолжительность вебинара на бесплатном тарифе всего 40 минут
iSpring Market — сервис для продажи вебинаров и онлайн-курсов
Преимущества. iSpring Market в первую очередь ориентирована на тех, кто хочет продавать вебинары, но здесь можно проводить и бесплатные трансляции.
Платформа собирает базы данных участников вебинара: вы видите, кто прошел регистрацию, кто присутствовал на трансляции, а кто её пропустил. Если вы все же настроены зарабатывать на своих вебинарах, то iSpring Market предоставит вам статистику и по продажам.
Благодаря встроенному календарю можно составить программу по вебинарам на месяцы вперёд. При этом система автоматически напомнит участникам о ближайшей онлайн-встрече или сообщит об изменении в расписании — писать каждому лично не придётся.
Интернет-страница каждого вебинара индексируется в Гугл и Яндекс. Пользователи найдут её по названию в любом поисковике. Вам не придётся тратить деньги на интернет-рекламу.
iSpring Market — это не только вебинары. Через платформу вы можете запустить полноценную онлайн-школу: создавать интерактивные курсы с видео, тестами и тренажёрами. Курсы можно продавать отдельно или объеденять в программы обучения.
Недостатки. Нет мобильного приложения и групповых чатов. Недостающие функции можно подключить через сторонние сервисы. Например, Zapier.
YouTube Live — бесплатная площадка для онлайн-трансляций с неограниченным количеством слушателей
Преимущества. Нет ограничений по числу слушателей. Видео сохраняется в вашем YouTube-аккаунте в HD-качестве сразу после трансляции.
Недостатки. Задержка в трансляции — 30–60 секунд, так что оперативно получать обратную связь от слушателей не получится. Нельзя проводить тесты и опросы, много рекламы.
Шаг 5. Расскажите о вебинаре в интернете
Для анонсирования вебинара выбирайте те площадки, которыми чаще всего пользуется ваша целевая аудитория. Если вы рассказываете об SMM в Инстаграм, то в первую очередь анонсируйте вебинар в этой социальной сети.
Привлечь больше зрителей поможет также таргетированная реклама, рассылка по базе клиентов и промопосты. Разберем подробнее.
Взаимный пиар. Найдите каналы, компании, страницы, сообщества с нужной вам аудиторией и предложите им обменяться постами.
Промопосты. Покупайте посты в пабликах с нужной вам аудиторией или на страницах лидеров мнений вашей отрасли. Стоимость поста зависит от популярности группы и числа подписчиков. Например, средний чек «Вконтакте» — 500 рублей. Купить рекламу можно напрямую у администратора группы или через биржу.
Публикация через администратора подходит тем, кто хочет размещаться в конкретных группах.
Публикация через биржу рекламы «Вконтакте» дороже на 10–15%. Подходит тем, кто не пользуется сторонними инструментами для поиска сообществ — биржа сама предлагает варианты размещения. Популярные биржи: Sociate, Plibber и Bidfox.
Таргетированная реклама. Такие объявления показываются заданной вами аудитории по полу, возрасту, месту проживания, интересам. Таргет можно настроить во всех социальных сетях, найдите в настройках соответствующую вкладку. Плата устанавливается либо за количество кликов на ссылку, либо за количество показов. В случае продвижения вебинара, лучше выбрать оплату за клики. Так вы будете платить только за конкретные переходы по рекламному объявлению.
Внешние ссылки. Наверняка рядом с вами есть блогеры, журналисты и СМИ, которые периодически публикуют подборки интересных онлайн-событий из вашей сферы. Предложите им написать о вас. Если вы предлагаете небанальный контент, то вам, скорее всего, не откажут.
Почтовая рассылка. Если у вас есть база с email-адресами клиентов, сделайте рассылку с приглашениями. Процесс можно автоматизировать при помощи сервисов вроде SendPulse или MailChimp. Когда пользователь заполнит форму регистрации, он получит письмо со ссылкой на вебинар. А в установленный вами день и час сервис отправит участникам письма с напоминаниями о вебинаре.
Шаг 6. Порепетируйте. Лучше несколько раз
Репетиция поможет окончательно убедиться, предусмотрели ли вы все важные детали. Вы протестируете работу техники, оцените сценарий, поймете, укладываетесь ли в тайминг, а также увидите, как смотритесь на экране. На что нужно обратить внимание во время репетиции:
Фон. Он не должен отвлекать внимание от ведущего. Хорошее решение — сделать фон однотонным, убрать книги, часы и другие предметы, которые отвлекают слушателей.
Свет. Не садитесь спиной к окнам или светильнику, иначе ваше лицо обретет землистый оттенок и никто не поймет, где именно у вас нос, а где глаза.
Одежда. Выбирайте однотонную одежду — полоски, клетка, мелкий рисунок будут рябить на видео. Также убедитесь, что цвет одежды не сливается с фоном и не портит цвет лица.
Протестируйте вебинарную площадку, чтобы избежать заминок во время трансляции: запустите демонстрацию экрана, презентацию, опрос и другие возможности, которые планируете использовать. Убедитесь, что вас хорошо слышно, звук не гулкий, без эха и лишних фоновых шумов.
Шаг 7. Проведите вебинар
Вы определили тему, собрали слушателей, нашли подходящую одежду и готовы к вебинару. Убедитесь, что вам ничего не помешает в процессе.
Отключите звук телефона и все приложения на компьютере с уведомлениями. Заприте дверь и повесьте записку, чтобы коллеги или домашние не беспокоили вас.
При необходимости найдите помощника — друга или коллегу. Пусть он отвечает на вопросы слушателей в чате и следит за временем выступления, чтобы вы не отвлекались.
Чеклист. Как начать вебинар
- Поприветствуйте участников.
- Спросите, слышно и видно ли вас. Достаточно 3–4 положительных ответов.
- Представьтесь. Коротко расскажите о себе (не более трех минут).
- Расскажите, о чем пойдет речь на вебинаре, сколько по времени он будет длиться, перечислите основные тезисы.
Шаг 8. Продолжите работу после вебинара
После вебинара работа не заканчивается. Как минимум, слушатели ждут запись выступления и презентацию спикера. Отправить эти материалы — хороший тон. Вот о чем еще стоит подумать:
Ответьте на вопросы слушателей. Вы наверняка не успеете ответить на все вопросы во время вебинара, поэтому сделайте это позже в социальных сетях.
Отправьте запись вебинара. В конце трансляции предупредите слушателей, какие материалы вы отправите всем зарегистрированным участникам вебинара. Дайте ссылки на ваш сайт, социальные сети, контакты в мессенджерах.
Проанализируйте статистику вебинара: просмотры, конверсию, откуда пришло больше всего участников. Эти данные помогут вам понять, какие темы наиболее интересны вашей аудитории и какие площадки эффективнее использовать для продвижения.
Опубликуйте посты после вебинара в социальных сетях или блоге. Это могут быть ответы на популярные вопросы от участников вебинара, короткие нарезки видео с вебинара на разные темы, посты со статистикой по итогам опросов, которые вы проводили во время вебинара. Так люди, которые пропустили вебинар или даже не слышали о нем, могут заинтересоваться вашими следующими выступлениями.
Соберите обратную связь. Продолжайте работать с базой новых подписчиков и приглашайте их на новые вебинары.
Запомнить
- При подготовке к вебинару важно знать все о целевой аудитории. В самом начале определите, для кого вы готовите свой материал.
- Правильно сформулированная тема поможет привлечь людей. Хорошая тема отражает пользу вашего выступления.
- Чтобы слушатели не заскучали, не растягивайте вебинар более чем на полтора часа. Для этой же цели включите в выступление интерактивы со зрителями.
- Проанализируйте свои потребности и выберите подходящую вам вебинарную площадку. Перед вебинаром проверьте ее работу и оцените все возможности.
- Не садитесь напротив окна — чтобы на лицо не падали тени. Не надевайте одежду в полоску — она рябит в кадре.
- Работайте со зрителями и после вебинара. Не забудьте отправить слушателям запись вебинара и ответить на их вопросы.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.