Чтобы сотрудник эффективно выполнял свою работу и понимал, как ему развиваться, работодателю или специалисту по кадрам важно выяснить еще на этапе собеседования, какими навыками обладает кандидат. Например, претендент на должность SMM-специалиста разбирается в алгоритмах соцсети «ВКонтакте», но мало знаком с платформой TenChat. HR понимает, что этот кандидат быстро освоит новую соцсеть, поэтому одобряет его и сразу же ставит задачу по развитию.
Подобные кейсы также показывают, насколько компания готова идти навстречу сотрудникам. В ряде случаев эффективнее обучить персонал новым навыкам, чем расширять штат.
В статье расскажем, что такое профессиональные компетенции сотрудников и какую пользу они приносят компании. Также покажем на примерах, какие компетенции нужны в разных сферах.
Что такое профессиональные компетенции
Профессиональные компетенции — это набор умений и знаний, необходимых для работы по выбранной профессии. Они включают hard skills — технические навыки — и soft skills — личностные качества. Например, графический дизайнер владеет программами Figma и Adobe Illustrator, а еще отлично проявляет себя в командной работе. Это и есть его профессиональные компетенции.
HR-специалист фиксирует и оценивает компетенции, чтобы понять профессиональный уровень кандидата или действующего сотрудника. Так можно понять его сильные и слабые стороны, наметить вектор развития. Для оценки профессиональных качеств используют следующие инструменты:
- Деловые игры. Кандидаты участвуют в смоделированной ситуации и предлагают свои решения.
- Опрос 360 градусов. Сначала сам сотрудник, а затем его коллеги и руководитель дают анонимную оценку работе.
- Матрица компетенций. Менеджеры по персоналу оценивают, насколько сотрудник вписывается в идеальный набор навыков и качеств.
- Оценка KPI. Индикатор результативности помогает оценить эффективность работы, а также повысить мотивацию.
- Интервью. Кандидата спрашивают о предыдущем опыте и просят привести реальные примеры.
Читайте по теме:
Матрица компетенций персонала: как она помогает развивать команду и как ее создать за 5 шагов
Набор компетенций сотрудников позволяет создать стратегию развития компании. Например, начинающий сотрудник кол-центра не справляется с неожиданными вопросами клиентов. L&D-менеджер может провести обучение новичка на реальных кейсах более опытных коллег, а затем создать отдел стажировки.
Оценка профессиональных компетенций сотрудников влияет также на уровень зарплаты и карьерный рост. К примеру, более квалифицированный в переговорах менеджер отдела продаж имеет больше шансов получить квартальную премию, чем новичок, потому что его результаты принесли компании больше лидов. Чтобы получить должность уровнем выше или прибавку к зарплате, сотрудник нарабатывает компетенции и обучается. Он получает нужный опыт и со временем выполняет свою работу лучше.
Например, T&D- и L&D-менеджеры могут добавить чек-листы для сотрудников внутри LMS, а также запланировать обучение. В системе дистанционного обучения iSpring Learn есть доступ ко всем материалам внутри мобильного приложения. Вы сможете провести тренинг прямо на рабочем месте и получить оценку профессиональных компетенций персонала. Подробнее об этом можно узнать в видео.
Виды профессиональных компетенций
Обычно человек показывает свои компетенции на реальных задачах. Например, разработчикам мобильных приложений уже на этапе первичного собеседования задают вопросы из реальных кейсов, чтобы понять скорость мышления и владение языками программирования — это проверка hard skills. Чтобы оценить soft skills, HR-специалист может задать вопросы о работе в команде или умении планировать свой день.
Рассмотрим основные виды компетенций, на которые ориентируются сотрудники HR-департамента. В таблице мы показали список качеств и навыков, вопросы для их оценки и примеры должностей.
Когда интервьюер задает вопросы, он хочет убедиться, что кандидат понимает свои задачи и знает, какими навыками ему нужно пользоваться для их выполнения.
Профессиональные компетенции делятся на несколько видов.
Технические. Знания и умения, связанные с конкретной областью работы. Например, умение программировать на Python, знание детской психологии, владение методологией Scrum.
Коммуникативные. Способность эффективно общаться с другими людьми. Включает в себя умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также умение слушать и понимать других.
Лидерские. Способность вести и мотивировать других к достижению целей. Включает в себя умение принимать решения, делегировать задачи, решать конфликты и вдохновлять команду.
Управленческие. Умение планировать, организовывать и контролировать рабочие процессы. Включает в себя умение расставлять приоритеты, распределять ресурсы и время команды.
Творческие. Умение генерировать новые идеи и находить нестандартные решения. Включает в себя навыки мыслить креативно, работать в команде и принимать риски.
Еще по теме:
Модель Ломингера — 67 компетенций для отбора кандидатов
Профессиональные компетенции на примере должностей
Рассмотрим на примерах из разных сфер, какими качествами и навыками должен обладать сотрудник.
Специалист отдела продаж. Работает в коммерческом отделе и отвечает за привлечение новых клиентов, поддержание лояльности и достижение целей по продажам. Какие компетенции нужны:
- Навыки коммуникации.
- Умение убеждать.
- Осведомленность о продукте или услуге.
- Навыки презентации.
- Навыки переговоров.
- Тайм-менеджмент.
- Аналитические способности.
- Стрессоустойчивость.
Как проводить интервью по компетенциям, читайте в нашей статье о методике STAR.
Фронтенд-разработчик. Отвечает за то, чтобы сайты и веб-приложения выглядели хорошо для пользователей и корректно работали. Вот несколько профессиональных компетенций:
- Владение языком разметки HTML&CSS и языком программирования JavaScript.
- Знание фреймворков и библиотек программирования — например, React.js, Angular, Vue.js.
- Верстка и дизайн.
- Навык работы с API — интерфейсами программирования приложений.
- Отладка и тестирование кода.
- Навыки коммуникации.
- Работа в команде.
- Знание английского языка.
- Самообучение и стремление развиваться.
Редактор медиа. Создает контент-планы, редактирует статьи и посты, проверяет качество контента и его соответствие редполитике и Tone of Voice. Какие профессиональные компетенции нужны:
- Навыки редактуры и корректуры текста.
- Понимание основ SEO.
- Знание целевой аудитории.
- Умение составлять контент-план с учетом текущих событий.
- Коммуникативные навыки.
- Работа с CMS — платформами управления контентом.
Ипотечный брокер. Помогает клиентам найти наиболее выгодное ипотечное предложение от банков, консультирует по сбору и оформлению документов. Какими компетенциями должен обладать:
- Знание рынка недвижимости и ипотечных программ.
- Навыки консультирования и объяснения.
- Аналитические способности.
- Владение законодательной базой в области финансов.
- Навыки ведения переговоров.
- Внимательная работа с документами.
Режиссер монтажа. Отвечает за структуру и последовательность кадров в фильме, рекламном ролике или коротком видео в соцсетях. Работает в тесном сотрудничестве со съемочной группой, чтобы превратить сырые материалы в качественный продукт. Какие компетенции пригодятся:
- Креативное мышление.
- Понимание профессионального сленга.
- Владение программами монтажа — Adobe Premiere Pro, DaVinci Resolve, Avid Media Composer.
- Аналитические способности.
- Навыки коммуникации.
- Работа в команде.
- Стрессоустойчивость.
- Критическое мышление.
Как использовать iSpring Learn для оценки профессиональных компетенций
Чтобы оценить уровень профессиональной компетенции сотрудника, совсем не обязательно устраивать проверки на стрессоустойчивость или проводить ресурсозатратный тренинг с деловыми играми. Например, вы можете внедрить инструменты iSpring. Система состоит из двух элементов: iSpring Learn и iSpring Suite. Они подходят любому бизнесу: локальному бренду одежды, застройщику в городах-миллионниках, булочным у метро.
iSpring Suite — это конструктор онлайн-курсов и тестов. Вы можете загрузить туда рабочие презентации, регламенты и каталоги продукции, а потом использовать их для дистанционного обучения и оценки профессиональной компетенции персонала.
Какие возможности предоставляет iSpring Suite:
- Записать видеоурок по презентации.
- Смонтировать видео из выступлений экспертов.
- Создать диалоговый тренажер для отработки различных ситуаций.
- Добавить спецэффекты в урок, чтобы вовлечь сотрудников.
- Перевести текст в дикторскую озвучку на 42 языках.
- Создать субтитры к видео.
- Добавить интерактивные элементы — выбор области на карте, подсвечивание важных терминов.
- Персонализировать материалы даже без художественных навыков — доступно 89 000 элементов дизайна: макеты слайдов, персонажи, локации.
- Адаптировать просмотр курса для смартфона, планшета и ноутбука.
- Работать над курсом вместе с командой.
Чтобы создать интерактивный тест, доступно 14 типов заданий: от выбора нужной области на графике до написания эссе. Как пользоваться конструктором, можно узнать из видео.
iSpring Learn — это онлайн-платформа для проверки знаний и навыков. Программа забирает на себя всю операционную рутину, поэтому не придется напоминать сотрудникам о тестах, а затем проверять их вручную.
Как провести тестирование на платформе:
Шаг 1. Создайте тест в конструкторе iSpring Suite. Выберите задания и персонализируйте под вашу сферу. На это уйдет всего один час. Элементы дизайна помогут воссоздать самые разные ситуации: от действий при экстренной посадке самолета до правил этикета в Японии.
Шаг 2. Проведите аттестацию. Загрузите тест на платформу iSpring Learn и назначьте его группе. Также доступна ступенчатая аттестация: очередной тест не откроется, пока сотрудник не прошел предыдущий. Проверку по базовым понятиям можно устраивать регулярно, например раз в полгода. Так и новички, и опытные не допустят ошибок в простых задачах.
Шаг 3. Изучите результаты. Система покажет, кто из персонала хорошо усвоил тренинг, а кому потребуется помощь. На основе рейтинга также можно оценить работу филиала и получить обратную связь о качестве тренинга. Например, если один и тот же вопрос вызвал трудности у всех тестируемых, стоит усилить изучение темы и пересмотреть формулировку задания.
Почему проводить обучение и тестирование в iSpring Learn удобно:
- Система работает онлайн — не нужно устанавливать программное обеспечение на компьютер.
- Вопросы можно настроить в случайном порядке — нельзя подсмотреть ответы у коллеги.
- Время и число попыток можно ограничить, чтобы не возникло соблазна искать ответы в интернете или отвечать наугад.
- Можно назначить штрафные баллы за пропущенные тесты, чтобы работники не откладывали обучение на потом.
- Через мобильное приложение сотрудники смогут проходить обучение и тестирование даже без интернета.
- Вопросы с аудио и видео вовлекают лучше, чем тесты на бумаге.
- Платформу легко связать с корпоративным порталом и кадровой системой, чтобы хранить данные о команде в одном месте.
- Вы всегда в курсе активности ваших пользователей. Как только сотрудник выполнит задание, вы получите уведомление по электронной почте или пуш в приложении.
- За прохождение курса платформа выдаст работнику красивый электронный сертификат в корпоративном стиле, который не потеряется в стопке бумаг на рабочем столе.
Чтобы всесторонне оценить сотрудника, вы можете использовать метод 360 градусов на платформе iSpring Learn. Программа собирает обратную связь в формате опроса. Профессиональные качества сотрудника оценивают все, с кем он работает: от подчиненных до руководителей.
В каких случаях пригодится опрос:
- понять, кто готов к повышению;
- создать кадровый резерв;
- спланировать обучение;
- оценить управленческие качества руководителей;
- сформировать обратную связь для сотрудника;
- оценить soft skills.
Если вы впервые проводите оценку 360 градусов, добавьте инструкцию. Сотрудники увидят ее в начале опроса и сделают всё правильно.
Преимущества опроса на основе iSpring Learn перед бумажными анкетами:
- Сотрудники не видят, кто их оценивает. Данные конфиденциальны, что поможет избежать возможных конфликтов на рабочем месте.
- Вы получаете общую картину по компетенциям каждого сотрудника и понимаете, кто из оцениваемых лучше соответствует должности или готов к повышению.
- В сводном отчете вы узнаете сильные стороны и зоны роста каждого сотрудника. Узнаете, какие компетенции западают и как это исправить, чтобы человек работал эффективнее.
- Вы сможете сопоставить результаты кандидатов с портретом идеального работника вашей компании. Сразу узнаете, кому можно сделать офер, а кому — посоветовать другую должность.
Для всех сотрудников вы можете создать базу знаний. Это раздел, где хранятся общие документы, книги, презентации и инструкции, — как библиотека, только в облаке и без громоздких стеллажей. Сотрудники могут обратиться к обучающим материалам в любой момент. Так вся команда находится в едином информационном поле, а нужная инструкция всегда под рукой.
Главное из статьи
- Профессиональные компетенции — это набор умений и знаний, необходимых для работы. Они включают в себя hard и soft skills, а также мотивацию.
- Оценка профессиональных компетенций влияет на уровень зарплаты и карьерный рост.
- Компетенции проявляются в реальных задачах. Уже на собеседовании вы можете оценить скорость мышления и навыки коммуникации.
- Для каждой должности есть набор профильных компетенций, но есть компетенции, которые важны сразу для многих профессий. И разработчику, и психологу пригодятся навыки презентации и коммуникации.
- В конструкторе iSpring Suite можно создать корпоративные курсы на основе ваших регламентов и каталогов.
- С помощью платформы iSpring Learn вы можете автоматизировать обучение персонала и оценку компетенций.
- Инструменты iSpring легко интегрируются в корпоративный портал, чтобы хранить все данные о команде в одном месте.