Цифровое обучение персонала (digital learning) отличается от обычного тем, что проходит онлайн. Вместо тренеров — видеолекции и вебинары, а вместо очного тестирования и опросов — онлайн-тесты. Но задачи у цифрового обучения такие же: дать сотрудникам необходимые для работы знания и проверить, как они усвоены.
В статье расскажем:
- в чем преимущества цифрового обучения сотрудников,
- как поэтапно внедрить digital learning,
- какие инструменты для этого использовать.
Преимущества цифрового обучения перед офлайн-обучением для компании и сотрудников
Плюсы цифрового обучения: его можно гибко подстроить под нужды компании и сотрудников, а также задействовать меньше ресурсов. Собрали главные преимущества digital learning.
Доступность
Если в компании несколько офисов и филиалов, обучение приходится выстраивать в каждом, чтобы тренеры могли поработать с каждым сотрудником. Если тренеров немного, а новые сотрудники появляются регулярно, это может стать проблемой: тренеры просто не успеют всех обучить и в филиалах будет работать неподготовленный персонал.
Цифровое обучение позволяет организовать учебные процессы в любом регионе без выезда тренера: одновременно может обучаться неограниченное число сотрудников. В этом случае нет географических и временных ограничений. Приемы цифрового обучения позволяют своевременно запускать новичков «в бой» и вовремя повышать квалификацию сотрудников.
Интерактивность
Компоненты цифрового обучения — это не только лекции и теория, но и интерактивные задания. Примеры в таких заданиях моделируют реальные ситуации: так гораздо проще усвоить материал и потом применить его на практике. Например, продавцы-консультанты могут отрабатывать возражения в диалоге с виртуальным покупателем.
Кастомизация под сотрудника
При обычном обучении нельзя подстроиться под каждого сотрудника: тренер приходит в определенное время и место. Внедрение цифрового обучения позволит учесть график работы и удобное место. Например, если нужно срочно обучить персонал новой системе учета товаров, удобно разбить материал на короткие лекции, чтобы сотрудники могли учиться в перерывах от работы.
Мгновенная обратная связь
Во время обычного обучения сотрудники пишут тесты на бумаге и потом сдают их тренеру. После этого нужно ждать результатов проверки. Цифровое обучение в компаниях позволяет мгновенно получить результаты тестирования, сравнить их с результатами коллег и отработать свои ошибки. А руководство сразу видит, сколько сотрудников успешно прошли обучение.
Экономия ресурсов
Для офлайн-обучения придется нанять несколько тренеров в штат. Плюс надо будет оплачивать дорогу и жилье тренеров, если они будут выезжать в другие регионы. При внедрении цифрового обучения вам нужны только онлайн-инструменты — платформа для проведения занятий, запись лекций, тесты. Это гораздо дешевле, чем ежемесячно платить зарплату нескольким тренерам и оплачивать их командировки. А сэкономленные деньги можно потратить на маркетинг или другие важные нужды компании.
Методы цифрового обучения сотрудников
Существует несколько видов цифрового обучения, которые стали особенно популярны для обучения сотрудников.
Онлайн-курсы
К ним относятся как собственные онлайн-курсы компании, так и уже готовые на площадках — Skillbox или «Яндекс Практикум». Если не хочется тратить время на разработку собственных программ, можно отправить сотрудников на обучение через такие платформы. Но нужно учесть, что уроки на таких платформах не кастомизируются: нельзя добавить или убрать темы, сформировать индивидуальный план.
VR
VR-обучение позволяет полностью погрузиться в среду и отработать нужные навыки на практике с помощью технологий виртуальной реальности. Это удобно для обучения технике безопасности, навыкам работы с оборудованием или переговоров с клиентами. С помощью VR-обучения можно смоделировать сложные или опасные ситуации, например ЧП на производстве, и оценить скорость реакции сотрудника и правильность принятых им решений.
Вебинары
Такое обучение максимально похоже на офлайн-лекцию, только лектор рассказывает с монитора, а ученики сидят не за партами, а за любыми столами. Во время вебинара можно задать вопрос или ответить на задание — всё как на обычной лекции. Но нужно постоянно следить за качеством связи: стриминг видео требует хорошей скорости интернета.
Геймификация
Чтобы лучше вовлечь сотрудников в обучение, внедрите в него элементы игры, например награды за пройденный материал, бонусы за лучшие ответы, рейтинговую шкалу. Особо отличившихся сотрудников можно награждать — премией, дополнительным выходным, бонусами на покупку продукции компании или сертификатами компаний-партнеров.
Читайте по теме:
10 платформ для геймификации обучения сотрудников
Корпоративный портал
Для его создания используют конструкторы — iSpring Learn, GetCourse и другие. На портале размещаются элементы цифрового обучения — материалы для изучения, интерактивные тренажеры и тесты проверки знаний. А руководство может следить за динамикой обучения. С помощью конструктора можно создать материалы в любом формате и любой длительности, а также сформировать траектории обучения из уже созданных курсов.
Например, в траекторию «Старший менеджер по продажам» могут войти курсы «Работа с продуктовой линейкой», «Управление персоналом» и «Составление плана продаж».
Этапы внедрения цифрового обучения в организации
Расскажем об этапах внедрения digital learning на основе нашего опыта и поделимся примерами цифрового обучения компаний, которым помогали составить программы и организовать процессы.
Выберите, в каком формате будет проводиться обучение
Продумайте, в каком формате организовать обучение, чтобы все сотрудники смогли пройти его легко и быстро. Например, в условиях офиса можно организовать онлайн-вебинары. А на производстве, где у работников сменный график, собрать всех в одно время не получится — лучше использовать записанные заранее лекции или лонгриды.
Решите, как будут организованы практические занятия — в форме тестов, заданий с использованием VR, интерактивных тренажеров. Например, менеджерам по продажам важно отрабатывать возражения на практике — им больше подойдут тренажеры.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
Unilever — производство товаров повседневного спроса | Сделать доступным обширный каталог компании, который сотрудники не могли выучить | Создали электронную базу знаний с презентациями товаров, которая позволяет найти любой товар по описанию или артикулу |
Соберите команду экспертов по обучению персонала
Привлеките заинтересованных в обучении специалистов компании — директоров компании, руководителей подразделений, тренеров, недавних новичков и опытных наставников из команды. Все должны высказать свои пожелания и вместе сформулировать цели и задачи обучения.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
«Модульбанк» — цифровой банк для предпринимателей | Сократить затраты на обучение новичков | Выслушали пожелания новичков, тренеров и руководителей подразделений, в итоге создали обучающий онлайн-квест для новичков |
Выберите платформу для обучения
Здесь нужно отталкиваться от ваших целей, а также от состава команды и бюджета. Отметьте функции, которые вам понадобятся: возможность загрузки готовых лекций, редактор лонгридов, онлайн-тестирование, поддержку мобильной версии и т. д. На основе этого выберите подходящее решение.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
«ФораФарм» — парафармацевтический дистрибьютор | Научить торговых представителей закрывать возражения | Руководитель обучения выбрала платформу iSpring Learn, чтобы создать онлайн-материалы и интерактивный симулятор диалогов с покупателем |
Составьте программу обучения
Составьте структуру для каждого курса, продумайте задания для проверки. При необходимости комбинируйте форматы обучения. Подумайте, как вы будете собирать обратную связь и отслеживать статистику.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
«Сентранс Иншуранс» — страховая компания | Обеспечить непрерывное обучение сотрудников | Компания разработала комбинированную программу обучения: сотрудники изучали теорию на платформе iSpring Learn, а обкатывали ее на очных тренингах |
Оповестите сотрудников
Когда обучение будет готово, разошлите сотрудникам информацию о том, как приступить к изучению программы. Заранее подготовьте инструкцию для тех, у кого возникнут трудности с обучением.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
Атырауский нефтеперерабатывающий завод | Обучить новых сотрудников и создать курсы для повышения квалификации | На предприятии было много возрастных сотрудников, которые не очень ладили с современными технологиями. Для них была подготовлена инструкция с объяснением интернет-терминов (URL, логин и др.) |
Проведите обучение
После обучения соберите и обработайте обратную связь. Сотрудники должны ответить, было ли им удобно пользоваться платформой, возникли ли сложности, чего им не хватило.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
S8 Capital — многопрофильный холдинг, владелец бренда «Столото» | Разработать онбординг для новичков в Столото | В компании провели welcome-курс, но у новичков возникло много вопросов. В результате курс был переработан и выпущен на платформе iSpring Learn с учетом пожеланий сотрудников |
Внедрите обучение
Цифровое обучение должно стать частью рабочего процесса. Собирайте обратную связь, отслеживайте показатели и совершенствуйте обучающие программы.
Компания | Задача | Решение |
---|---|---|
ЧЕТРА — бренд спецтехники | Удешевить обучение и обеспечить его непрерывность | На обучение сотрудника раньше уходило 500 000 рублей в год, а информация быстро устаревала. Платформа iSpring позволила быстро создавать и внедрять курсы, а также мгновенно вносить актуальные изменения |
iSpring Learn для цифрового обучения персонала
iSpring Learn — это платформа для самостоятельного создания обучающих материалов и программ цифрового обучения. Вот что можно делать на платформе.
1. Создавать уроки любых форматов
Загружайте готовые уроки или создавайте их с нуля. Используйте видео, презентации, аудио и текстовые файлы. Объединяйте уроки в учебные планы по профессии и создавайте свою базу знаний.
Например, если у вас уже есть готовые видеоуроки, по которым раньше обучались менеджеры, вы можете загрузить их на платформу и добавить справочник, интерактивные тесты и скрипты для работы с клиентами. В любое время программу можно доработать.
2. Управлять пользователями и обучением
Назначайте пользователям роли, а также разделяйте учеников по филиалам или подразделениям, чтобы лучше отслеживать статистику. Автоматически назначайте курсы сотрудникам. Календарь мероприятий поможет отправить ученикам уведомления о занятиях.
Платформа позволяет избавиться от большого количества рутины — например, новичкам можно автоматически назначать курс онбординга, а уведомления о новых уроках они будут получать по почте или в сообщениях.
3. Проводить вебинары
Интегрируйте платформу с Zoom. Показывайте презентации и проводите опросы во время вебинара. Также можно сохранять видео в HD и отслеживать статистику по участникам.
По эффективности вебинар не отличается от очной лекции — ученики вживую слушают преподавателя и задают вопросы. Но в цифровом инструменте после вебинара вы увидите, сколько человек присутствовали и как долго слушали лектора.
4. Видеть всю статистику в личном кабинете ученика
В личном кабинете ученики могут выполнять задания, отслеживать прогресс, получать напоминания об уроках и оставлять обратную связь.Весь учебный процесс сосредоточен в одном месте — не нужно будет открывать дополнительные приложения и рассеивать свое внимание.
Можно внедрить геймификацию — награды и бонусы. Также здесь можно завести чат для учеников, где они будут обмениваться опытом и получать обратную связь.
5. Учиться с телефона в мобильном приложении
Можно скачать курс на телефон и проходить его даже без интернета, например в самолете. Когда интернет появится, прогресс будет зафиксирован в личном кабинете. Еще одна удобная фишка — уведомления в push-формате.
Приложение поможет руководителю отслеживать, как сотрудники проходят обучение и вовремя ли сдают тесты.
6. Отслеживать статистику
Статистика по материалам показывает, какие курсы наиболее популярны и по каким у учеников больше всего достижений. Статистика по пользователям помогает сравнить уровень подготовки в разных филиалах и оценить успехи каждого сотрудника. Статистика по заданиям указывает, какие варианты ответов чаще всего выбирают, в чем возникают трудности, каковы результаты тестов в целом.
Вы сможете полностью контролировать процесс обучения, обсуждая с сотрудниками их достижения и вопросы, которые вызывают затруднения. Тем самым вы будете постоянно совершенствовать свои курсы.
Портал можно оформить в корпоративном стиле компании и интегрировать с кадровыми системами, CRM и другими IT-инструментами.
Оформить бесплатный доступ к iSpring Learn →
Цифровое обучение персонала: краткое резюме
- Цифровое обучение позволяет значительно экономить ресурсы и время. Если для офлайн-обучения нужно организовать тренинг и оплатить работу преподавателя, то в онлайн-формате достаточно просто загрузить нужный курс.
- Помимо экономии, цифровое обучение позволяет сразу же оценить результат сотрудника, получить статистику по обучению в целом и собрать обратную связь.
- Руководство всегда знает, на каком этапе обучения тот или иной сотрудник, с чем он испытывает трудности и когда можно будет выпустить его «в бой».
- Внедряя цифровое обучение, учитывайте мнение руководителей подразделений и самих сотрудников. Корректируйте курсы после пилотного запуска. Вряд ли с первого раза получится учесть все важные моменты.
- Для успешного обучения важно выбрать современную платформу, которая будет поддерживать любой формат материала — видео, текст, презентации, интерактивные задания. Платформа возьмет на себя рутинные операции: оповещения учеников, составление календаря обучения, ведение статистики, назначение новичкам welcome-курса.
- Чтобы сохранить вовлечение, внедрите в процесс обучения геймификацию. Геймификация позволит воспринимать обучение не как повинность, а как игру. А отличившихся сотрудников можно награждать.