При организации обучения компании часто сталкиваются с проблемой — низкой мотивацией сотрудников. Например, никто не хочет посещать семинары и лекции, потому что они скучные. Из-за этого падает эффективность обучения, ведь полезный для развития бизнеса процесс превращается в обязательство, которое выполняется из-под палки.
Решить проблему может геймификация обучения — применение игровых механик, которые повышают вовлечённость и мотивацию сотрудников. В статье расскажем о способах геймификации обучающего контента. Вы узнаете про пользу и вред этого подхода и изучите реальный опыт внедрения игровых механик крупными компаниями.
Польза геймификации корпоративного обучения
Компании применяют геймификацию, чтобы:
- Ускорить процесс обучения. За счёт интерактивности заданий и эмоционального вовлечения учащихся игровые элементы помогают быстрее запоминать информацию. Не придётся зубрить теорию, которая забудется без регулярного повторения материала.
- Наладить связи между сотрудниками. Соревновательный элемент и совместное решение задач укрепляют отношения в коллективе, положительно влияют на продуктивность командной работы.
- Повысить вовлечённость персонала. Геймификация помогает мотивировать сотрудников на развитие. Например, с помощью системы достижений и таблицы лидеров можно увидеть темпы своего развития на фоне других участников обучения.
- Сделать утомительную задачу увлекательной. Скучные лекции и монотонные обучающие видео не могут долго удерживать внимание аудитории. Геймификация помогает разнообразить учебный процесс, сделать его интереснее.
Таким образом, игровые элементы повышают эффективность обучения. Сотрудники охотнее проходят курсы, быстрее запоминают, усваивают материал и активнее развиваются в компании.
Читать подробнее по теме:
22 книги по геймификации в бизнесе и обучении персонала в 2024 году
Геймификация и игровое обучение: в чём разница?
Как геймифицировать обучение персонала
Есть несколько способов добавить игровые элементы в процесс корпоративного обучения. Все они помогают разнообразить учебные материалы и вовлечь сотрудников в прохождение курсов.
Система очков
Участники получают баллы за выполнение заданий, просмотр курсов, прохождение тренажёров и тестов. Очки накапливаются и отражают прогресс сотрудников — можно оценить свои успехи относительно других коллег.
Очки можно использовать для зачёта в рейтинге лидеров или для покупки приятных бонусов в магазине компании — к примеру, пиццы или мерча.
Бейджи
Значки, медали и бейджи — это виртуальные награды, которые выделяют участников обучения на фоне коллег. Сотрудники могут получать их, когда:
- набирают определённое количество очков;
- завершают модуль или курс;
- осваивают навык или подтверждают его с помощью тестов.
Виртуальные значки будут видны остальным участникам обучения. Желание украсить ими профиль стимулирует сотрудников на здоровую конкуренцию. Например, команда может заметить, что их коллега завершил курс по тайм-менеджменту и получил соответствующий бейдж. Это подтолкнёт их тоже пройти курс.
Рейтинг
Таблица, в которой весь персонал ранжируется по количеству очков или среднему баллу обучения. Её преимущество — наглядность. Сотрудники могут без труда определить, на каком месте они располагаются и сколько очков нужно, чтобы обойти своих коллег.
Рейтинги лучше всего работают внутри отделов, департаментов и рабочих групп. Сотрудникам интереснее соревноваться с теми, кого они знают и с кем взаимодействуют каждый день.
Рейтинги помогают администраторам и менеджерам увидеть, кто из сотрудников сильнее всего стремится к обучению и развитию, а кого устраивает текущее положение в компании.
Достижения
Это специальные отметки или награды, которые можно получить за успехи в процессе обучения. В отличие от бейджей, достижения уникальны: они присваиваются только одному сотруднику и не могут быть закреплены за остальными. Например:
- «Лидер-2024» — за первенство в рейтинге обучения по итогам года.
- «Эрудит» — за прохождение пяти профильных курсов раньше других сотрудников.
- «Герой» — за самый высокий средний балл по курсам среди сотрудников.
Добавление достижений в процесс обучения помогает пользователям учиться эффективнее.
Игровые уровни
По мере прохождения обучения сотрудники открывают более высокие уровни с новыми учебными материалами. Метод создаёт ощущение прогресса и поддерживает интригу: учащимся интересно узнать, что произойдёт на следующем уровне.
Иногда игровые уровни совмещаются с грейдами должности. Тогда обучение получается более комплексным, например включает в себя десяток дисциплин и занимает от трёх месяцев до полугода. Но при такой системе переход на следующий уровень всегда сопровождается карьерным ростом.
Сюжетная линия
Интеграция сценария в программу обучения делает процесс получения знаний интереснее. Обычно нарратив объединяет модули или курсы в единую цепочку квестов.
Например, можно представить профессиональное обучение как миссию по предотвращению глобальной катастрофы, подготовку к колонизации планеты, кругосветное путешествие. Также можно ввести героя, вместе с которым сотрудник будет проходить уровни и продвигаться по сюжету.
Не обязательно отходить от реальной ситуации: события нарратива могут происходить в офисе или на предприятии. Тогда учащимся будет легче ассоциировать себя с героем повествования.
Сюжетная линия создаст эмоциональную вовлечённость. Сотрудникам станет интересно узнать, что их ждёт дальше. Поэтому они будут активнее учиться.
Обратная связь
В контексте геймификации под обратной связью следует понимать не разговор с HR-специалистами, а мгновенный отклик от платформы обучения. Например, если пользователь отвечает на вопросы теста, платформа должна сразу показать, правильно он ответил или ошибся.
Такой фидбэк помогает сотрудникам мгновенно увидеть результат своих действий, проанализировать ошибки и запомнить правильные ответы.
Как крупные компании используют геймификацию
Организации, которые внедрили элемент игры в материалы учебных курсов, добились повышенной эффективности обучения. Ниже пять примеров того, как разные компании использовали геймификацию.
Кейс 1. Pizza Hero от Domino’s Pizza
В 2011 году сеть пиццерий Domino’s Pizza разработала игру. В ней игрок учился готовить пиццу, экспериментировал с тестом, ингредиентами и начинкой. Рецепты пиццы и процесс приготовления были приближены к реальности: в игре всё так же, как на кухне в Domino’s Pizza.
Участники могли соревноваться друг с другом и делиться результатами в социальных сетях. Первые 5 000 игроков в таблице лидеров получили предложение устроиться в Domino’s Pizza. Расчёт был такой: поклонники игры уже знают рецепты сети и представляют, как выглядит процесс приготовления пиццы. Значит, они быстрее адаптируются к работе на кухне Domino’s.
Кейс 2. Подарки за курсы от S8 Capital
Многопрофильный российский холдинг S8 Capital применяет сразу несколько элементов геймификации:
- Интерактивное кино. Сюжет некоторых видеоматериалов зависит от выбора обучающегося. Такой формат сильнее вовлекает сотрудников компании в изучение материала и симулирует реальные ситуации, с которыми они могут столкнуться на работе.
- Магазин подарков. Сотрудники зарабатывают баллы за прохождение курсов и тестов. На эти баллы в корпоративном магазине можно покупать подарки, например одежду, аксессуары, книги и даже дейоффы. Возможность потратить баллы с пользой стимулирует желание сотрудников учиться.
Некоторые системы дистанционного обучения по умолчанию поддерживают магазины подарков. Например, на онлайн-платформе iSpring Learn магазин выглядит так:
Кейс 3. Сюжетная линия в курсах НЛМК
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) — крупнейшее металлургическое предприятие в России. В штате 55 000 человек, и их нужно постоянно обучать.
Чтобы обучение было интересным, НЛМК использует игровые элементы:
- Интеллектуальная игра. Комбинат раз в две недели организует поединки с Анатолием Лассерманом — виртуальным альтер-эго известного публициста. Сотрудник должен пройти тест без ошибок и победить Лассермана. Но это не так легко, ведь Лассерман знает всё и никогда не ошибается.
- Сторителлинг. Модули курсов связаны сюжетом: есть персонажи, локации, прописаны выборы между разными вариантами действий. Сотрудники сразу видят последствия, к которым приводят их решения. Например, курс «Пылегазоочистные и водоочистные установки» демонстрирует следующее: если проигнорировать проблему, может случиться глобальная экологическая катастрофа.
Кейс 4. 33 мини-игры от «Сбера»
В 2016 году «Сбер» создал игровой курс «Агент кибербезопасности», который обучает сотрудников основам cybersecurity. Изначально материал занимал 300 страниц текста, но «Сбер» превратил его в 33 мини-игры, которые можно пройти за два часа.
Курс объединяет общая сюжетная линия: игрок попадает в сверхсекретную лабораторию безопасности. За ограниченное время он должен выполнять типичные задачи по кибербезопасности, например:
- придумать надёжный пароль;
- предотвратить фишинговую атаку;
- выбрать безопасный канал, по которому можно отправить корпоративные данные.
За успешное прохождение каждой мини-игры сотрудники получают баллы, а также укрепляют виртуальный киберщит, который помогает отражать угрозы.
Кейс 5. Подготовка к пиковым часам от Burger King
В платформу обучения сети ресторанов Burger King интегрирован тренажёр с игровыми элементами. Он имитирует работу ресторана в период, на который приходится максимум клиентов.
У игроков есть всего пять минут, чтобы пройти миссию. Они перемещаются по трём локациям: кухне, подсобному помещению и залу — и выполняют всплывающие на экране задачи. Затраченное на каждую задачу время вычитается из пяти минут.
Цель тренажёра — закрепить порядок действий во время пиковых часов, чтобы сотрудники не замедляли работу ресторана.
Перед началом игры сотрудник изучает рабочие процессы и осваивает функции тренажёра. Это тестовая попытка, где можно ошибаться и пробовать разные варианты. Затем начинается миссия — её прохождение пойдёт в зачёт. По результатам игры тренажёр проанализирует действия обучающегося, укажет на ошибки и подберёт индивидуальную программу обучения.
Читайте подробнее по теме:
10 платформ для геймификации обучения сотрудников
Подводные камни геймификации
Компании, которые впервые вводят геймификацию в процесс обучения, часто совершают ошибки. Расскажем, в чём возникают проблемы и на что следует обратить внимание.
Переизбыток наград снижает их ценность
Если слишком часто вручать награды и бейджи, снизится их ценность для обучающихся. Когда даже незначительное действие предполагает награду, она перестаёт быть стимулом для достижения больших результатов. В итоге участники теряют интерес и мотивацию стараться.
Важно найти баланс в количестве и значимости наград, чтобы они воспринимались как нечто ценное и заслуживающее внимания.
Игра ради игры — это неправильно
Целью геймификации должно быть улучшение учебного процесса, а не отвлечение от него. Обучение, при котором участники заняты только накоплением игровых очков, бейджей и прочих наград, неэффективно. Сотрудники не получат нужные знания и навыки.
Задача геймификации — сделать материал более доступным для понимания, увлечь и стимулировать сотрудников. Следите, чтобы достигались именно эти цели.
Сложные системы мешают обучению
При разработке курса велик соблазн сделать сложную и многоуровневую систему наград, чтобы уж точно замотивировать всех сотрудников. Но любые сложности в процессе обучения могут снизить интерес учащихся.
Препятствием могут стать и системы для обучения, которые тяжело освоить. Если пользователь увидит непонятный интерфейс, то скорее уйдёт с платформы, чем будет в нём разбираться.
Процесс обучения должен быть простым. Чем легче освоить интерфейс и понять правила работы платформы, тем легче учащимся приступить к обучению. Они смогут сосредоточиться на получении новых знаний и навыков.
iSpring Learn — инструмент для геймификации корпоративного онлайн-обучения
Система управления обучением iSpring Learn позволяет ввести игровые элементы в систему развития персонала.
В LMS можно загрузить курсы с текстами, видео и интерактивными заданиями. Учащимся не придётся ждать ответов несколько дней, как это бывает при проверке тестов вручную. Вместо этого система сразу покажет результат. Сотрудники могут порадоваться правильному ответу или узнать, где допустили ошибки.
Для развития у персонала навыков коммуникации можно с помощью iSpring Suite создать диалоговый тренажёр, а затем загрузить его в iSpring Learn. В ходе тренировок компьютер будет симулировать типичные фразы клиентов, а учащийся — выбирать правильные варианты ответа.
Обучение на диалоговых тренажёрах особенно актуально в сфере услуг. Например, для официанта важно правильно встречать гостей и принимать заказ: от общения с посетителями зависит общее впечатление о заведении. А консультант в автосалоне должен владеть навыком допродажи, чтобы каждый клиент принёс компании больше прибыли.
Также платформа iSpring Learn поддерживает систему баллов. Сотрудники могут соревноваться в лидербордах и зарабатывать значки себе в профиль. Есть функция магазина наград, где учащиеся будут обменивать баллы на приятные мелочи. При этом компания сама решает, чем наполнить магазин. К примеру, это могут быть книги, сертификаты на обучение, мерч компании, купоны на пиццу или сокращённую пятницу.
Читать подробнее по теме:
10 платформ для геймификации обучения сотрудников
Кроме возможностей геймификации, iSpring Learn предоставляет все инструменты, необходимые для комфортного управления обучением. Администраторы могут отслеживать прогресс сотрудников по статистике: в отчётах зафиксировано, сколько модулей они прошли, какие ошибки допустили в тестах. Внутренний планер интегрируется с календарём событий, поэтому система знает обо всех учебных мероприятиях организации, даже об очных семинарах и лекциях.
Поэтому, если вы хотите облегчить организацию курсов, iSpring Learn даст вашим кадровикам сильный инструмент для развития персонала.
Оформить бесплатный демо-доступ к iSpring Learn на 14 дней →