Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Бывает так: компания создаёт онлайн-курс с интересным сюжетом, красивым дизайном и элементами игры, а сотрудники всё равно саботируют обучение. Грустно.

Почему курсы не проходят и как это исправить, рассказала автор бестселлера «Живое обучение» Елена Тихомирова. Вы узнаете, по каким причинам люди бросают обучение чаще всего, как разжечь их интерес, удержать внимание внутри курса и помочь пройти его до конца.

Смотрите запись вебинара Елены Тихомировой или читайте конспект ниже

Причина 1. Начали импульсно

В чём проблема. Сотрудники с жаром начинают учиться, а потом буксуют и бросают курс. Не хватает мотивации. Обычно это происходит в компаниях, в которых открытая библиотека курсов и доступ свободный.

Человек видит интересную тему и тут же открывает курс. Им движет благородный порыв — стать лучше и что-то поменять в своей жизни. Со временем запал проходит. Появляются неотложные дела. Загруз на работе, ребёнок приболел, увлёкся бачатой — отговорок много. А курс так и лежит в отложенных.

Решение. Чтобы привить сотрудникам интерес к учёбе, расскажите подробнее о курсе: чем полезен, сколько займёт времени, есть ли практика, можно ли пропускать или переносить занятия. Это можно сделать в рассылке или на общем собрании. Так сотруднику проще оценить свои силы и взвешенно принять решение: записываться на курс сейчас или позже.

Ещё по теме:

Причина 2. Нет времени

В чём проблема. Бывает, что у сотрудника действительно большая нагрузка и времени на обучение просто не хватает. Но чаще это вопрос приоритетов: человек не хочет двигать что-то в расписании или от чего-то отказаться ради курсов.

Другая проблема — люди бы и рады учиться, но им сложно спланировать график. Поэтому они откладывают обучение.

Решение. Помогите сотрудникам всё спланировать. Здесь два способа. Например, можно выделить несколько часов на обучение в рабочем дне. Тогда людям не придётся перекраивать свой график.

Другой вариант — указать на старте обучения, сколько времени оно займёт, и дать возможность внести событие в календарь.

Причина 3. Страшно начать что-то новое

В чём проблема. Иногда люди боятся начинать курсы. У каждого свои демоны: от «не хватит времени» до «не справлюсь». Особенно сложно решиться людям в возрасте, которые привыкли работать по старым лекалам и не спешат от них отказываться.

Решение. Чтобы сотрудникам было проще развить привычку учиться, достаточно поделить объёмные курсы на небольшие части. Ещё важно подбадривать коллег и отмечать их достижения. Например, раз в месяц присылать дайджест с пройденными курсами, хвалить за успехи и отвечать на вопросы. Так им будет легче справляться со своими страхами и не бросать начатое.

Ещё по теме:

Причина 4. Нет сил

В чём проблема. Учиться непросто. Для этого нужны силы, время и желание. Если сотрудника выжали на работе, а потом отправили штудировать курс, вряд ли он что-то запомнит.

Решение. Проводите обучение, пока сотрудники не истощены. Например, в выходные или начале рабочего дня. Если это невозможно, сместите фокус в курсе с теории на практику. Задания помогают взбодрить человека, удержать внимание, сформировать навык и повысить вовлечённость в обучение.

Ещё по теме:

Причина 5. Не видят пользы в обучении

В чём проблема. Курсы появляются, потому что компании нужно чему-то сотрудников обучить: технике безопасности, методам продаж или принципам работы. Эти курсы важны для бизнеса, но совершенно не возбуждают в сотрудниках желание их пройти.

Решение. С самого начала расскажите, чем полезно обучение и как упростит жизнь сотрудников. Стройте курс на примерах с работы.

Важно, чтобы сотрудники как можно раньше применили полученные знания на практике. Поэтому добавляйте задания, которые помогут сформировать полезный в работе навык.

Причина 6. Обучение слишком простое

В чём проблема. Люди часто переоценивают свои знания и по этой причине бросают курсы, если они кажутся поверхностными. Хотя на самом деле в них есть полезный материал. Бывает и наоборот — сложные темы пугают новичков и мешают решиться начать курс.

Решение. Если вам нужно объяснить одну тему новичкам и опытным сотрудникам, поделите курс на уровни сложности или сделайте два отдельных проекта.

Ещё по теме:

Причина 7. Не понимают, что обучение — это труд

В чём проблема. Некоторые сотрудники записываются на обучение, потому что ищут серебряную пулю. У них есть иллюзия, что курс как по волшебству изменит их жизнь и решит все проблемы. Но чуда не случается. Чтобы что-то изменить, приходится пахать. А к этому готов не каждый. В итоге разочарование растёт, и курс бросают.

Решение. Чтобы увеличить вовлечённость в обучение, не давайте ложных надежд и обещаний. Перед обучением расскажите, на какой результат могут рассчитывать сотрудники.

Упрощать и приукрашивать тоже не стоит. Объясните сотрудникам, какая ждёт нагрузка и сколько времени займёт обучение, чтобы они смогли оценить силы.

Ещё по теме:

Причина 8. Столкнулись с конфликтом убеждений

В чём проблема. Если информация в курсе противоречит установкам сотрудника, скорее всего, он станет саботировать обучение. Воспринимать информацию, которая противоречит убеждениям, сложно, это требует открытости к новому. Не каждый к такому готов.

Решение. Проанализируйте курс и найдите спорную информацию, которую ваши сотрудники могут воспринять с напряжением. Постарайтесь сбалансировать этот фрагмент, сгладить острые углы, избегайте категоричных формулировок. Например, в спорном разделе можно выстроить диалог: признать право на другую позицию и аргументировать свою.

Причина 9. У курса нет чёткой структуры

В чём проблема. Структура — это порядок. Она помогает придать курсу форму. Без структуры курс — просто подборка материалов, со структурой — образовательный продукт.

Структура невидима сама по себе, но влияет на содержание курса, его ритм и восприятие. Если структуры нет, курс выглядит нелогично — сотруднику сложно разобраться в материале.

Решение. Выстраивайте структуру в зависимости от целевой аудитории. Если делаете курс для стажёров, вначале объясните все термины. А с опытными сотрудниками можно сразу переходить к делу.

Общая рекомендация по структуре курса: объясняйте от простого к сложному, постепенно наращивая знания сотрудников. Настройте модули курса так, чтобы следующий открывался только при завершении предыдущего, чтобы сотрудники не прыгали по материалу и ничего не пропустили.

Ещё по теме:

Причина 10. Обучаются в одиночку

В чём проблема. Учиться одному тяжело. Некому задать вопрос, обсудить тему или посоветоваться. В итоге люди буксуют или теряют интерес к учёбе.

Решение. Чтобы развеять чувство одиночества и повысить вовлечённость учащихся в процесс обучения, организуйте групповые активности. Это могут быть вебинары, воркшопы, ответы на вопросы в чате или комментариях. Взаимодействие с другими людьми должно занимать хотя бы 2% от общего объёма курса.

ЗДЕСЬ СТАНОВЯТСЯ ПРОФФЕСИОНАЛАМИ В ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ
СООБЩЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
ЗДЕСЬ СТАНОВЯТСЯ ПРОФЕССИОНАЛАМИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
освоить новую профессию
повысить квалификацию
пройти сертификацию iSpring