Наставничество чаще всего ориентировано на обучение молодых сотрудников, но это не единственный возможный вариант. Есть также реверсивный подход, при котором всё происходит наоборот. Чтобы метод работал и приносил результат, при внедрении реверсивного наставничества необходимо следовать определённым правилам, иначе в коллективе сотрудников может возникнуть разлад.
Рассказываем, в чём суть реверсивного наставничества и как ввести его в компании. Из статьи вы узнаете:
- зачем нужно перевёрнутое наставничество;
- какие выгоды оно приносит сотрудникам и бизнесу;
- в каких случаях необходимо реверсивное наставничество;
- как действовать, если хотите внедрить его.
Что такое реверсивное наставничество
При традиционном наставничестве опытные сотрудники обучают новичков. В реверсивном, или перевёрнутом, — всё наоборот. Начинающие работники выступают менторами для тех, кто занимает более высокую должность.
Обычно новички младше, а более опытные коллеги старше. Но в реверсивном наставничестве возраст — это не всегда основополагающий критерий. Чаще суть заключается в обмене опытом и передаче знаний снизу вверх, то есть от младшего сотрудника к старшему.
Читайте также: «Наставничество и коучинг. Чем различаются и какой метод выбрать для обучения персонала?»
Метод реверсивного наставничества впервые использовали в 1999 году в компании General Electric, которая производила технику. В организации начали внедрять интернет-технологии, но руководителям — людям зрелого возраста — было сложно разобраться с инновациями. Молодые сотрудники, которые в силу возраста активно пользовались интернетом, помогли старшим коллегам освоить современные технологии.
Преимущества реверсивного наставничества
Может показаться, что реверсивное наставничество неэффективно. Суть традиционного подхода — в передаче новичкам опыта, который старшие коллеги накопили за годы работы. При перевёрнутом может быть непонятно, чему младшие сотрудники способны научить опытных коллег. На самом деле у реверсивного наставничества есть свои плюсы.
Молодые сотрудники помогают старшим коллегам освоить новые технологии и подходы
Рядовые сотрудники обычно моложе более опытных коллег и руководителей. За счёт этого младшие работники восприимчивее к современным технологиям и легко внедряют их в свою жизнь. Сотрудникам зрелого возраста, наоборот, иногда сложно разобраться в набирающих актуальность инструментах — в этом им необходимо помочь. Например:
- Научить работать в новых программах — допустим, использовать искусственный интеллект и нейросети, чтобы быстро выполнять простые рутинные задачи и освободить время на более глобальные и сложные.
- Поменять устоявшиеся, но неудобные процессы и подходы в компании — представьте, что в организации всегда назначали друг другу поручения через служебные записки и электронную почту. Задачи терялись, а сотрудники нарушали дедлайны. Чтобы решить эту проблему, младший сотрудник может предложить внедрить таск-трекер.
- Рассказать о тенденциях и изменениях в индустрии — старшие сотрудники не всегда следят за трендами рынка и могут использовать в работе одни и те же подходы годами. Младшие работники только погружаются в сферу и знают, что сейчас актуально в ней.
Развиваются межпоколенческие связи
В компаниях, где коллектив состоит из людей разного возраста, иногда встречается непонимание и конфликты между поколениями. Например, старшие сотрудники считают младших неопытными, поэтому не учитывают их мнение при обсуждении задач. А молодым работникам кажется, что взрослые коллеги слишком консервативны и придерживаются устаревших подходов. Негативная обстановка в коллективе повышает риск текучести кадров и снижает общую продуктивность.
Реверсивное наставничество поможет наладить взаимопонимание между старшими и младшими сотрудниками. Они будут тесно общаться, лучше узнают, как представители разного поколения смотрят на вещи, и проще найдут общий язык. Результат — комфортная обстановка в команде и слаженная работа.
Образуются возможности для развития лидеров
По данным консалтинговой компании RosExpert, медианная сумма, в которую компаниям обходится закрытие вакансии руководителя, — 97 000 рублей. При этом в среднем и крупном бизнесе нанимать менеджеров приходится минимум несколько раз в год.
Чтобы снизить расходы на наём, выгоднее не искать топ-менеджеров извне, а выращивать руководителей внутри компании из рядовых сотрудников. Реверсивное наставничество помогает в этом и позволяет рядовым сотрудникам выработать лидерские качества. Когда младший работник выступает ментором, он сам осваивает новые умения — например, учится:
- чётко и открыто доносить до другого человека свои мысли и идеи;
- аргументировать свою позицию;
- ставить цели и продумывать план, как достичь их;
- грамотно распоряжаться своим и чужим временем.
Все эти навыки необходимы для хорошего руководителя. Плюс в том, что сотрудник осваивает их параллельно с работой — не приходится специально выделять на это время и надолго отрываться от задач.
Повышается вовлечённость и мотивация молодых сотрудников
Некоторые младшие сотрудники могут испытывать стресс и неуверенность на работе, особенно на фоне более опытных коллег. Реверсивное наставничество помогает решить эту проблему. Благодаря методу молодые сотрудники ощущают значимость для компании, осознают важность своих знаний и опыта — даже если у них этого ещё не так много по сравнению со старшими коллегами. Вдобавок повышается уверенность в себе.
Когда сотрудник чувствует свою ценность для компании, это снижает риск увольнения даже в стрессовых ситуациях — например, при конфликтах и переработках. Благодаря высокой лояльности работников бизнес снижает текучесть кадров и расходы на наём.
Младшие сотрудники растут в профессиональном плане
При реверсивном наставничестве знания передаются в обоих направлениях. Молодые сотрудники обучают старших, а те, в свою очередь, делятся с младшими собственным опытом. Например, опытный менеджер по продажам может рассказать, как отрабатывать сложные возражения клиентов, на примерах из рабочих ситуаций.
Плюс в том, что молодой сотрудник получает практические знания от человека, который погружён в сферу. Некоторые аспекты работы невозможно узнать из теоретических материалов, только на опыте.
Когда необходимо реверсивное наставничество
Решение о том, внедрять ли в компанию реверсивное наставничество, обычно принимает HR-менеджер или специалист по обучению. Вот какие ситуации указывают на то, что этот подход может быть полезен для команды.
В компании разнообразный коллектив, в котором работают люди из нескольких поколений. Реверсивное наставничество поможет наладить связь между ними, организовать обмен знаниями о классических подходах к работе и современных тенденциях. Если в организации большинство сотрудников одного возраста, более подходящим будет наставничество в формате peer-to-peer — «от равного к равному».
В коллективе нередко возникают конфликты и недопонимание на почве возраста. Причины разногласий могут быть в том, что сотрудники недостаточно хорошо знают друг друга, между ними низкий уровень доверия. Обратное наставничество подтолкнёт коллег к более близкому общению — это поможет прийти к взаимопониманию.
Опытные сотрудники сталкиваются с тем, что им не хватает актуальных навыков и знаний. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компании из любой ниши необходимо следить за тенденциями на рынке. Например, один из трендов — автоматизация бизнес-процессов с помощью искусственного интеллекта, которая позволяет повысить эффективность работы и ускорить её. Важно, чтобы сотрудники умели пользоваться современными инструментами. При реверсивном наставничестве молодые работники помогут старшим коллегам освоить технологии.
Читайте также: «Внедрять или не внедрять. 5 причин для запуска наставничества в компании»
Как внедрить реверсивное наставничество
Процесс введения реверсивного наставничества не отличается от традиционного. Он состоит из пяти основных этапов.
Шаг 1. Определите цели
Прежде всего необходимо определить, к какому результату вы хотите прийти с помощью реверсивного наставничества. Это важно, потому что без чёткой задачи не получится оценить эффективность такого подхода для вашей компании.
Можно использовать стратегии целеполагания — например, систему SMART. Согласно этому подходу, цель должна соответствовать пяти критериям.
- S — specific, конкретная и чёткая. Чтобы сформулировать цель, ответьте на два вопроса: «Чего вы хотите добиться? Каким способом?» Например, снизить текучку кадров среди молодых сотрудников с помощью реверсивного наставничества.
- M — measurable, измеримая в абсолютном или процентном соотношении. Например, снизить текучку кадров на 5%. Когда цель можно привести к числам, проще оценить, насколько вы близки к ней.
- A — attainable, достижимая. Не стоит формулировать цель только на основе желаний, иначе она может получиться нереалистичной, а значит, у команды не будет мотивации её добиваться. Учитывайте текущее состояние компании и ресурсы, которые у вас есть. Например, вряд ли в организации можно избежать увольнений в целом, но снизить текучку — достижимая цель.
- R — relevant, актуальная. Цель должна быть полезной для компании. Чтобы понять, так ли это, ответьте на вопросы: «Зачем добиваться этой цели? Какие выгоды она принесёт?» Если подобрать аргументы сложно, возможно, от этой задачи стоит отказаться хотя бы сейчас и вернуться к ней позже.
- T — time-bound, ограниченная во времени. Если у цели нет чёткого дедлайна и графика, скорее всего, она не будет достигнута никогда: всегда найдутся более приоритетные по времени задачи. Установите конкретный срок — например, снизить текучку кадров в течение квартала.
Шаг 2. Подберите пары наставников
Проведите опрос среди сотрудников и выясните, кто хотел бы участвовать в программе наставничества. Чтобы не «потерять» ни одного желающего, лучше сделать это в электронном виде. Можно отправить сотрудникам онлайн-анкету или создать опрос в корпоративном чате в мессенджере.
Затем распределите работников по парам. Сначала предложите взрослым сотрудникам выбрать себе ментора — обычно они более избирательны. Молодые коллеги, как правило, готовы работать с кем угодно.
Шаг 3. Создайте план обучения для наставников
Молодые сотрудники, которые выступают наставниками, должны обладать многими навыками: например, уметь объяснять сложный материал простым языком, правильно ставить задачи, находить подход к другому человеку и мотивировать его, когда что-то не получается.
Провести обучение наставников можно в LMS iSpring Learn. Здесь доступна готовая программа для развития менторов, которая состоит из семи модулей:
- Погружение в наставничество.
- Хороший наставник, кто он.
- Проклятие знания.
- Принципы обучения взрослых, лестница обучения и цикл Колба.
- Пятилистник наставничества.
- Постановка задач по SMART и обратная связь.
- Документы наставника.
С готовым курсом вам не придётся тратить время на подготовку или поиск обучающих материалов, структурировать их по модулям, а также лично напоминать сотрудникам о прохождении. Платформа iSpring Learn отправит работникам уведомление о том, что им назначен курс.
После того как сотрудники пройдут обучение, система автоматически проанализирует результаты. Например, вы сможете посмотреть, кто справился с курсом лучше всех и какие ошибки работники часто допускали в проверочных заданиях.
Помимо программы для обучения наставников, вы бесплатно получите доступ более чем к 40 курсам по софт-скилам, например личной эффективности и управлению проектами.
Также вы можете загружать на платформу собственные учебные материалы: текстовые уроки, вебинары, презентации, тесты и проверочные задания. iSpring Learn поддерживает различные форматы контента, но удобнее всего создавать курсы в iSpring Suite. Это конструктор учебных материалов, который работает как надстройка для PowerPoint. Разобраться в нём сможет каждый — курс получится собрать так же, как обычную презентацию.
Шаг 4. Обеспечьте поддержку
У молодых наставников могут возникнуть трудности, особенно если до этого они никого не обучали. Вот как лучше действовать, чтобы помочь им справиться со сложностями.
Выделите сотрудника, к которому наставники могут прийти по организационным и другим вопросам. Например, это может быть HR-менеджер или руководитель отдела обучения, который готов дать советы и подсказать решение в непростой ситуации. Пусть сотрудник также периодически интересуется у наставников, как идут дела: возможно, некоторые не будут сами задавать вопросы и сообщать о проблемах из опасений показаться некомпетентными.
Разработайте систему мотивации. Обычно молодые сотрудники уже достаточно замотивированы, но организованная система повысит их вовлечённость в процесс наставничества. Например, можно каждый месяц выбирать лучшего куратора и награждать его.
Вознаграждение не обязательно должно быть денежной премией. Для многих сотрудников стимулом выступает публичное признание значимости. Можно выпускать пост о лучшем наставнике в корпоративных соцсетях или повесить табличку с его фото и именем в офисе.
Создайте базу знаний с материалами по наставничеству. Это могут быть статьи, вебинары, посты. Материалы помогут начинающим наставникам быстро и самостоятельно найти ответы на типовые вопросы: например, как правильно предоставлять обратную связь и что делать, если у «ученика» не получается выполнить задание.
Создать базу знаний для сотрудников можно в LMS iSpring Learn. На платформе есть раздел, где удобно хранить общие документы, статьи, видеоинструкции и другие материалы. Они будут находиться в одном месте: сотрудникам не придётся искать их по корпоративным чатам и в почте среди сообщений и других файлов.
Шаг 5. Оцените результаты и внесите корректировки
Анализировать первые результаты можно спустя несколько недель наставничества. Есть несколько способов оценивания.
Тестирование. Предложите менторам и ученикам заполнить анкеты, через которые они поделятся своими впечатлениями о наставничестве. Например, можно спросить, получили ли они во время обучения навыки, которые планировали, и как применяют новые знания в работе.
Не делайте анкету слишком объёмной, иначе участники могут устать заполнять её и ближе к концу будут давать случайные ответы, не вчитываясь в опросник. Но и слишком короткая анкета не подойдёт, ведь данных будет недостаточно для оценки. Оптимальное количество вопросов — 15–20.
Глубинное интервью 1 на 1. HR-менеджер или руководитель отдела обучения лично общается с каждым сотрудником, который участвует в реверсивном наставничестве. Универсального списка с обязательными вопросами нет, можно спрашивать всё, что считаете нужным, — например, как проходит обучение, какой прогресс наблюдается, какие возникают сложности. Но важно подготовить вопросы заранее, чтобы в процессе не терять время.
Метод глубинного интервью подойдёт, если в наставничестве задействовано небольшое количество сотрудников, поскольку каждое собеседование занимает 1,5–2 часа. Сокращать время не рекомендуется: за полчаса будет сложно собрать достаточно данных для анализа.
Метод «360 градусов». Он поможет оценить результаты сотрудника, которого обучали, и увидеть, какие компетенции он развил во время наставничества. Суть в том, что работника оценивают коллеги, которые регулярно взаимодействуют с ним: участники его команды, прямой руководитель, подчинённые. Они заполняют опросник, в котором делятся своими впечатлениями о работе с человеком.
Оценку по методу «360 градусов» можно проводить спустя пару месяцев после завершения наставничества: важно, чтобы прошло время и сотрудник успел продемонстрировать коллегам новые знания и навыки.
Совет: оцените результаты несколько раз в течение программы наставничества. Впервые — перед её запуском, чтобы зафиксировать исходную точку. Второй раз — в процессе наставничества или сразу после завершения. Третий раз — спустя несколько недель или месяц после того, как закончится наставничество. Так вы сможете увидеть прогресс.
Создать опросник для тестирования и провести оценку методом «360 градусов» можно в iSpring Learn. Вам достаточно составить список вопросов, а система автоматически назначит анкеты выбранным сотрудникам, напомнит им о заполнении, а в конце проанализирует результаты.
После оценки можно изменить подход, например поменять пары наставник — ученик. Возможно, это повысит эффективность обучения.
Читайте также: «Развиваем новичков и бизнес — как создать систему наставничества в компании»
Как iSpring Learn поможет в развитии наставников
На платформе iSpring Learn вы можете использовать готовую программу для обучения наставников и создавать свои курсы. Систему внедрили более 1000 компаний по всему миру, и вот за что они выбирают её:
- Доступ на любом устройстве. Будущие наставники могут проходить курс с компьютера в десктопной версии, а также на смартфонах и планшетах на iOS и Android в мобильном приложении. Платформа будет работать даже без интернета — пройти тест получится даже в самолёте или на даче в выходные.
- Быстрый запуск. Если у вас есть готовые материалы, подключить LMS можно за день — платформа уже настроена.
- Простое планирование обучения. В личном кабинете каждого сотрудника есть календарь, в котором можно обозначить дедлайны прохождения курсов, даты вебинаров в прямом эфире и очных тренингов. Система сама напомнит о дедлайнах обучения — это поможет повысить проходимость курсов.
iSpring Learn доступна в облачной и коробочной версиях. Стоимость тарифа зависит от количества пользователей: чем больше сотрудников подключаете, тем ниже выходит цена одной лицензии. Есть двухнедельный пробный период, во время которого можно ознакомиться с функциями и понять, подходит ли она вашей компании.
Резюме
- При реверсивном наставничестве младшие сотрудники обучают старших. Речь может идти о возрасте или иерархии должностей, но суть одна: передавать опыт не сверху вниз, как привычно, а снизу вверх.
- Обычно реверсивное наставничество внедряют, когда в коллективе работают сотрудники разных поколений. Такой подход позволяет наладить контакт между сотрудниками разных возрастов и сгладить конфликты, которые могут возникать между ними.
- Реверсивное наставничество развивает в молодых сотрудниках лидерские качества, повышает их вовлечённость в работу и уверенность в себе. Старшие коллеги, которые выступают учениками, узнают об актуальных тенденциях рынка и осваивают новые технологии.
- Чтобы внедрить реверсивное наставничество, необходимо определиться с целями. Затем подобрать пары, создать план обучения и разработать меры поддержки для наставников. Последний этап — оценка результатов.
Быстро обучить наставников можно с помощью iSpring Learn. На платформе доступна готовая образовательная программа из семи модулей. Также можно создавать собственные курсы: выбирать структуру и загружать любые материалы.