Мы уже рассказывали, что такое ассесмент-центр и зачем он нужен. Если коротко, проведение ассесмента помогает оценить навыки, способности, личностные качества и потенциал действующих сотрудников или кандидатов на определённую должность. Существует четыре вида ассесмента:
- Диагностический — анализирует текущие навыки и проблемные области сотрудников.
- Развивающий — определяет потенциал сотрудника для роста и развития.
- Стратегический — оценивает соответствие личных целей сотрудника и стратегии компании.
- Ассесмент самопознания — помогает сотрудникам лучше понять себя и свои возможности.
В этой статье расскажем, что важно учесть при проведении ассесмент-центра, и рассмотрим шаги ассесмента по порядку.
Этап 1. Планирование и подготовка
На этом этапе ассесмента определяют цели, выбирают методы и критерии оценки.
Представим, что компания решила провести ассесмент, чтобы выбрать нового руководителя отдела маркетинга. Вот как этап планирования и подготовки может выглядеть в этом случае.
Как холдинг S8 Capital планирует и проводит ассесмент новых сотрудников
S8 Capital — многопрофильный российский холдинг, в который входят разные компании: от производителя лифтов до виртуального оператора мобильной связи. Самый крупный бизнес холдинга — распространитель государственных лотерей «Столото».
С 2015 года онбординг в «Столото» проходил так: на онлайн-курсе новичков знакомили с деятельностью компании, устройством лотерей и помогали влиться в работу. Это обучение подходило не всем:
- Сложно освоить самостоятельно. Лотереи — довольно специфическая тема для стандартного тренинга: у новичков появлялись вопросы, и многим требовалось живое общение с экспертами.
- Невозможно проверить эффективность. Курс автоматически назначался каждому новому сотруднику, но компания не получала обратной связи об эффективности обучения.
- Затратно по времени. К 2017 году количество сотрудников заметно выросло. У тренинг-менеджеров стало уходить слишком много времени на «ручное» обучение новичков.
В компании решили обновить систему обучения, чтобы знания и навыки новичков точно соответствовали должностным требованиям. Для этого в «Столото» выбрали платформу iSpring, которая привлекла организаторов курса по нескольким причинам:
Интуитивно понятный интерфейс. С ним справится даже неопытный пользователь, а ещё его можно кастомизировать под корпоративный стиль.
Подробная аналитика в пару кликов. iSpring собирает детальную статистику и помогает отслеживать успехи в обучении. Можно контролировать уровень подготовки отдела в целом и рейтинги успеваемости и прогресс каждого сотрудника.
Конструктор онлайн-курсов iSpring Suite. С его помощью можно быстро создавать курсы, тесты, диалоговые тренажёры и видеолекции — и всё это на основе хорошо знакомого PowerPoint.
За несколько лет экспериментов в компании нашли формулу сбалансированной адаптации новичков. Сейчас она длится 3 месяца и делится на несколько этапов. На каждом из них сотрудники отдела внутреннего обучения получают автоматические отчёты с результатами. С новой системой обучения произошли позитивные изменения в жизни холдинга:
- Пошаговая адаптация помогает новичкам не резко «нырять» в обилие необходимой информации, а плавно погружаться по мере личного прогресса.
- Обратная связь на каждом этапе помогает в режиме реального времени обновлять и улучшать обучающие материалы.
- Автоматизация разгрузила сотрудников отдела внутреннего обучения, у них появилось дополнительное время на другие задачи.
Этап 2. Проведение ассесмента
Второй из четырёх шагов — непосредственно ассесмент. День разбивается на несколько этапов.
Ещё по теме:
- Анкетирование сотрудников организации: какие инструменты помогают узнать всё о своей компании
- Оценка персонала: как она помогает организациям расти
- Как создать онлайн-тест в iSpring Suite
Как в торговой сети «Да!» проводят ассесмент
В сети магазинов «Да!» работает более 3000 сотрудников — линейный персонал и менеджеры. Независимо от должности сотрудникам нужно знать ассортимент, запоминать коды продуктов, уметь раскладывать товар, обращаться с кассой.
Времени на обучение у сотрудников мало, поэтому нужен был простой и эффективный способ адаптировать новичков и давать актуальную информацию опытным сотрудникам так, чтобы не перегружать их знаниями и не отвлекать надолго от работы. Платформа iSpring подошла идеально по всем параметрам:
Простота и скорость. Простая и интуитивно понятная платформа позволяет быстро донести до новичков базовые знания или передать опытным сотрудникам информацию о нововведениях.
Мобильное приложение. Сотрудники могут смотреть уроки в метро или во время обеденного перерыва. Вся необходимая информация у них всегда под рукой — можно в любое время найти и уточнить нужные моменты.
Видео. Большинство уроков представлены в видеоформате. Все ролики довольно короткие, можно быстро посмотреть, запомнить все действия и повторить.
Тесты. Для работы с кассой нужно знать коды товаров. Их около 180, они часто меняются. Чтобы сотрудникам было легче их запоминать, в компании сделали тесты: человек видит на экране продукт и должен ввести код. Проходить этот тест можно много раз — пока не запомнятся все номера.
Закрепление. В магазины регулярно приезжают тренеры и проводят занятия с новичками. Но теперь перед очным тренингом сотрудников предупреждают, какие курсы им нужно обязательно изучить. Так они приходят на занятия уже подготовленными, и тренинги проходят более эффективно.
Сотрудники говорят, что работать стало удобнее — в кармане есть полная база необходимой информации. Всегда можно посмотреть, как проверить подлинность купюр, чем отличается выкладка товара в одном отделе от другого или как правильно мыть печь после окончания рабочего дня. Из-за разнообразия форматов сотрудники активнее проходят курсы: смотрят обучающие видео, сдают тесты и решают интерактивные задачи.
Этап 3. Анализ и оценка данных
После завершения мероприятия HR-специалисты и команда собирают все данные, полученные на этапах ассесмент-центра: результаты интервью, симуляторов, тестов, оценки наблюдателей. Дальше данные анализируют и сравнивают с критериями, установленными на этапе планирования и подготовки ассесмента.
Как в компании Kcell оценивают результаты сотрудников по итогам ассесмента
Kcell — крупнейший оператор сотовой связи Казахстана. Об iSpring в компании узнали 8 лет назад. Тогда перед тренерами Kcell стояла серьёзная задача — обучить 600 новых сотрудников из департамента продаж и обслуживания: сотрудников call-центра, менеджеров по продажам, специалистов абонентского отдела.
Компания в это время только запустила новое бизнес-направление — продажи смартфонов. По всему Казахстану открылись десятки магазинов. Сотрудники должны были знать всё о технических особенностях гаджетов, поступивших в продажу, чтобы помочь покупателям сделать правильный выбор. Именно курсы о гаджетах в первую очередь и разместили в iSpring.
Сотрудникам сразу понравилось, что в LMS от iSpring легко разобраться — для этого не нужно читать многостраничную инструкцию. Ещё один плюс: все курсы в свободном доступе. Всегда можно вернуться и повторно изучить нужный материал. Всего с 2015 года в компании создали 150 электронных курсов на платформе iSpring и постоянно добавляют новые, потому что информация по продуктам часто обновляется.
Уровень подготовки продавцов проверяется регулярно. Система мониторинга состоит из трёх этапов:
- Тайные покупатели, которые приходят в магазины и задают вопросы о технических характеристиках гаджетов.
- Оценка работы консультанта менеджерами.
- Ежемесячное тестирование через iSpring Learn.
Когда в iSpring Learn появилась геймификация, учить и учиться стало ещё интереснее. Медали за прохождение курсов повлияли на мотивацию и вовлекли в обучение даже тех, кто воспринимал eLearning с неохотой.
Этап 4. Обратная связь
После анализа и оценки данных проводят обзор результатов каждого кандидата или сотрудника и готовят материалы для обратной связи: отчёты, анализы, рекомендации. Все эти результаты обсуждают во время индивидуальной встречи с испытуемым. На этой встрече:
- Подчёркивают позитивные аспекты и обсуждают области, которые необходимо улучшить.
- Объясняют принятое решение — о найме, отказе, повышении и пр.
- Формируют план дальнейших шагов для улучшения компетенций и развития сотрудника.
Как в компании «ЧЕТРА» проводят ассесмент и работают с обратной связью после оценки
«ЧЕТРА» — российский бренд спецтехники и сбытовая компания, входящая в состав «Тракторных заводов». До пандемии в концерне практиковалось целевое обучение, что было затратно по времени и финансам. Во время локдауна в 2020 году в компании попробовали платформу iSpring Learn и работают с ней до сих пор. Вот что «ЧЕТРА» особенно ценит в iSpring:
Простота. Создавать курсы и выкладывать их на платформу можно в любой момент без помощи IT-менеджера.
Контроль и аналитика. Всегда можно посмотреть, какие сотрудники прошли курс, как справились с тестом, сделать срез по группам и создать отчёт.
Больше знаний. Обучение из эпизодического стало непрерывным. Сотрудники каждый месяц изучают что-то новое, а раз в полгода повторяют пройденные курсы.
Разные траектории. Траектория, по которой обучается менеджер, зависит от того, что именно он продаёт — он изучает только те товары, на которых будет специализироваться.
Пожелания команды. В компании регулярно собирают обратную связь от сотрудников: каких курсов им не хватает, какую тему они хотели бы изучить. Эти заявки учитывают при разработке новых программ.
Мотивация учиться. Вначале у сотрудников был психологический барьер. Им казалось, что курсы — это что-то навязанное сверху, бесполезное. Но теперь, как только команде назначают новый курс, 50% людей проходят его сразу же, а к концу месяца прохождение превышает 90%. Самые активные и прилежные ученики получают подарки за свои усилия.
Как iSpring Learn помогает при проведении ассесмента
Платформа для дистанционного обучения iSpring Learn предлагает обширные возможности для проведения ассесмента:
Создание и управление оценочными заданиями. iSpring Learn позволяет создавать тесты и анкеты, настраивать ценность вопросов при учёте баллов и задавать условия прохождения тестов. А ещё на платформу можно быстро добавлять новых участников, предоставлять им доступ к тестам и отслеживать их активность.
Оценка и анализ результатов. Платформа предлагает инструменты для мониторинга прогресса и составления отчётов о результатах ассесмент-центра. Собранная в iSpring Learn детальная статистика позволяет оперативно оценивать производительность каждого сотрудника.
Персонализированное обучение и развитие. Опираясь на результаты ассесмента, iSpring Learn помогает разрабатывать индивидуальные планы развития сотрудников, чтобы курсы были актуальны и интересны каждому конкретному специалисту на конкретной должности.
Зарегистрируйте 14-дневный пробный аккаунт и оцените все возможности системы бесплатно. Получить доступ →
Подведём итоги
В таблице мы кратко обобщили все этапы структуры ассесмента:
Этап | Цель | Задачи | Особенности |
---|---|---|---|
1. Планирование и подготовка | Определение целей и ожиданий. | Разработка стратегии, выбор методов и инструментов. | На этом этапе нужно установить параметры оценки, сформировать команду и ресурсы. |
2. Проведение ассесмента | Сбор данных и информации. | Проведение интервью, анкетирование, наблюдение. | На этом этапе нужно убедиться в честности и объективности сбора данных, соблюсти конфиденциальность. |
3. Анализ и оценка данных | Обработка полученной информации, представление результатов. | Сравнение данных, выявление трендов и паттернов, формирование отчётности, интерпретация данных. | На этом этапе данные анализируют с помощью статистических и аналитических методов, предоставляют конкретные и обоснованные выводы, оценивают соответствие целей и результатов ассесмента. |
4. Обратная связь | Предоставление информации участникам. | Обсуждение результатов, рекомендации по улучшению. | На этом этапе проводят конструктивное обсуждение, составляют план дальнейших действий на основе выводов и рекомендаций. |