Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Отдел обучения и развития персонала помогает сотрудникам получать новые знания, расти по карьерной лестнице или переучиться на новую специальность. Главная цель — улучшить производительность персонала, чтобы бизнес развивался.

Департамент обучения и развития персонала в компании называют L&D-отделом, от английского learning & development. Есть и второе название — T&D (training and development).

В статье разберём, как работает L&D-отдел, когда он нужен компании, какие функции выполняет менеджер по развитию и какими навыками он должен обладать.

Задачи L&D-отдела

Задача отдела обучения и развития персонала — помогать компании достигать бизнес-целей. Например, если организация планирует выйти на международный рынок, сотрудникам важно уметь правильно понимать иностранного собеседника, знать особенности делового языка и основы международного права. Благодаря T&D не придётся искать новых специалистов с подходящей компетенцией — можно обучить существующих.

L&D-специалисты выявляют проблемы других департаментов, чтобы помочь их решить. Допустим, из отдела продаж уволился руководитель. На его место есть претендент — сотрудник с многолетним опытом, который полностью знает работу отдела, но ему не хватает навыков управленца. Специалисты по развитию персонала подберут ему обучение, чтобы кандидат занял новую должность.

Ещё одна функция L&D-отдела — проводить онбординг и помогать новичкам разобраться в продукте или услуге компании. Когда в организации около 20 сотрудников и всего пара линеек продукции, это может быть несложно. А вот для крупных фирм, в которых трудится несколько сотен работников и огромные каталоги продукции, это может стать неподъёмной задачей. Менеджеры по развитию разрабатывают курсы, тренинги, чтобы новички быстро запомнили ассортимент и включились в работу.

Крупные компании создают отдельные департаменты развития. Они анализируют текущие компетенции сотрудников, продумывают стратегию корпоративного обучения, координируют тренинги, курсы. В небольших организациях эти функции частично выполняют менеджеры по персоналу.

Чем отдел обучения отличается от HR

L&D и HR-отдел управляют человеческими ресурсами в организации. Но департамент обучения фокусируется на профессиональном росте сотрудников, а у HR более широкий круг задач — от найма до начисления заработной платы.

Оба отдела работают на бизнес-цели компании. Например, открывается новое направление — мобильная разработка. Менеджеры по персоналу подберут ИТ-специалистов с нужными компетенциями, а T&D помогут штатным программистам получить подходящие навыки, к примеру, изучить язык для создания приложений на Android.

В каждой компании по-разному распределяются задачи этих двух отделов. Например, в одной организации адаптацию новых сотрудников проводит HR-отдел, а L&D занимается только развитием профессиональных навыков. В другой фирме стратегию корпоративного обучения разрабатывает HR-директор, а реализацией занимается T&D-специалист. Обычно чем крупнее компания, тем больше функций у L&D-отдела.

Зачем обучать сотрудников

Каждые 5 лет меняется около 40% предъявляемых сотрудникам требований. Один раз обучиться профессии не выйдет, необходимо постоянно повышать квалификацию. Например, раньше востребованному ИТ-специалисту достаточно было обладать навыками программирования. Сейчас же больше ценятся профессионалы, которые умеют работать с искусственным интеллектом и владеют инструментами для анализа больших данных.

Специалисты выделяют четыре причины, почему компаниям полезно инвестировать в обучение сотрудников.

Повысить производительность персонала. Квалифицированные специалисты допускают меньше ошибок, работают эффективнее, предлагают свежие идеи. Например, у компаний, которые инвестируют в обучение руководителей лидерским качествам, примерно в 2,4 раза больше шансов достичь бизнес-целей.

Получать больше прибыли. Организации, которые вкладываются в развитие персонала, получают прибыль на 14–29% больше. Ещё снижаются издержки на поиск кандидатов — 79% L&D-специалистов считают, что нанимать сотрудников дороже, чем переподготовить существующих.

Снизить текучесть персонала. 94% сотрудников заявили, что не уволились бы из компании, которая инвестирует в развитие работников. Если отдел L&D предлагает курсы переквалификации, это может увеличить жизненный цикл сотрудника в организации с 2,9 до 5,4 года.

Привлекать новых специалистов. 59% работников в возрасте 27–40 лет считают возможность обучаться главным аргументом при приёме на работу. 83% сотрудников до 27 лет стремятся повышать компетенцию, чтобы лучше выполнять свои задачи. Отдел L&D поможет создать репутацию организации, которая заботится о развитии персонала. Это повышает шансы привлечь мотивированных профессионалов.

Читайте по теме:

25 лучших книг по корпоративному обучению персонала в 2023 году

Как понять, что пора создавать отдел обучения персонала

Не всем компаниям нужен отдел развития. Например, небольшому стартапу поначалу будет достаточно одного-двух менеджеров по персоналу. При необходимости они могут на время оставить кадровые дела и организовать обучающие курсы для сотрудников. Вот основные маркеры, когда организации стоит задуматься об отделе обучения:

Компания активно растёт. Если у вас большой поток новичков, несколько менеджеров по персоналу могут не справиться. Отдел L&D способен разработать программу онбординга. Кроме того, когда компания растёт, ей нужны руководители, которых обычно ищут из числа опытных сотрудников. Отдел обучения подбирает курсы, которые помогают перешагнуть на новую ступень.

Компании не обойтись без высококвалифицированных сотрудников. Например, в медицинском центре врачи должны обладать актуальными знаниями — от этого зависит уровень доверия клиентов. Допустим, если в других клиниках пациенту назначали бесполезное лечение и ему становилось только хуже, а в вашей его поставили на ноги — вероятность, что он снова обратится к вам, сильно возрастает.

Внедряются новые технологии. Например, в компании, предоставляющей услуги сотовой связи, решают запустить по всей стране 4,5G. Мало кто из инженеров знаком с новым оборудованием и готов его устанавливать. L&D-отдел создаст программу обучения и проконтролирует процесс.

Происходит переориентация компании. Если организация меняет направление деятельности, но не хочет терять персонал, отдел L&D поможет сотрудникам адаптироваться к изменениям. Например, банк закрывается и начинает заниматься разработкой приложений и программного обеспечения для других финансовых организаций.

Структура отдела развития и обучения персонала

В разных компаниях должности в L&D-отделе и их обязанности могут отличаться. Но обычно в него входят L&D-директор, менеджер и специалист

L&D-специалист подбирает учебные материалы под запросы компании и координирует учёбу. Менеджер работает на более высоком уровне, анализирует потребности целых отделов в обучении, распределяет бюджет и формирует learning experience для всей компании. Иногда в организациях нет разделения между специалистом и менеджером, должности могут называться по-разному, но обязанности одинаковые.

L&D-директор работает на стратегическом уровне: решает, как с помощью обучения достичь бизнес-целей компании, а также обеспечивает бюджет.

Организации могут приглашать L&D-консультантов. Они помогают наладить процессы в отделе, а если его нет — разработают стратегию корпоративного обучения. Иногда в департамент нанимают штатных методистов и бизнес-тренеров.

Читайте по теме:

Современные виды и методы обучения персонала: обзор основных технологий и принципов

Обязанности T&D и L&D-менеджеров

Выше мы рассмотрели структуру департамента по обучению, но не у всех компаний есть в нём потребность. Иногда привлекают только одного-двух менеджеров по обучению, которые работают в HR-отделе. Специалистов по обучению называют T&D или L&D-менеджерами. И хотя между этими названиями есть различия, многие используют их как синонимы.

Поэтому стоит подробнее рассмотреть, в чём основные обязанности L&D и T&D-менеджеров.

СпециалистФункцииНавыки
T&D (training & development)Организовывать обучение, разрабатывать программы, тренинги, оценивать качество учебных программОрганизаторские способности, многозадачность, умение работать с большим объёмом данных, знать принципы обучения взрослых людей
L&D (learning & development)Создавать культуру обучения в компании, формировать learning experience, разрабатывать учебные стратегии для отделовУмение стратегически мыслить, использовать технологии в обучении, организаторские способности

Изначально на рынке появилась профессия T&D-менеджеров. Они обучали только профессиональным навыкам. С развитием сферы обучения сотрудников появились и L&D-специалисты, которые развивали персонал компании в целом. Но сейчас различия между ними размываются, функции становятся похожими, а как назвать должность, каждая организация решает сама.

Какие инструменты использует L&D-менеджер для обучения персонала

Какие инструменты использует L&D-специалист:

  1. Видеокурсы и вебинары. Например, компания может записать видеокурс, который познакомит новеньких с культурой организации и общими целями. В роли спикера может выступать сам T&D-специалист или руководитель продуктовой команды.
  2. Системы управления обучением (LMS). Это сервисы, в которых можно разрабатывать свои обучающие материалы без навыков программирования. Например, в платформе iSpring Learn легко создавать онлайн-курсы, лонгриды, тесты, собственную базу знаний и каталоги курсов, добавить мультимедийные элементы. Когда сотрудник изучает все материалы, система сама формирует отчёты о прохождении и показывает, какие темы даются труднее всего.
  3. Электронная библиотека. T&D-специалист может собрать коллекцию книг, обучающих видеороликов, гайдов, чек-листов. Для каждого отдела часто делают свою подборку полезных материалов. Иногда её создают на LMS-платформе или собирают в облачном хранилище.

Инструменты для обучения персонала зависят от целей и возможностей компании. Например, записать видеокурс довольно затратно: нужна студия, оператор, монтажёр, спикер. Электронную библиотеку в облаке создать проще, но сложнее контролировать её изучение: неизвестно, ознакомился ли сотрудник со всеми материалами, как хорошо усвоил информацию, нет формы обратной связи.

Для эффективного обучения стоит учитывать желания сотрудников. Около 30% специалистов хотят, чтобы уроки были короткими, 24% желают добавить больше геймификации, а 20% нравится видеть итоговые оценки. То есть сейчас востребовано ёмкое, интерактивное обучение с обратной связью. Элементы игры и показатель успеваемости добавляют мотивации, а короткие форматы уроков не отнимают много времени — их можно изучать в свободные часы на работе, в пробке или дома. В этом как раз помогают LMS-платформы.

Интерфейс платформы iSpring Learn

Например, в iSpring Learn менеджер по обучению может подготовить welcome-курс, а система будет автоматически его назначать новеньким. Изучать материалы можно даже с телефона

Читайте по теме:

Заставить мозг учиться: как использовать андрагогику на практике

Где учиться, чтобы стать T&D-менеджером

Если вы хотите научиться управлять персоналом и стать крутым менеджером по обучению, приходите в iSpring Academy. На практическом онлайн-курсе вы за 2,5 интенсивных месяца изучите материал на реальных кейсах, закрепите знания на практике, разберёте ошибки с преподавателем и подготовите итоговый проект — программу обучения под задачи вашей компании.

На курсе вы узнаете подходы к обучению взрослых, научитесь организовывать тренинги, запускать программы адаптации, проводить аналитику корпоративной учёбы и оценивать персонал. Ученики выходят специалистами, готовыми к реальной работе.

Узнать о курсе подробнее →

Кейсы крупных компаний обучения и развития персонала с iSpring

Kcell

«Kcell»

  • Дистанционно обучают 1300 сотрудников по всему Казахстану
  • Сократили срок адаптации новичков в 4 раза
  • Разработали 150 обучающих курсов с тестами, диалоговыми тренажёрами, видеоуроками и послайдовой озвучкой
  • 90% сотрудников стали отличниками и знают продукцию наизусть
test

«Четра»

  • Перевели часть обучения новых сотрудников в онлайн, они самостоятельно изучают материал, а потом задают вопросы руководителю, так очная поддержка стала продуктивнее
  • Добились непрерывного обучения: каждый месяц сотрудники изучают что-то новое
  • 90% работников проходят курс в течение месяца
  • Создают короткие курсы, для прохождения которых не нужно надолго отрываться от работы
test

«S8 Capital»

  • Автоматизировали обучение новых сотрудников, и у L&D-менеджеров появилось время на другие задачи
  • Разработали курс по работе с документами и ускорили согласование документации
  • Геймифицировали обучение и повысили мотивацию сотрудников учиться
Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Платформа для онлайн-обучения персонала
Подробнее