Электронный курс — это интерактивные учебные материалы в электронном формате. Компании используют их для того, чтобы сотрудники овладели новыми знаниями, навыками и умениями.
Так, например, вместо изучения скриптов сотрудник может научиться общаться с клиентом на диалоговом тренажёре. Это не только заинтересует новичка, но и снизит вероятность ошибки при общении с настоящим клиентом. Есть и другие форматы: от презентаций и обучающих скринкастов до интерактивных видеороликов.
Электронные курсы помогают не только сократить количество ошибок, но и снизить затраты на обучение. Если раньше компаниям приходилось тратить сотни тысяч рублей на командировки и офлайн-тренинги, то сейчас один специалист по обучению может упаковать материалы в курс и назначить сотрудникам по всей стране.
В этой статье мы разберёмся, какие виды электронных курсов существуют, в чём особенность каждого и как создать свой курс для компании.
Виды электронных курсов
Электронный курс может содержать любой контент, воспроизводимый на компьютере или смартфоне.
Вот базовые типы обучающего контента, которые чаще всего используют в онлайн-обучении:
- тексты
- видеоролики и видеоинструкции
- презентации
- подкасты
- таблицы
- схемы
- чек-листы
- памятки
Но это может быть и интерактивный контент, например:
Квизы. Быстрые тесты с простыми вопросами. Они помогают закрепить суть курса и подсветить самые важные детали.
Например, вовлекающий квиз сделала студия Training Film — за 20 минут можно проверить теоретическую подготовку любого менеджера по продажам и понять, где он «провисает».
Диалоговые симуляторы. В них вы сможете смоделировать ситуацию, которая может возникнуть на рабочем месте, к примеру, недовольный клиент в салоне сотовой связи. В такой ситуации сотрудник обучается без давления — он может ошибаться и видеть последствия своих ошибок, без рисков для компании.
Например, компания «СИМСОФТ», занимающаяся разработкой онлайн-курсов для компаний, создала серию тренажеров для отработки навыков общения: для менеджеров по продажам, медицинских представителей, администраторов и сотрудников охранных предприятий.
Электронные книги. Это могут быть как небольшие учебные пособия, так и полноценные учебники с большим количеством теоретической информации и практической частью.
Интерактивные видео. Во время просмотра пользователя просят ответить на вопрос или кликнуть в нужную часть экрана. Такие ролики интереснее проходить и сотрудник лучше погружается в материал.
Пример интерактивного видео — обучающий ролик Самсунга, в котором компания показывает, как пользователю лучше работать с камерой, чтобы упростить фотографирование и съёмку видео:
Симуляторы в VR и AR. Подобные симуляторы помогают новичку почувствовать себя на рабочем месте ещё до того, как сотрудник вступил в должность или получил допуск к рабочему месту.
Такие симуляторы особенно важны при обучении специалистов, которые работают с крупной инфраструктурой или отвечают за здоровье людей. Они позволяют многократно практиковаться, привыкнуть к сложным ситуациям и научиться принимать решения спокойно и разумно..
К примеру, компания РЖД выпустила VR курс для электромехаников:
В зарубежных компаниях также используют VR-игры для обучения новичков. В компании KFC создали игру про то, как правильно готовить фирменного жареного цыплёнка.
Микро-курсы. Чаще всего представляют курсы с большим количеством «маленьких кусочков» контента: небольших статей, роликов на 5–15 минут, схем и памяток. Хорошо подходят для тех, кто всегда занят и не может тратить много времени на освоение новых навыков и профессиональное развитие.
Иногда такой курс может содержать всего одно крупное занятие, которое состоит из теоретического контента (текста, видео, картинок) и последующего теста для проверки знаний. Такой микро-курс проходят за 20–40 минут. Если от специалиста не требуются глубокие знания и ему можно поверхностно освоить тему, такой формат замечательно подойдёт.
Хороший пример курса, состоящего из одного-единственного занятия, сделали специалисты компании ПИК. В нём они рассказали менеджерам по продажам самую важную информацию об отопительных приборах и объяснили, как, не обманывая клиента, продавать ему определённые типы приборов:
Новичку не нужно сразу изучать новые продукты компании и хорошо разбираться в отопительных приборах. Достаточно разобраться в плюсах, минусах и особенностях подключения. Курс помогает решить эту задачу — при разработке отбросили лишнее и добавили диалоговый тренажёр для проверки полученных знаний.
Как выстроить курс
Чтобы ваш курс был простым и цеплял сотрудников, следуйте по понятному для них сценарию. Чтобы вам было легче, мы подготовили понятную инструкцию и по пунктам разобрали схему строения электронного курса.
- Сделать блок с важной информацией. Представьте, что специалист по обучению в вашей компании присылает ссылку на материал и говорит «Пройди курс до вечера», не погружая вас в контекст.
Вы переходите по ссылке, а там 100500 слайдов с непонятными сокращениями, сложной информацией, которая, к тому же, никак не относится к вашей должности. Возникает вопрос — зачем это проходить и почему нужно успеть до вечера?
Начните курс с информации, которая важна для человека. Это сильно упростит начало обучения.
Вот что нужно сделать во вводном блоке:
- объяснить, в чём суть курса
- рассказать, зачем проходить курс
- показать содержимое
- объяснить, из чего состоит курс, какие итоговые тесты нужно пройти
Всё это хорошо задаст контекст. Даже если сотрудник не понимал смысл курса, вводный блок объяснит это.
- Дать инструкцию по прохождению. На старте лучше объяснить, какие кнопки за что отвечают, есть ли подсказки и как вернуться к предыдущему вопросу. В идеале эта часть должна ответить на все вопросы по интерактиву, чтобы курс могли пройти даже люди, совсем незнакомые со смартфоном и компьютером.
Важно не вставлять этот блок бездумно. Многие компании отлично обходятся и без него. Всё зависит от аудитории, для которой вы создаёте курс. В курсе для разработчиков или веб-дизайнеров, скорее всего, подобная инструкция вряд ли пригодится. А вот если курс будут проходить сотрудники в возрасте, у которых нет смартфона или компьютера, им такое объяснение будет необходимо.
К примеру, в своих курсах компания Tele2 кратко объяснила, что нужно делать, какие кнопки за что отвечают и какие моменты следует запомнить:
- Обозначить цели и выгоду сотрудника. Объясните сотруднику, как курс поможет ему в работе. Это может быть условием для повышения, возможностью взяться за новый и интересный проект или увеличить производительность.
В курсе компании БК-тренинг для этого выделили 6 слайдов, в них докторам объясняют, зачем им необходимо обучение и какие навыки они освоят.
4. Загрузить разнообразный контент. Не зацикливайтесь на тексте. Используйте инфографику, схемы, таблицы и даже мемы, если это уместно. Можно записать подкаст или сделать видео — их будет интересно смотреть и слушать.
Можно использовать интерактивные элементы для повышения вовлечения в процесс обучения.
Компания ПИК, например, в одном из курсов создала интерактивную карту, в которой информация появляется при нажатии на маркер.
По такому же принципу работает методичка, рассказывающая о том, как устроен пылесос Cleaner Pro-15:
Создавать такие курсы можно в конструкторе iSpring Suite. В нём доступно 14 видов интерактивностей для проверки знаний сотрудников.
В идеальном варианте контент должен быть предоставлен и текстом, и аудио, и видео — так, чтобы его можно было и читать, и слушать. Но так делают редко: подобный подход требует немалых трудозатрат.
- Проверьте знания на практике или с помощью теста. Тест или диалоговый тренажёр поможет проверить, насколько работник внимательно изучил курс и хорошо усвоил новый материал.
Хороший пример теста есть в курсе Шереметьево, рассказывающем о типах инвалидности о том, как правильно работать с пассажирами, нуждающимися в помощи:
- «Саммари» — подвести итоги по каждому блоку. В 1–2 экрана должна помещаться самая важная информация. Их количество не ограничено — в небольших курсах их может быть два или три, в огромных — десятки.
- Рассказать, что делать дальше. Если вы хотите, чтобы сотрудник оставил обратную связь, либо обсудил курс с коллегами, укажите это в курсе. Оставьте ссылку на опрос или объясните, когда стоит ждать следующий курс.
Оставьте ссылки на ресурсы и формы для отчётов. Объясните, кого из коллег должен найти человек, прошедший курс, и что он должен рассказать своему коллеге. Можно прикрепить файл, который нужно будет изучить или заполнить.
Помните, этот список — лишь набор рекомендаций для тех, кто заказывает курсы или создаёт их самостоятельно для своих сотрудников.
Читайте также по теме:
Как организовать онлайн-курсы в компании: пошаговая инструкция
Плюсы и минусы электронных курсов
Курсами пользуются тысячи компаний, но это не значит, что он принесёт пользу вашей компании. Поэтому стоит изучить плюсы и минусы такой организации обучения.
Плюсы электронных курсов
Электронные курсы выгоднее чем офлайн. Когда в компании множество филиалов и тысячи сотрудников по всей стране, командировки могут стоить несколько миллионов рублей в год. Электронные курсы помогают решить эту проблему — не придётся оплачивать их перелёты и гостиницы, не понадобится выстраивать и постоянно корректировать план обучения.
Даже один тренер может разработать курс, по которому смогут учиться несколько сотен сотрудников. Со временем информация в курсе может устареть, но курс можно будет актуализировать, заменив часть контента.
Можно выстроить своевременную и удобную систему обучения. Электронные курсы можно загружать на платформы для дистанционного обучения и отслеживать успешность прохождения курсов. Руководитель сразу видит, кто саботирует обучение, а кто тянется к знаниям. На основе этих данных можно формировать кадровый резерв.
Курсы помогут сохранить знания внутри компании. Сотрудники могут сами создавать учебные материалы, которые будут полезны другим сотрудникам. Материалы останутся в компании даже после ухода эксперта.
Легко освежить знания — материалы всегда под рукой. Если сотрудник что-то забудет, а рядом не окажется опытного коллеги, ему будет намного проще найти нужную информацию и решить рабочую задачу. Кроме того, курсы можно проходить в любое время, например по дороге с работы домой. Это не занимает много времени и к ним всегда можно вернуться, если нужно сделать паузу.
Минусы электронных курсов
На создание курсов нужно больше времени, чем на офлайн-обучение. Чтобы подготовить вовлекающий курс, нужно изучить ЦА, найти материалы, продумать сценарий и сделать контент. На создание сложного курса с видео и интерактивом может уйти до нескольких месяцев.
Курсы нужно регулярно поддерживать актуальными. Для этого вам потребуется команда, которая будет оперативно менять информацию, если вышли какие-то новые поправки в закон или изменения в регламентах. Этим может заниматься и 5, и 10 сотрудников.
Не всем компаниям подойдут электронные курсы. Бывает так, что сотрудники работают на режимном объекте, и им запрещено пользоваться смартфонами на территории предприятия, поэтому они ходят с кнопочными телефонами и могут не разбираться в гаджетах.
В некоторых компаниях онлайн-обучение является обязательным, но для этого нет условий. Например, когда у сотрудников нет свободного доступа в интернет, а проходить курсы надо. В таком случае, отделу обучения приходится приглашать сотрудников в офис или в крайнем случае проходить курсы за них.
Какие курсы создают клиенты iSpring
Систему дистанционного обучения используют компании из разных отраслей — от продаж до производства. СДО пригодится бизнесу, который хочет дистанционно прокачивать сотрудников во всех филиалах, чтобы они работали по единым стандартам, допускали меньше ошибок и не теряли клиентов.
«Kcell»
- 600 сотрудников стали «экспертами продаж».
- Cоздали 150 курсов за пару лет.
- Обучили 1300 сотрудников за 2022 год.
- 90% сотрудников стали отличниками и знают продукцию наизусть.
«КазМунайГаз»
- Свели к нулю инциденты на производстве.
- Обучают большее 1600 сотрудников.
- Ввели адаптационный курс и повысили результаты сотрудников.
- Проверяют обученность сотрудников с помощью сертификатов и QR-кодов.
«Модульбанк»
- Сократили срок адаптации с 3 до 2 месяцев.
- Вдвое снизили текучесть на испытательном сроке: с 38 до 19%.
- Ускорили аттестацию сотрудников: с 2 недель до 1 дня.
- Обучают 400 сотрудников по единым стандартам.
«ЭкоНива»
- Синхронно обучают 700 техников из 26 регионов.
- Создали единую базу знаний компании.
- Автоматизировали сертификацию сотрудников.
«Современные горные технологии»
- Обучают 1 200 механиков онлайн.
- В два раза сократили текучесть персонала: с 38 до 19%.
- На 29% сократили количество ошибок при работе с техникой.
- Создали единую базу знаний в компании.
«ФораФарм»
- Одновременно обучают 250 провизоров по России.
- Проводят аттестацию сотрудников за день вместо месяца.
- Помогают новичкам освоить стандартные работы за 2 недели.
- Сделали единую базу препаратов, доступную 24/7.
Как создать электронный курс с iSpring
Если вы хотите создавать электронные курсы и делиться ими с сотрудниками, то вам поможет конструктор iSpring Suite, созданный на базе Microsoft PowerPoint. Если вы умеете создавать презентации в PowerPoint, то вы уже умеете создавать курсы в iSpring Suite.
Вы сможете добавлять изображения, видео и аудио, чтобы сделать обучение более наглядным и увлекательным. Встроенная Библиотека контента поможет вам при создании курсов. В ней вы найдёте шаблоны курсов, конструктор нарисованных персонажей, бытовые предметы, а также готовых персонажей.
У iSpring Suite есть бесплатный демо-доступ на две недели, чтобы вы могли протестировать все функции конструктора.