image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Руководителям многих сфер бизнеса важно, чтобы персонал повышал свою эффективность. Для этого компании вводят обучающую программу, где специалисты отрабатывают знания на практике и получают обратную связь от более опытных коллег. Такой подход называется полевым обучением сотрудников.

«Поле» — это пространство специалиста, где он решает реальные рабочие задачи. Таким пространством может стать территория, где сотрудник консультирует клиента — магазин, автозаправка, даже квартира заказчика, если организация работает на выездах. Разговор с покупателем по телефону в call-центре — тоже своего рода «поле».

Суть полевого обучения состоит в том, что сотрудник под наблюдением руководителя или коллеги отрабатывает практические навыки и получает обратную связь: что он сделал хорошо, а что — не очень, и как исправить ошибки. Это не проверка, а способ повысить квалификацию персонала.

В статье рассмотрим:

  • какие бывают способы полевого обучения сотрудников;
  • как запустить обучение на рабочем месте в компании;
  • как автоматизировать этот инструмент.

Каким компаниям подходит полевое обучение

Основная цель — повысить квалификацию персонала, и, как следствие, увеличить прибыль компании.

Полевое обучение проводят в организациях, где нужно:

Для чего проводят полевое обучение в компаниях

Тренировку в «поле» организуют прежде всего в компаниях, где сотрудники общаются с клиентами. Есть полевое обучение торговых представителей, операторов call-центров, консультантов. Реже такой способ используют и для технических специальностей, например, в сервисе по ремонту автомобилей или бытовой техники. Главное требование — специалист учится непосредственно на работе и рядом есть более опытный коллега.

Читайте по теме:

Обучение персонала работе на новом оборудовании: опыт 6 компаний

Нередко этот метод путают с коучингом. Но в отличие от наставничества для этого способа тренер не должен знать основы педагогики и психологии. Главное, чтобы он умел выделять ошибки, понимал их причины и мог бы помочь скорректировать.

Способы проведения полевого обучения

Чтобы обучить сотрудника новым навыкам, коллега-тренер может использовать разные способы: демонстрацию, метод совместной работы, наблюдение. Каждый из этих способов подходит для персонала с разным уровнем подготовки.

Демонстрация

Иначе этот способ называют полевым сопровождением. Его используют для новичков в профессии.

Новый сотрудник изучает теорию, чтобы понять, на какие аспекты нужно обратить внимание при общении представителя компании с клиентом. Затем он выезжает на встречи с опытным коллегой и наблюдает за его работой, связывая изученную теорию и работу тренера.

Этот подход просто реализовать. А ещё он помогает наглядно показать новичку, как работать с клиентом, и освоить многие приёмы, о которых не рассказывают книги и курсы.

Метод демонстрации во время полевого обучения

Все переговоры ведёт только опытный коллега

Метод совместной работы

Этот способ используют для обучения сотрудников с опытом работы. Специалист выезжает вместе с тренером, но часть работы ведёт самостоятельно. Тренер же подхватывает коллегу в случаях, когда появляются трудности.

Метод помогает повысить квалификацию, освоить новые навыки, попробовать разные способы действий.

Метод совместной работы при полевом обучении

Основную часть переговоров ведёт новичок. Тренер подхватывает, если новый сотрудник о чём-то забыл сказать или затрудняется с ответом

Наблюдение

Используют для повышения профессиональных качеств опытных работников. Всю работу на полевом тренинге ведёт обучающийся, а тренер только наблюдает.

Пример наблюдения при полевом обучении

Все переговоры полностью ведёт новый сотрудник. Опытный коллега лишь фиксирует ключевые моменты переговоров

Все три способа можно использовать по отдельности или в комбинации друг с другом. Выбор того или иного метода зависит от задач обучения и ситуации, в которую попадает обучающийся.

Читайте по теме:

Обучение персонала продукту — что это такое и как его провести

Как запустить полевое обучение

Обучать «в поле» удобно, потому что рабочие задачи не останавливаются на время обучения нового специалиста. Персонал продолжает общаться с клиентами и подрядчиками.

Чтобы ввести полевое обучение в работу компании, нужно соблюсти несколько этапов.

Этап 1. Оценить потребности

HR-менеджер исходит от конечной цели — он должен понять, зачем компания хочет учить сотрудников. Поэтому нужно спросить у руководителей:

  • С какой целью компания хочет обучать сотрудников? Какой эффект ждёт от обучающей программы?
  • Сотрудники каких должностей должны прежде всего проходить обучение?
  • Какими знаниями, навыками, квалификацией должен обладать человек, работающий на этой должности?
  • Какими компетенциями или знаниями обычно уже обладают новые сотрудники?
  • Каким новым навыкам или знаниям обычно учат новичков?
  • Нужно ли, чтобы новые специалисты получали ещё какие-то знания помимо перечисленных?

Этап 2. Выбрать подходящий метод

HR-менеджер определяет, что именно должен делать работник, чтобы получить необходимые знания и навыки. Например, специалист по ремонту бытовой техники должен:

  • знать, какие заявки поступают в компанию;
  • ремонтировать технику под руководством опытного мастера;
  • знать правила техники безопасности.

А менеджер по работе с клиентами:

  • работать с базой данных;
  • слушать, как опытный специалист общается с клиентами по телефону;
  • самостоятельно принимать звонки, следуя сценарию.

Полевое обучение можно совмещать с другими методами: коучингом, стажировкой, баддингом, ротацией, онлайн-курсами. И внутри самого инструмента есть несколько методов, о которых говорилось выше: демонстрация, совместная работа, наблюдение.

HR-менеджер выбирает подходящий метод исходя из задач, которые стоят перед обучающимся, и составляет план.Вот примерный план для менеджера по работе с клиентами:

ЗадачаМетод
Работать с базой знанийСовместная работа
Слушать, как опытный специалист общается с клиентами по телефонуДемонстрация
Самостоятельно принимать звонки, следуя сценариюОнлайн-обучение, наблюдение

Таким образом, полевое обучение сотрудников может стать частью смешанного обучения, где используются и другие методы.

Этап 3. Выбрать инструменты и ресурсы

Как и другие способы подготовки персонала полевой метод требует ресурсов, а именно: подобрать сотрудников, которые могли бы выполнять роль тренера, и понять, какие инструменты нужны для полноценной передачи знаний.

Вот пример ресурсов, которые понадобятся для обучения менеджера по работе с клиентами:

ЗадачаМетодРесурсы
Работать с базой знанийСовместная работаКомпьютер

Программное обеспечение

Тренер

Онлайн-курс

Слушать, как опытный специалист общается с клиентами по телефонуОнлайн-обучениеОнлайн-база знаний со скриптами разговоров
ДемонстрацияКоллега-тренер

Оборудование для прослушивания звонков

Самостоятельно принимать звонки, следуя сценариюОнлайн-обучениеОнлайн-курс
НаблюдениеТренер

Программное обеспечение

Оборудование для приёма звонков обучающимся и прослушивания тренером

Этап 4. Разработать материалы

В базе знаний компании наверняка есть материалы, которые могут помочь в подготовке новичка. На их основе можно разработать теоретические курсы, которые помогут лучше усваивать материал.

Также важно обсудить с руководителями и сотрудниками, которые будут выполнять роль тренера, какие задачи можно дать новому коллеге, чтобы он мог отрабатывать навыки на рабочем месте.

Этап 5. Определить и подготовить тренеров

Подбирать сотрудников, которые будут тренировать новичков, нужно ещё на стадии подготовки полевого обучения. Процесс пройдёт эффективнее, если с каждым новым специалистом будет работать подготовленная команда. Важно, чтобы выбранные работники были не против выполнять обязанности тренера.

Для них также необходимо провести обучение, чтобы каждый понимал, в чём заключаются его функции, как он должен вести себя по отношению к новичку. А ещё важно научить владеть всеми методами полевой тренировки: демонстрацией, совместной работой и наблюдением. Также нужно научить тренеров давать и собирать обратную связь.

Этап 6. Провести обучение

Это этап, когда HR-менеджер не участвует в процессе полевого обучения. Идёт работа тренеров с обучающимися. Этот этап, в свою очередь, делится на несколько шагов. Подробнее о каждом рассказываем в следующем разделе.

Этап 7. Оценить результаты и оптимизировать образовательный процесс

HR-менеджер определяет, когда он будет анализировать результаты программы. Часто их отслеживают с интервалом в 30, 60 и 90 дней. Бывают и долгосрочные оценки, когда анализ проводят через полгода и год. Так, можно получить наиболее достоверные результаты.

Анализ можно проводить, исходя из интервью с тренерами и руководителями, а ещё через сбор обратной связи от сотрудников, которые прошли обучение. Также стоит брать в расчёт количественные характеристики. Например, сравнивать результаты работы специалистов, которые проходили полевое обучение и результаты работников, которые не обучались по программе или учились с помощью других методов.

Как в полевом обучении должны работать тренеры

Этап, когда полевое обучение вводится в компанию, и сотрудники начинают работать с новичками, тоже в свою очередь делится на шаги. Подготовка новых сотрудников должно проходить по следующему алгоритму.

Общий инструктаж

Обычно сеанс полевого обучения проходит в течение 5—6 часов одного рабочего дня. В начале тренер даёт инструкции, где объясняет, зачем он будет сопровождать обучающегося и что будет происходить.

Чек-лист для тренера во время инструктажа

Рабочий процесс

Тренер и обучающийся выполняют поставленные задачи. Сам процесс зависит от выбранного заранее способа полевого обучения. Например, если это метод наблюдения, учащийся самостоятельно ведёт переговоры с клиентом, а тренер фиксирует удачные и негативные моменты, но не вмешивается в разговор.

Краткое обсуждение сразу после разговоров с несколькими клиентами

Тренер проводит промежуточное обсуждение через каждые три-пять разговоров с клиентами. Частота зависит от длительности задач.

Каждое обсуждение он должен начинать с положительных моментов, чтобы поддерживать позитивную атмосферу. Далее на основе аргументов тренер подчёркивает удачные и неудачные моменты. А также берёт обратную связь от обучающегося, выясняя, насколько ему комфортно решать задачи.

Обсуждение заканчивается договорённостями. Тренер должен убедиться, что подопечный принял к сведению обратную связь и учтёт её в следующих разговорах с клиентами.

Подробный разбор, подведение итогов, подготовка рекомендаций

Подробный анализ проводится в конце дня. Тренер должен сделать следующее:

  • Определить позитивные моменты работы, важные сотруднику. Для этого он спрашивает, что обучающемуся  больше всего понравилось в совместной работе и работе с клиентами.
  • Поддержать мотивацию на дальнейшую работу. На основе фактов, которые тренер отмечал в течение дня, он подчёркивает положительные профессиональные качества сотрудника.
  • Вывести специалиста на самоанализ. Для этого задаёт вопрос «Какие были трудности?». Так, обучающийся анализирует ошибки.
  • Подвести итоги. Тренер и учащийся резюмируют, чему удалось научиться.
  • Составить план дальнейшего сопровождения.

Платформа для полевого обучения iSpring Learn

Многие задачи профессиональной подготовки помогает решить формат онлайн. С помощью LMS можно не только создавать онлайн-курсы, но также проводить и контролировать полевое обучение сотрудников.

В LMS iSpring Learn есть инструмент, который помогает в обучении сотрудников «в поле». На платформе можно создавать чек-листы, необходимые тренеру, чтобы фиксировать работу обучающегося. Вот как это работает:

  • HR-менеджер совместно с тренером и руководителем составляет лист наблюдения для оценки. Это бланк, на котором прописывают общепринятые правила и критерии оценки.
  • Тренер назначает сотруднику обучающую сессию.
  • Во время обучения тренер заполняет лист наблюдения: пишет положительные и отрицательные моменты работы и выставляет оценки по выделенным критериям. Все результаты сразу фиксируются в системе.
  • В течение сессионного дня сотрудник-тренер проводит анализ работы, опираясь на факты, которые он отметил в бланке.

Все листы наблюдений сохраняются в базе. Их можно использовать потом, например, чтобы оценивать прогресс обучающегося сотрудника.

Пример листа наблюдения в iSpring Learn

Так выглядит фрагмент листа наблюдений, сделанного в iSpring Learn

Но на одной фиксации результатов дело не заканчивается. С помощью LMS можно также автоматизировать и другие процессы, связанные с полевым обучением.

Планировать встречи. Тренер назначает обучающие сессии сотруднику, который, в свою очередь, получает автоматические уведомления и напоминания о встрече.

Планирование мероприятий в iSpring Learn

Назначать встречу можно в несколько кликов, а автоматическая рассылка избавляет от необходимости составлять письма с приглашениями и рассылать их по email

Формировать и давать обратную связь по встрече. Система составляет подробные отчёты по результатам встречи на основе заполненных бланков. Так, тренер тратит гораздо меньше времени на анализ, сотрудник быстро получает обратную связь, а руководитель и HR-менеджер в любой момент могут посмотреть отчётность, не затрачивая время на запрос.

Анализировать результаты по отделам. LMS формирует отчётность не только по каждому сотруднику, но и по отделам. Руководители и HR-менеджер могут оперативно отслеживать ситуацию по всей компании и вовремя принимать меры, если видят сложности в каком-то подразделении. Или, наоборот, поощрять команды за успехи.

Дэшборд руководителя в iSpring Learn

Наглядные дашборды помогают оперативно отслеживать ситуацию, не вчитываясь в цифры

Оформить бесплатный демо-доступ к iSpring Learn на 14 дней →

Резюме

  • Полевое обучение сотрудников — это способ передать персоналу знания и навыки в процессе работы.
  • Для подготовки персонала «в поле» необходимо подобрать команду опытных коллег, которые готовы обучать новых специалистов компании.
  • Способы полевой тренировки отличаются тем, сколько времени тренер участвует в задаче. Это может быть и 100%, когда всю задачу полностью ведёт опытный сотрудник, а новичок смотрит. А может быть 0% — когда весь процесс переговоров ведёт учащийся, а коллега фиксирует ошибки и успехи.
  • Чтобы внедрить обучение на рабочем месте в компанию, HR-менеджер должен определить цели и задачи, а также определить методы. И полевая подготовка может стать одним из инструментов наряду с другими.
  • Часть процессов можно автоматизировать, используя LMS.
Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Платформа для онлайн-обучения персонала
Подробнее