Бывает так, что официальный руководитель не внушает коллективу доверия, зато в команде есть неформальный лидер — человек, который не занимает высокую должность, но люди идут за ним сами.
В статье рассказываем, в чём отличие формального лидера от неформального, какие бывают типы неформальных лидеров и как пульс-опросы выявляют скрытые лидерские качества сотрудников. В конце статьи вы найдёте советы, как руководителю взаимодействовать с неформальным лидером, чтобы укрепить атмосферу в коллективе и повысить эффективность компании.
Кто такой формальный лидер
Формальный лидер — это человек, который занимает официальную руководящую должность. Например, директор компании или глава отдела. Такой руководитель:
- Несёт ответственность за достижение целей и результатов компании.
- Имеет право выдавать указания подчинённым.
- Принимает стратегические решения.
- Организовывает работу коллектива.
- Контролирует выполнение задач.
- Принимает дисциплинарные меры в случае необходимости.
- Отвечает за эффективность работы подразделения.
- Всеми способами обеспечивает максимальную производительность команды.
Его влияние поддерживается организационными структурами, а также благодаря соблюдению корпоративной иерархии.
Кто такой неформальный лидер
Неформальный лидер — это человек, который не обладает официальной властью, но может влиять на других сотрудников из-за лидерских качеств, харизмы, опыта.
Неформальным лидером в коллективе может стать человек, у которого хорошо развиты профессионализм, эмпатия, умение мотивировать людей и находить общий язык с коллегами. Он часто становится лидером благодаря уважению и поддержке со стороны коллег, которые видят в нём авторитетного специалиста и идут за ним. При этом такой сотрудник не несёт ответственности за действия коллектива.
Неформальный лидер может появиться в компании по разным причинам:
- Стечение обстоятельств — в случае форс-мажора, когда официального руководителя нет.
- Экспертность сотрудника — у коллеги богатый опыт, развиты профессиональные навыки, он готов помочь в любой ситуации.
- Неправильная стратегия или недостатки характера у начальства — коллектив недоволен официальным руководителем и выбирает лидером другого человека.
- Недостаток навыков или опыта у формального лидера — более опытный сотрудник берёт на себя функцию руководителя.
- Использование одного стиля управления долгое время — сотрудники начинают искать альтернативу, чтобы адаптироваться к изменяющемуся миру.
Вот в чём заключаются основные различия между формальным и неформальным лидером:
Формальный лидер | Неформальный лидер | |
Официальная власть и позиция | Обладает ими | Не обладает ими |
Источник власти | Получает власть от компании или своей официальной позиции | Завоёвывает власть на основе индивидуальных достижений и черт характера |
Происхождение и признание | Назначается или избирается на должность | Приобретает авторитет благодаря своим навыкам и качествам |
Управление и контроль | Имеет больше возможностей для управления и контроля | Возможности контроля ограничены персональными воздействиями и убеждениями |
Продолжительность лидерства | Может иметь ограничение по времени | Может оказывать влияние даже после ухода с официальной позиции |
Читать по теме:
- Матрица 9 box grid как метод оценки потенциала
- Зоны роста сотрудника: 5 ключевых направлений
- Обучение руководителей и управленческого персонала: методы и инструменты
Типы неформальных лидеров
Существует несколько типов неформальных лидеров. Однако важно помнить, что в каждом человеке в разных пропорциях сочетаются качества всех типов. При целенаправленной работе лидерские стили успешно развиваются, даже если изначально они не были характерны для человека.
В системе iSpring используют пять лидерских стилей.
Доминант
Идеальный кризис-менеджер. Его основные характеристики:
- Целеустремлённый, способен эффективно действовать в сложных ситуациях.
- Умеет убеждать и покорять людей с помощью личного обаяния.
- Не боится действовать решительно.
- Инициирует изменения и помогает организации успешно развиваться.
- Своим примером мотивирует команду к достижению целей.
У такого лидера есть и недостатки: поражения подрывают его уверенность, поэтому доминанта нужно поддерживать и напоминать ему, что неудачи нормальны.
Инноватор
Главный союзник перемен. Его основные характеристики:
- Вдохновляет на перемены и помогает коллегам преодолевать страх перед новыми вызовами.
- Ищет новые подходы, адаптируется к рыночным трендам и не боится ошибок.
- Генерирует новые идеи в разных областях — от улучшения продукта до найма.
- Ему необходимы творческие эксперименты для достижения наилучших результатов.
- Инициирует внедрение новаторских практик и помогает находить нестандартные решения.
Чтобы инноватор был эффективен, ему нужно поле для экспериментов. Он может недооценивать риски, поэтому к его ошибкам стоит относиться с пониманием.
Интегратор
Отличный посредник для переговоров. Его основные характеристики:
- Высоко развита эмпатия, умеет поддерживать людей.
- Способен налаживать взаимодействие в коллективе и объединять сотрудников.
- Помогает адаптировать новичков и создавать дружественную атмосферу.
- Поддерживает коллег в трудных ситуациях и конфликтах.
- Создаёт обстановку взаимопонимания и поддержки, улучшает рабочую атмосферу.
Слабая сторона интегратора — он может отвлекаться от бизнес-задач, так как будет уделять слишком много внимания межличностным отношениям.
Протектор
Надёжный сотрудник, который хранит традиции и всегда следует инструкциям. Его основные характеристики:
- Глубоко понимает инструменты бизнеса и его возможности.
- Обеспечивает надёжность, стабильность и безопасность в работе компании.
- Силён в разработке инструкций, стандартов безопасности, технологических процессов.
- Умеет предотвращать ошибки, защищает бизнес от рисков и обеспечивает его эффективную работу.
- Помогает оптимизировать процессы и обеспечивает стабильность работы.
- Внимательный к деталям, ответственный и скрупулёзный.
К минусам протектора относится то, что такой сотрудник с трудом адаптируется к изменениям и часто необоснованно критикует новые идеи.
Эксперт
Лидер с точки зрения профессиональных компетенций. Его основные характеристики:
- Имеет опыт, который помогает обеспечить высокое качество продукции или услуг.
- Активно участвует в обучении новых сотрудников, а также играет роль наставника для остальных членов команды.
- Разбирается в различных методиках и инструментах и предлагает лучшие решения для успеха компании.
- Умеет давать советы, оказывать поддержку и предлагать экспертизу, которые способствуют достижению успеха.
Недостатки эксперта: он может быть равнодушен к областям, которые не относятся к его профессии, а также может проявлять недовольство по отношению к не самым старательным сотрудникам.
Как распознать неформального лидера с помощью пульс-опросов
Распознать неофициального лидера помогают пульс-опросы. Этот метод опроса используют, чтобы оценить уровень удовлетворённости и мотивации сотрудников, эффективность работы и другие аспекты корпоративной среды. Например, отметить навыки и лидерские качества коллег помогают такие вопросы:
- Кто в ситуации неопределённости берёт лидерство на себя?
- Кто обычно предлагает новые идеи?
- К кому вы обратитесь за профессиональным советом?
На основе ответов определяется, какой тип лидерства в большей степени присущ сотруднику: доминант, инноватор, интегратор, протектор или эксперт. Для каждого стиля лидерства формируется рейтинг, благодаря которому сотрудники узнают свои сильные стороны и недостатки, над которыми стоит поработать.
Читать по теме:
- Пульс-опросы — для чего нужны и как их проводить
- Как создать опрос сотрудников в Гугл-форме — полное руководство
- Метод оценки «360 градусов»: как применять и как правильно составить опросник
- Анкетирование сотрудников организации: какие инструменты помогают узнать всё о своей компании
Как руководителю взаимодействовать с неформальным лидером
Неформальные лидеры могут серьёзно влиять на команду и формировать её настроение и поведение. Если руководитель не контролирует действия такого сотрудника, это может привести к разногласиям и конфликтам, ухудшить атмосферу в коллективе, подорвать производительность и отразиться на бизнес-целях компании. Вот что важно делать, чтобы быть в согласии с неформальным лидером.
Устанавливать открытую и доверительную коммуникацию. Руководитель должен учитывать позицию неформального лидера, принимая решения. Важно объяснить такому сотруднику, какие цели ставит перед собой компания и как неформальный лидер может повлиять на их достижение.
Сотрудничать, а не соперничать. Руководство может поручать такому сотруднику дополнительные обязанности и в сложных ситуациях спрашивать у него совета. Информация о происходящих в компании событиях поможет неформальному лидеру лучше понимать контекст и направлять команду к общим целям.
Встречаться один на один. Регулярные индивидуальные встречи помогут начальнику оперативно замечать изменения в настроении сотрудника, быстро на них реагировать и таким образом избегать негативного влияния на коллектив.
Держать слово. Если официальный руководитель обещал выделить ресурсы на проект, то обязательство необходимо выполнить, иначе это может подорвать доверие к руководству и нарушить единство в коллективе. А чтобы не подорвать авторитет неформального лидера, не стоит критиковать его перед командой в случае проблем.
Взаимодействие формального и неформального лидеров помогает определить место неформального лидера в корпоративной системе и поддерживать с ним конструктивный диалог. А это, в свою очередь, поможет создать благоприятную рабочую среду и достичь общих успехов в работе.
Как выявить скрытые проблемы бизнеса при помощи пульс-опросов от iSpring
Пульс-опросы позволяют в короткий срок получить анонимную и честную обратную связь от сотрудников. Это помогает своевременно выявить проблему и решить её, не прибегая к радикальным мерам.
Пульс-опрос охватывает следующие показатели:
- Вовлечённость — выявляет лояльность сотрудников, их желание работать в компании и делать больше, чем требуется по инструкции.
- Благополучие — выявляет выгорание и уровень стресса сотрудников.
- Удовлетворённость — выявляет причины фрустрации и стресса.
Оценка компании происходит по 11 факторам: руководитель, команда, кросс-функциональное взаимодействие, возможности для развития, вознаграждение и признание, условия для успеха, полномочия, уважение к сотрудникам, согласованность, инновации, гордость за продукт.
Ключевое преимущество пульс-опросов — регулярность. Если проводить их раз в неделю, получится всего 5–10 вопросов. Сотрудник потратит на них не больше пяти минут, а руководитель сможет оперативно отследить динамику показателей и выявить проблемы на ранней стадии.
В пульс-опросе от iSpring собрано 105 вопросов, которые оценивают 13 показателей. Примеры вопросов можно посмотреть в демоверсии. Для этого оставьте заявку на бесплатную демонстрацию и попробуйте сервис в удобное для вас время.